РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Петропавловск-Камчатский 18 мая 2021 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Денщик Е.А., при секретаре Надеждиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архангельской Валентины Петровны к обществу с ограниченной ответственностью «АльфаСтрахование – Жизнь» о взыскании суммы выкупной цены страховой премии по договору страхования жизни,
УСТАНОВИЛ:
Архангельская Валентина Петровна предъявила в суде иск к ООО «АльфаСтрахование – Жизнь» о взыскании суммы выкупной цены страховой премии по договору страхования жизни.
В обоснование требований указала на то, что 19 июля 2017 года между ее супругом Архангельским Ю.В. и ООО «АльфаСтрахование – Жизнь» был заключен договор страхования жизни с выплатой дополнительного инвестиционного дохода № № страховая премия по которому составляла 3 000 000 рублей. 15 августа 2018 года ее супруг умер в результате болезни. Указывая на то, что она является единственным наследником после смерти ФИО5, просила взыскать с ответчика суммы выкупной цены страховой премии по договору страхования жизни в связи с досрочным прекращением договора в результате наступления страхового случая в размере 2 324 702 рублей 97 копеек, а также возместить за счет ответчика судебные расходы на оформление доверенности в размере 2 300 рублей и почтовые услуги в размере 201 рубля.
В судебное заседание Архангельская В.П. не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, заявлений и ходатайств не представила.
Ее представитель Архангельский В.Ю. в судебном заседании требования поддержал, указав на то, что факт смерти его отца ФИО5 досрочно прекратил действие спорного договора, что является основанием для возврата части страховой премии в размере 2 324 702 рублей 97 копеек исходя из гарантированного размера выкупной суммы при досрочном прекращении договора страхования, установленного приложением № 1 к договору. Требование о взыскании с ответчика части страховой премии обусловлено невыплатой ответчиком гарантированного размера выкупной суммы при досрочном прекращении договора страхования на дату 21 июля 2018 года. Страховая выплата по договору страхования выплачена его доверителю 29 июля 2020 года в размере 3 000 000 рублей. Пояснил так же то, что спорный договор страхования жизни, по сути, являлся кабальной сделкой для отца и был заключен под слиянием обмана со стороны сотрудника банка. В день заключения договора он отец имел намерение продлить договор банковского вклада денежных средств, однако поддавшись в силу престарелого возраста убеждению сотрудника банка вложил деньги в спорный договор страхования, который по пришествию трех лет прибыли не принес.
ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» представителя для участия в судебном заседании не направило, о времени и месте извещено. Согласно письменному отзыву на исковое заявление возражало против его удовлетворения в связи с надлежащим исполнением обязательств по договору, выплатой истцу суммы страхового возмещения в размере 3 000 000 рублей в установленный договором срок. Указало на то, что факт смерти застрахованного лица является страховым случаем, влекущим выплату его наследникам страхового возмещения и прекращение договора не влечет.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствие со ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Согласно с. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор. Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. В случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица.
В соответствии со ст. 958 ГК РФ договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятельствам относятся гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая, а также прекращение в установленном порядке предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим предпринимательский риск или риск гражданской ответственности, связанной с этой деятельностью.
При досрочном прекращении договора страхования по обстоятельствам, указанным в п. 1 ст. 958 ГК РФ, страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 19 июля 2017 года между ФИО5 и ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» заключен договор страхования жизни с выплатой дополнительного инвестиционного дохода № по программе «Капитал в плюс», согласно которому страховщик обязалсяся за обусловленную договором страховую премию при наступлении страхового случая в соответствии с условиями страхования жизни осуществить страховую выплату с дополнительным инвестиционным доходом (т. 1 л.д. 21-29).
Согласно п.п. 8, 4 данного договора дата начала срока страхования определена сторонами 22 июля 2017 года, дата его окончания – 21 июля 2020 года. К страховым случаям относено: дожитие застрахованного лица до 31 июля 2020 года, его смерть, в том числе в результате кораблекрушения, авиакатастрофы, крушения поезда.
Пунктом 5 договора установлены размеры страховых сумм, в частности по риску «смерть застрахованного» данная сумма составляет 3 000 000 рублей.
В соответствии с подп. 2 п. 6 договора, при наступлении страхового случая по риску «смерть застрахованного» в соответствии с п. 2 раздела 4 договора выплачивается 100 % страховой суммы, установленной в п. 2 раздела 5 договора, после наступления даты, указанной в договоре как дата окончания срока страхования. В состав страховой выплаты может быть включен дополнительный инвестиционный доход (резерв страховых бонусов).
Страховая премия в размере 3 000 000 рублей уплачивается единовременно 22 июля 2017 года (п. 7 договора).
Выгодоприобретателями по риску «смерть застрахованного» являются наследники по закону (п. 11).
Согласно подп. 3, 4, 5 п. 12 договора, дополнительный инвестиционный доход (резерв страховых бонус) используется для выплаты в дополнение к страховой сумме по рискам «смерть застрахованного» и «дожитие застрахованного». Порядок расчета дополнительного инвестиционного дохода описан в разделе 13 условий к договору. При этом при расчете дополнительного инвестиционного дохода не учитываются страховые резервы по риску «смерть застрахованного в результате кораблекрушения, авиакатастрофы, крушения поезда».
При досрочном прекращении договора страхователю выплачивается выкупная сумма в пределах сформированного в установленном порядке страхового резерва по договору страхования на день прекращения договора согласно приложению № 1 к договору.
Если договор прекращается по истечении первых десяти рабочих дней (абзац 1 данного пункта) со дня заключения договора, но до окончания срока, на который он был заключен, уплаченная страховая премия (страховой взнос) возврату не подлежит. В случае возврата страховой премии (страхового взноса) в соответствии с досрочным прекращением договора по истечении первых десяти рабочих дней со дня его заключения, дополнительный инвестиционный доход не выплачивается.
Как следует из замечания к п. 15 договора страхования, дополнительный инвестиционный доход определяется страховщиком на момент прекращения договора страхования с учетом выбранной при заключении договора страхователем стратегии инвестирования, указанной в данном разделе. Дополнительный инвестиционный доход рассчитывается по формуле, изложенной выше. При досрочном прекращении договора страхования дополнительный инвестиционный доход равен нулю. Дополнительный инвестиционный доход, рассчитанный по формуле, изложенной выше, и не равен нулю, включается в состав страховой выплаты только по рискам «дожитие застрахованного» и «смерть застрахованного» и может быть выплачен только после наступления даты, указанной в договоре как дата окончания срока страхования.
19 июля 2017 года ФИО5 обязательства по договору исполнены в полном объёме путем уплаты страховой премии по договору в размере 3 000 000 рублей (т. 1 л.д. 162).
Согласно пояснениям представителя истца в судебном заседании заявленное по делу требование о взыскании с ответчика части страховой премии обусловлено невыплатой ответчиком гарантированного размера выкупной суммы при досрочном прекращении договора страхования, установленного приложением № 1 к договору, на дату 21 июля 2018 года.
Как следует из приложения № 1 к договору страхования, при досрочном прекращении договора страховщик выплачивает страхователю выкупную сумму, рассчитанную на дату досрочного прекращения договора, при условии уплаты установленной в договоре страховой премии за данный период. Дополнительный инвестиционный доход (резерв бонусов) в составе выкупной суммы не выплачивается (т. 1 л.д. 30).
В соответствии с приведенной в приложении № 1 к договору таблицей, гарантированный размер выкупной суммы за период страхования с 22 апреля 2018 года по 21 июля 2018 года составляет 2 324 702 рубля 97 копеек.
Как установлено в судебном заседании, 14 августа 2018 года ФИО5 умер, о чем выдано соответствующее свидетельство №, причиной смерти явилась болезнь (т. 1 л.д. 34, 154-155).
После смерти указанного лица, нотариусом Сайфуллиной С.А. открыто наследственное дело №, согласно которому Архангельская В.П. является единственным наследником после смерти ФИО5 (т. 1 л.д. 240).
В связи с наступлением страхового случая по спорному договору страхования жизни с выплатой дополнительного инвестиционного дохода 29 июля 2020 года ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» произвело страховую выплату истице – выгодоприобретателю (наследнику застрахованного лица) в размере 3 000 000 рублей, что истцом и его представителем в ходе судебного разбирательства не оспаривалось (л.д. 139).
18 сентября 2020 года истцом в лице предстателя Тимофеева В.А. в адрес страховщика направлено заявление о выплате части страховой премии в соответствии с приложением № 1 к договору и ч. 2 ст. 958 ГК РФ, в размере 1 830 000 рублей, в связи с досрочным прекращением договора страхования в результате смерти застрахованного лица, в чем ей было отказано (л.д. 31-32).
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства в учетом анализа вышеприведенных условия договора страхования и положения ст. 431 ГК РФ, согласно которой при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений, суд не находит оснований согласится с позицией истца о прекращении договора страхования с момента смерти страхователя (застрахованного лица) и возникновении тем самым оснований для получения части ранее уплаченной страховой премии.
Согласно положениям ст. 958 ГК РФ договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай.
В силу вышеприведенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и условий договора страхования, наступление смерти страхователя (застрахованного лица) не может быть отнесена к обстоятельствам, свидетельствующим о том, что возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай, поскольку данное событие (смерть застрахованного), само по себе и является страховым случаем, обусловленным договором, наступление которого не прекращает договор, а лишь порождает необходимость исполнения страховщиком взятых на себя обязательств по выплате выгодоприобретателю страховой сумму в соответствии с условиями договора.
На основании изложенного, требования истца о взыскании суммы выкупной цены страховой премии по договору страхования жизни с выплатой дополнительного инвестиционного дохода удовлетворению е подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении иска понесенные истцом судебные расходы возмещению за счет ответчика также не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░ 2021 ░░░░.