Дело № 2-287/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 мая 2017 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Ефремовой И.В.,
с участием: представителя ответчика Гужева Я.А.(по доверенности),
при секретаре Байкиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чаптыкова Л.А. к Государственному учреждению Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования филиал №13 о взыскании расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно,
Установил:
Истец Чаптыкова Л.А. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ филиал №13 на оплату проезда к месту лечения и обратно, обосновывая свои требования тем, что она является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая является ребенком-инвалидом. 20.04.2015 года Министерством здравоохранения Красноярского края ей было предоставлено направление на лечение за счёт федеральных средств в <данные изъяты> ФГБУ «Российская детская клиническая больница» в г. Москве. В целях реализации права на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, она обратилась к ответчику для получения талона на проезд авиатранспортом, на что ей было разъяснено, что талоны имеются только на проезд железнодорожным транспортом. Однако время в пути к месту лечения железнодорожным транспортом составляет более 4 суток, что создаёт дополнительные неудобства для ребёнка-инвалида по организации питания, отдыха в вагоне эконом класса. Кроме того, использование железнодорожного транспорта не позволяло обеспечить своевременную госпитализацию ребёнка в срок до 21.04.2015. После устного отказа в получении талона на проезд авиатранспортом онаоплатила стоимость авиаперелёта по маршруту Красноярск-Москва и обратно на себя и ребёнка в общей сумме 14 308 рублей. Всего за период лечения с 21.04.2015 года по 26.04.2016 года ею было потрачено на оплату авиаперелётов по маршруту Красноярск-Москва и обратно 46 436 рублей, в то время как стоимость проезда железнодорожным транспортом за аналогичный период составляет 76 341 рубль.24.02.2016 года она обратилась к ответчику с письменным заявлением о возмещении понесённых расходов по проезду к месту лечения и обратно, однако в возмещении убытков ей было отказано, поскольку компенсация гражданам расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно, произведённых ими самостоятельно, действующим законодательством не предусмотрена, и с письменным заявлением о выдаче талона на проезд в Филиал № 13 ГУ КРО ФСС РФ она не обращалась. Считает, что отказ ответчика в компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно не основан на нормах действующего законодательства.
В судебное заседание истец Чаптыкова Л.А. не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика Гужев Я.А. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, чтоЧаптыкова Л.А. в Фонд социального страхования РФ с талоном № 2 и заявлением о предоставлении талонов на бесплатный проезд не обращалась. Более того, истец самостоятельно приобрела билеты на авиатранспорт. 24.02.2016 Чаптыкова Л.А. обратилась в филиал № 13 с заявлением о компенсации понесенных ею расходов на проезд к месту лечения и обратно на авиационном транспорте. В выплате компенсации последней было отказано, в связи отсутствием правовых оснований для выплаты такой компенсации. Действия ЧаптыковойЛ.А. изначально были направлены на получение денежной компенсации за самостоятельно приобретенные билеты, за счет средств федерального бюджета, что действующим законодательством не предусмотрено.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.9 ст.6.1 и подп.2 п.1 ст.6,2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
В соответствии с п. 5 ст.6.3 вышеназванного закона порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации ( п.3 ст.6.5).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года № 328 утвержден порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок).
В соответствии с п.4 данного Порядка организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом.
Согласно п. 4.2. Порядка для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.
Пунктом 4.4 Порядка предусмотрено, что обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, осуществляется на основании направления и талона N 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Направление и талон N 2 после их оформления направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в территориальный орган Фонда или в уполномоченный орган, а также выдаются гражданину в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, определяющие порядок финансового обеспечения расходных обязательств РФ по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п.п. «б» п. 1 Правил).
В соответствии с п. 2 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в отношении следующих категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. К такой категории лиц относятся дети-инвалиды (п.п. «и» п. 2).
В силу п. 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в частности, Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с п.22 правил Фонд социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов по оплате проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и другими транспортными организациями.
Порядок направления граждан органами исполнительной власти cyбъектовРоссийской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний и форма направления утверждены приказом Минисерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 октября 2005 г.N617.
В соответствии с п. 5 Порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом (приложение N 1) и заполняется Талон N 2 указанного образца.
Талон N 2 представляется гражданином в исполнительные органы социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
Как установлено в судебном заседании и следует из справки МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом-детства, <данные изъяты>
Согласно свидетельству о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ истец Чаптыкова Л.А. является матерьюФИО1.
Как следует из протоколов заседания врачебной комиссии по отбору пациентов на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, талонов на оказание ВМП, талонов к направлению к месту лечения для получения медицинской помощи, ФИО1 нуждалась в плановой госпитализации <данные изъяты>, с датами госпитализации 21.04.2015 (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), 17.08.2015 (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), 28.09.2015 (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), 01.02.2016 (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ),
С установленной формой талона №2 за предоставлением талонов на бесплатный проезд к ответчику, в том числе в Балахтинское представительство Филиала №13 ГУ КРО _ФСС РФ, истец Чаптыкова Л.А. не обращалась, что в судебном заседании сторонами не оспаривалось.
Истцом Чаптыкова Л.А. самостоятельно приобретены проездные документы к месту лечения и обратно воздушным транспортом на себя и на дочь ФИО1 с вылетами по маршруту Красноярск-Москва и по маршруту Москва-Красноярск, общей стоимостью 46436 рублей, что подтверждается кассовыми чеками, электронными билетами, посадочными талонами.
Как следует из ответа директора Филиала №13 ГУ КРО _ФСС РФ от 10.03.2016 в ответ на заявление Чаптыкова Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу предоставления компенсации проезда к месту лечения и обратно для ребенка-инвалида ФИО1 и сопровождающего лица, сообщено, что компенсация гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно на междугородном транспорте, произведенных ими самостоятельно, действующим законодательством не предусмотрена. Обеспечение бесплатным проездом граждан льготных категорий осуществляется на основании заключенных государственных контрактов с транспортными организациями, отобранными отделением Фонда в порядке установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в связи с чем, Чаптыкова Л.А. было отказано в предоставлении компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно, разъяснено, что для получения направлений (талонов) на безденежный проезд к месту лечения и обратно необходимо обратиться с заявлением в Балахтинское представительство Филиала №13 приложив направление и талон № 2, на основании которых (при отсутствии отказа от набора социальных услуг в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно) выданы талоны на безденежный проезд, согласно заключенным государственнымконтрактам.
Согласно действующего законодательства право на самостоятельный выбор гражданином, имеющим право на получение набора социальных услуг, транспорта для следования к месту лечения и обратно, законом не предусмотрено, как не предусмотрена компенсация расходов за самостоятельно приобретенные проездные документы к месту лечения и обратно, реализация права инвалида, в том числе ребенка-инвалида на проезд к месту лечения и обратно, осуществляется в натуральном виде, путем получения талона на проезд по маршруту следования.
При таких обстоятельствах, поскольку истецЧаптыкова Л.А. с талоном №2 к ответчику не обращалась, проездные документы приобрела самостоятельно, заболевание, имеющееся у ФИО1 не относится к перечню заболеваний, предусматривающих обязательное обеспечение проезда к месту лечения на авиационном транспорте при наличии железнодорожного сообщения, суд приходит в выводу, что исковые требованияЧаптыковойЛ.А. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требованийЧаптыкова Л.А. к Государственному учреждению Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования филиал №13 о взыскании расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: И.В. Ефремова