Дело № 2-1043/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 сентября 2018 года г. Шатура Московской области
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Хавановой Т.Ю.
при секретаре судебного заседания Симоновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколовой Елены Вячеславовны к открытому акционерному обществу «Шатурская управляющая компания» о взыскании переплаты за коммунальные услуги, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Соколова Е.В. обратилась в суд с указанным иском к ОАО «Шатурская управляющая компания», с учетом принесенных уточнений, ссылаясь на следующее (л.д. 89-92).
Истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ОАО «Шатурская управляющая компания».
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком для расчета ежемесячной платы за коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению применялись завышенные тарифы, неправомерно установленные Советом депутатов Шатурского муниципального района Московской области, вместо тарифов, установленных Комитетом по ценам и тарифам Московской области, обязательность применения которых предусмотрена законом.
Общая сумма переплаты за услуги ЖКХ за указанный период составила 21408 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена письменная претензия с требованием перерасчета платы за коммунальные услуги, которая оставлена без удовлетворения.
На основании п. 5 ст. 28 Закона О защите прав потребителей истцом начислена неустойка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 39818 рублей, которая подлежит ограничению до суммы подлежащей взысканию в качестве переплаты коммунальных услуг - 21408 рубля.
Просит взыскать с ответчика переплату за коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 21408 рублей, неустойку в размере 21408 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф в размере 23908 рублей.
Истец Соколова Е.В. в судебное заседание не явилась, ее представитель адвокат Мосалева О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении, пояснила, что несмотря на представленные ответчиком документы, механизм расчета платы за коммунальные услуги неверен.
Представитель ответчика ОАО «Шатурская управляющая компания» Бужин И.В. в судебном заседании иск не признал, пояснил следующее. Действительно размер платы за коммунальные услуги в указанный период определялся по установленным решениями Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области тарифам. Однако в вышеназванный период должны были применяться более высокие ставки для расчёта оплаты за тепловую энергию для населения, установленные распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области для теплоснабжающей организации ООО «ТеплоИнвест», являвшемуся на тот момент поставщиком тепловой энергии для с/п Дмитровское Шатурского муниципального района Московской области. Поэтому у Соколовой Е.В. за коммунальные услуги в спорный период была недоплата перед ОАО «Шатурская управляющая компания». При расчете суммы переплаты, которая по мнению истца подлежит возмещению, истец использовала самостоятельно установленный порядок, который не может применяться.
Исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Соколова Е.В. является собственником доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором проживает она и члены ее семьи.
Споров по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги между долевыми сособственниками нет.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
Управление многоквартирным домом по указанному выше адресу осуществляет ОАО «Шатурская управляющая компания».
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ).
Согласно пункту 12.2 Положения «О комитете по ценам и тарифам Московской области», утвержденного Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № Комитет осуществляет установление цен (тарифов) на товары и услуги в сфере услуг коммунального комплекса.
В соответствии с приведенными нормами законодательства Комитетом по ценам и тарифам Московской области были установлены тарифы:
- распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения»;
- распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения и внесении изменений в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения»;
- распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2016-2018 годы»;
- распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области";
- распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-Р «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения»;
- распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об установление тарифов в сфере холодного, горячего водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства и организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, на 2015 год».
В нарушение установленных правил расчета платы за коммунальные услуги Ответчиком ОАО «ШУК» для начисления платы за отопление и горячее водоснабжение до ДД.ММ.ГГГГ использовались тарифы, установленные Решениями Совета депутатов Шатурского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении размера платы за коммунальные услуги», которые были отменены Распоряжениями Комитета по ценам и тарифам Московской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ, №-р от ДД.ММ.ГГГГ, №-р от ДД.ММ.ГГГГ, №-р от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, №-р от ДД.ММ.ГГГГ.
Незаконность применение тарифов, установленных Решениями Совета депутатов Шатурского муниципального района в 2015, 2016, 2017 годы представителем ответчика признается, вместе с тем тарифы, установленные отмененными решениями Совета депутатов Шатурского муниципального района, применяемые при определении платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для жителей сельского поселения Дмитровское были значительно ниже тарифов, установленных Комитетом по ценам и тарифам Московской области.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по услугам отопление и горячее водоснабжение управляющей компанией применялись тарифы, установленные Мособлкомцен.
Вместе с тем истцом расчет сумм переплаты за коммунальные услуги произведен с использованием тарифов, утвержденных Комитетом по ценам и тарифам Московской области для населения городского поселения Шатура согласно распоряжениям от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-Р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р, а не на основании указанных выше распоряжений, устанавливающих тарифы для населения сельского поселения Дмитровское Шатурского муниципального района.
В связи с этим указанный расчет является неверным и не подлежит применению.
Кроме этого, при расчете сумм, подлежащих уплате в счет коммунальной услуги по отоплению истцом необоснованно в формуле 2(1) приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, использован коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению в размере 7/12, где 7 - это фактическое количество месяцев отопительного периода.
В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в период до ДД.ММ.ГГГГ расчет платы за коммунальную услугу по отоплению при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определялся в порядке, установленном п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", а именно, по установленной формуле, как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. без коэффициента.
В последующем пунктами 2, 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принять решение в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).
Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
До вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
Решение о переходе платы за отопление в отопительный период на территории муниципального образования (в спорный период - городское поселение Шатура Московской области) в соответствии с Правилами № Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области не принималось.
Многоквартирный дом, где расположена квартира истца, не оборудован коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (по услуге отопление).
В связи с этим расчет платы за отопление производится исходя из нормативов потребления.
Согласно п. 2.3. Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-РВ до введения в действие нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях применяются действующие в муниципальных образованиях Московской области нормативы потребления коммунальных услуг.
Действующий на территории Шатурского муниципального района Московской области (в настоящее время городского округа Шатура) норматив утвержден Решением Совета депутатов Шатурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № "О нормативах потребления коммунальных услуг населением Шатурского муниципального района", исходя из установленной нормативной продолжительности отопительного периода равной 12 месяцев, с круглогодичной оплатой услуги.
Согласно п. 2(2) Приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в случае использования при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяются по формулам 2 и 2(1), исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В связи с этим, при расчете платы за отопление в формуле 2(1) должен применяться коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, к количеству месяцев в календарном году, а именно - в размере 12/12 (или 1), при установленной (не фактической) продолжительности отопительного периода в применяемом нормативе - 12 месяцев.
При расчете услуг по отоплению и горячему водоснабжению по тарифам, утвержденным Мособлкомцент для населения сельского поселения Дмитровское (с. Дмитровский погост) на стороне потребителя (истца) образуется недоплата за коммунальные услуги, а именно: по отоплению в размере 17182,14 рублей (за период с июня 2015 по июнь 2017), по горячему водоснабжению в размере 2734,27 рублей (за тот же период) (л.д. 108, 109).
С ДД.ММ.ГГГГ в городском округе Шатура установлена единая теплоснабжающая организация – МУП «Шатурское ПТО ГХ», в связи с чем поставщиком соответствующих услуг стала указанная организация.
Вместе с тем тарифы на услуги для МУП «Шатурское ПТО ГХ» были установлены Мособлкомцен только с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с разъяснениями регулирующего ценообразование органа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ управляющей компанией применялись тарифы, установленные Мособлкомцент для населения по услугам, поставляемым ООО Теплоинвест (л.д. 118-121).
С учетом изложенного, переплаты истцом за коммунальную услугу отопление не имеется, требования истца являются необоснованными.
Требования истца о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа являются производными, в связи с чем при отсутствии оснований для перерасчета истцу платы за коммунальные услуги также не подлежат удовлетворению, как и возмещение судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194 - 198 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Соколовой Елены Вячеславовны к открытому акционерному обществу «Шатурская управляющая компания» о взыскании переплаты за коммунальные услуги, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.Ю. Хаванова
Мотивированное решение составлено 27 сентября 2018 г.
Судья Т.Ю. Хаванова