12-1-5/2020
64RS0007-01-2020-000005-20
РЕШЕНИЕ
20 февраля 2020 года город Балашов
Судья Балашовского районного суда Саратовской области Понамарев О.В.,
при помощнике судьи Безруковой С.А.,
с участием защитника Муниципального казенного учреждения муниципального образования город Балашов «Городское ЖКХ» (далее МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» или Учреждение) В.О.Н. , действующей на основании доверенности № 8 от 01 апреля 2019 года,
рассмотрев в открытом заседании в помещении Балашовского районного суда
жалобу директора МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» К.В.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области № 3-181/2019 от 12 декабря 2019 года, которым Учреждение за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей,
установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области № 3-181/2019 от 12 декабря 2019 года юридическое лицо МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель юридического лица - директор МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ» К.В.В. обратился в суд с жалобой, в которой, не оспаривая факт сброса сточных вод в водный объект (р. Хопер) без соответствующих разрешительных документов, просит отменить вышеуказанное постановление, поскольку МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения с ДД.ММ.ГГГГ, является вновь созданной организацией, а поэтому внесение изменений в план проверок в 2019 году неправомерно, в связи с чем проверка проведена незаконно.
Защитник МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» по доверенности В.О.Н. жалобу поддержала в полном объёме.
Представитель Межрегионального Управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям по доверенности М.М.В. в письменном отзыве просила разбирательство провести в их отсутствие, оспариваемое постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что нарушения законодательства при проведении плановой проверки Учреждения отсутствуют, так как на объекте негативного воздействия на окружающую среду - очистных сооружениях, ранее осуществляло хозяйственную деятельность МУП «Балашовское ЖКХ», а МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» произвело лишь актуализацию сведений, то есть является правопреемником, поэтому в связи с заменой юридического лица и были внесены изменения в План проведения плановых проверок на 2019 год.
Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица в полном объёме, в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, и доводы жалобы, заслушав защитника МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ», прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к такой ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ч. 1 ст. 31.2 Закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Согласно ч. 6 ст. 31.2 Закона декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 настоящего Федерального закона актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
В силу п. 1.2 ст. 11 вышеуказанного закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.
В судебном заседании установлено, что МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ», осуществляя деятельность на объекте негативного воздействия на окружающую среду II категории, при актуализации 24 апреля 2019 года учетных сведений и в отсутствие декларации о воздействии на окружающую среду в период с апреля по октябрь 2019 года через очистные сооружения канализации, расположенной по адресу: город Балашов, улица 2-ая Хоперская осуществило сброс девяти наименований загрязняющих веществ, общим количеством 0,2613396 т/год.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств:
- распоряжением № 229-р от 24 октября 2019 года руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям о проведении плановой выездной проверки МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ», фактически осуществляющего деятельность по улице 2-я Хоперская, на предмет соблюдения обязательных требований законодательства РФ при эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (регистрационный номер в федеральном реестре ОНВ 63-0164-001445-П);
- протоколом № 3-181/2019 об административном правонарушении от 04 декабря 2019 года, согласно которому МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ», осуществляя деятельность на объекте негативного воздействия на окружающую среду II категории, при актуализации 24 апреля 2019 года учетных сведений в период с апреля по октябрь 2019 года через очистные сооружения канализации, расположенной по адресу: город Балашов, улица 2-ая Хоперская осуществило сброс девяти наименований загрязняющих веществ, общим количеством 0,2613396 т/год.
- актом проверки № САР-57 от 28 ноября 2019 года, согласно которому МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» не исполнило обязанность по представлению декларации о воздействии на окружающую среду по объекту негативного воздействия (код объекта 63-0164-001445-П);
- свидетельством об актуализации учётных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду № DEQIK306 от 24 апреля 2019 года, согласно которому МКУ МО «Балашовское ЖКХ» подтверждает актуализацию сведений об эксплуатируемом объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду - очистные сооружения, расположенные по адресу: город Балашов, улица 2-ая Хоперская.
Протокол об административном правонарушении и иные материалы дела составлены и оформлены в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Таким образом, изучение материалов дела об административном правонарушении показало, что должностное лицо при принятии решения исходило из конкретных обстоятельств дела и дало оценку всем представленным доказательствам.
Факт осуществления деятельности на объекте негативного воздействия на окружающую среду II категории в отсутствие декларации о воздействии на окружающую среду МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» не оспаривается.
Все доказательства исследованы и оценены должностным лицом, как каждое в отдельности, так и в их совокупности, по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований законности при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ), факт совершения Учреждением правонарушения обоснованно признан установленным, и действия правильно квалифицированы по ст. 8.5 КоАП РФ.
В судебном заседании проверялись доводы защитника МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» о незаконности проведения проверки, которые не нашли своего объективного подтверждения и опровергаются собранными доказательствами и нормами действующего законодательства.
Исследованные доказательства в своей совокупности позволяют сделать вывод о наличии в действиях МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, в соответствии которым непредставление декларации о воздействии на окружающую среду по объекту негативного воздействия 63-0164-001445-П влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Постановление о привлечении Учреждения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к такой ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для освобождения МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» от административной ответственности или прекращения производства по делу у судьи не имеется.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.2 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им правонарушения, имущественное и финансовое его положение, обстоятельства, смягчающие ответственность, и обстоятельства, её отягчающие.
Каких-либо оснований для изменения назначенного Учреждению размера наказания судья также не усматривает.
При таких обстоятельствах постановление № 3-181/2019 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 12 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» по ст. 8.5 КоАП РФ, подлежит оставлению без изменения, а жалоба законного представителя юридического лица К.В.В. - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление № 3-181/2019 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 12 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» по ст. 8.5 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица К.В.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения в Саратовский областной суд в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.2 - 30.5 КоАП РФ.
Судья О.В. Понамарев