Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-92/2018 ~ М-99/2018 от 25.07.2018

Дело № 2а-92/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2018 г.

г. Белогорск

Белогорский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего Золотавина А.В.,

при секретаре судебного заседания Пристинской О.А.,

с участием административного истца -Оверченко А.Н., представителя административного ответчика - начальника 2 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и второго административного ответчика - ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Сергачёвой А.А., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <иные данные> Оверченко Андрея Николаевича об оспаривании решения начальника 2 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Оверченко обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения своих требований, просит признать незаконным решение начальника 2 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее - «Востокрегионжилье») от <дата> о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязать указанное должностное лицо принять его на учет с учетом четырех членов семьи по избранному месту жительства в г. Благовещенске Амурской области для обеспечения жилищной субсидией с учетом его сына - военнослужащего, а также возместить судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 руб.

В обоснование административного иска Оверченко указал, что оспариваемым решением он незаконно снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку по месту военной службы в г. Белогорске Амурской области ранее Министерством обороны РФ через довольствующую КЭЧ он был обеспечен жилым помещением по договору социального найма по адресу: <адрес> общей площадью 49,9 кв. м и решением «Востокрегионжилье» <дата> он признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, на семью из четырех человек с учетом своего сына. В <дата> он добровольно выехал из данного жилого помещения вместе с детьми и выписался из него. <дата> брак между ним и его супругой Оверченко С.А. был расторгнут. Затем его бывшая супруга приватизировала указанное жилое помещение и оно находится у нее в собственности. <дата> он заключил брак с Пашковой С.В., которая в настоящее время проживает вместе с ним в с. Возжаевке Белогорского района Амурской области и они снимают жилье. Его сын проходит военную службу по контракту в г. Москве и является участникомнакопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС), пятилетний срок со дня окончания высшего военного образовательного учреждения не истек, поэтому жилищная субсидия должна быть выплачена с учетом его сына - военнослужащего, как члена семьи.

Представитель административного ответчика Сергачёва А.А., возражая против заявленных требований, указала, что по месту военной службы в г. Белогорске административный истец Министерством обороны РФ был обеспечен жилым помещением по договору социального найма по адресу: <адрес> общей площадью 49,9 кв. м на состав семьи из трех человек, поэтому Оверченко не может быть признан нуждающимся в жиломпомещении по договору социального найма для получения жилищной субсидии по избранному месту жительства, поскольку не сдал ранее полученное от государства жилое помещение и оставил его своей бывшей супруге, которая его приватизировала.

Руководитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю», привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, извещенный о времени и месте судебного заседания, не прибыл.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, военный суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

По делу установлено, что административный истец, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1998 года, уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, по месту военной службы в г. Белогорске Амурской области Министерством обороны РФ был обеспечен с учетом членов семьи жилым помещением по договору социального найма по адресу: <адрес>, общей площадью 49,9 кв. м. Решением «Востокрегионжилье» <дата> Оверченко признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма по избранному месту жительства в г. Благовещенске Амурской области.Решением 2 отдела «Востокрегионжилье» от <дата> Оверченко снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с тем, что ранее предоставленное от Министерства обороны РФ жилое помещение в <адрес> он не сдал, оставил бывшей супруге, которая его приватизировала.

Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Согласно пояснений сторон, первоначально в 1995 году жилое помещение по месту военной службы в г. Белогорске Амурской области Оверченко на состав семьи из трех человек (он, жена, сын) Министерством обороны РФ в лице Белогорской КЭЧ предоставлена двухкомнатная квартира в <адрес>, общей площадью 49,9 кв. м в качестве служебного жилья, которое в 1998 году по заявлению административного истца администрацией г. Белогорска было переведено из разряда служебного с заключением с ним в 2004 году договора найма постоянного жилого помещения.

Как следует из копии договора найма жилого помещения от <дата>, справки ООО «Белогорский кассовый центр» о составе семьи от <дата> копии протокола заседания жилищной комиссии войсковой части от <дата>, постановления администрации г. Белогорска от 17 февраля 1998 года № 99, жилое помещение в <адрес> общей площадью 49,9 кв. м, администрацией г. Белогорска для постоянного проживания предоставлено административному истцу и членам его семьи с учетом его супруги - Оверченко С.А., в котором она проживает и зарегистрирована с <дата>

В соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Следовательно, квартира, в которой административный истец постоянно проживал с июля 2004 года в качестве нанимателя жилого помещения по договору социального найма, относилась к государственному жилищному фонду.

Исходя из 49,9 кв. м общей площади данного жилого помещения, военный суд приходит к выводу, что Министерством обороны РФ Оверченко при составе семьи из трех человек ранее был обеспечен жилым помещением по договору социального найма свыше учетной нормы постановки на учет в г. Белогорске, установленной постановлением Главы администрации г. Белогорска Амурской области от 30 ноября 2005 года № 1446, которым учетная норма в г. Белогорске установлена 12,5 кв. м общей площади на одного человека.

Согласно копии послужного списка, выписок из приказов командующего от <дата> и командира войсковой части от <дата> Оверченко, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1998 года, при выслуге свыше 20 лет досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Как следует из копии решения «Востокрегионжилье» от <дата> Оверченко принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства (г. Благовещенск Амурской области) на состав семьи из 4 человек с учетом его супруги - Оверченко С.А., сына <иные данные> г.р. и дочери <иные данные> г.р.

Как следует из пояснений Оверченко, копии поквартирной карточки, копии справки ООО «Белогорский кассовый центр» о составе семьи от <дата> Оверченко вместе с дочерью и сыном <дата> сняты с регистрационного учета по указанному адресу.

<дата> брак между административным истцом и его супругой Оверченко С.А. расторгнут, что подтверждается копией свидетельства о расторжении брака.

Как пояснил сам Оверченко, после его выезда из указанного жилого помещения в нем осталась проживать его супруга - Оверченко С.А., которая приватизировала квартиру.

По сообщению МКУ «Комитет имущественных отношений Администрации г. Белогорска» от <дата> жилое помещение по адресу <адрес> на основании договора на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан от <дата> приватизировано Оверченко С.А., которая является собственником указанного жилого помещения.

Согласно копии решения начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» от <дата> и сопроводительного письма Оверченко снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с тем, что ранее предоставленное от Министерства обороны РФ жилое помещение в <адрес> он не сдал, оставив его бывшей супруге, которая приватизировала квартиру.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан. Нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам, что также предусмотрено ст. 49 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 ст. 23 того же Федерального закона военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 14 статьи 15 данного Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства предоставляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

При этом право на получение жилого помещения по избранному месту жительства на условиях договора социального найма может быть предоставлено военнослужащему один раз при увольнении его с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при условии наличия общей продолжительности военной службы 10 лет и более.

Из системного анализа положений статей 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права на жилище указанной категории военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления от государства за счет Министерства обороны Российской Федерации жилого помещения для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей его при увольнении в собственность бесплатно или с обязательным условием его сдачи квартирным органам для обеспечения жильем по договору социального найма (или жилищной субсидии) в избранном месте жительства, что в полной мере согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации.

Согласно пункту 27 разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Таким образом, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания законодатель возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению такого жилья только один раз за все время военной службы, что предполагает обязанность военнослужащего сдать предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение для последующего обеспечения жильем по избранному военнослужащим месту жительства. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.

На основании изложенного, военный суд приходит к выводу, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства жильем по своему усмотрению и не может сдать жилье в установленном порядке, то он не имеет права требовать от Министерства обороны РФ повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма даже по истечении пятилетнего срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.

Поскольку административный истец добровольно распорядился предоставленным ему Министерством обороны РФ жильем, оставив жилое помещение бывшей супруге, в связи с чем последующее обеспечение его жилым помещением возможно лишь на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть по решению органа самоуправления по его месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас), а не Министерством обороны РФ.

На основании вышеизложенного снятие Оверченко оспариваемым решением с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является правомерным.

Оценивая доводы Оверченко о том, что он выехал из предоставленного жилого помещения и снялся с регистрационного учета, оставив его своей бывшей супруге, военный суд считает необходимым отметить, что в системе действующего правового регулирования жилищного законодательства во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестностьучастников гражданских правоотношений предполагается, что в полной мере согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О.

Таким образом, военный суд приходит к выводу, что Оверченко, оставив своей бывшей супруге жилое помещение, которым он был обеспечен по месту военной службы за счет государства, распорядился жильем от государства по своему усмотрению, жилое помещение жилищным органам не сдал, поэтому указанное жилое помещение не может быть использовано Министерством обороны РФ для последующего обеспечения жильем других военнослужащих.

Доводы Оверченко о принятии решением «Востокрегионжилье» от <дата> на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на данные выводы суда не влияют, поскольку указанным решением Оверченко принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства, в то время, когда он проживал в нем с семьей, поэтому ранее предоставленное Министерством обороны РФ ему и членам его семьи указанное жилое помещение в силу требований п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», подлежало сдаче административным истцом квартирным органам для последующего обеспечения жильем других военнослужащих.

Утверждение Оверченко о том, что его новая супруга Оверченко (Пашкова) С.В. не обеспечена жильем в качестве члена его семьи не предполагает признание ее нуждающейся в обеспечении жильем Министерством обороны РФ, поскольку правовой статус членов семьи военнослужащего производен от правового статуса самого военнослужащего и в случае отсутствия необходимых правовых оснований для получения жилья в рамках Федерального закона «О статусе военнослужащих», члены семьи военнослужащего не ограничены в возможности быть обеспеченными жильем в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса РФ, что в полной мере согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от 17 июля 2014 года № 1690-О, от 25 сентября 2014 года № 2272-О, от 23 октября 2014 года № 2488-О, от 29 января 2015 года № 117-О.

Иные доводы Оверченко о том, что его сын проходит военную службу по контракту и является участником НИС на выводы суда не влияют, поскольку это также не предполагает обеспечение жилищной субсидией как члена его семьи, поскольку его сын совместно с ним не проживает и не является членом его семьи, применительно к вопросу обеспечения административного истца жильем (жилищной субсидией).

При этом военный суд считает необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 15 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Принимая во внимание, что сын Оверченко проходит военную службу по контракту, проживает отдельно и является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, поэтому он не подлежит обеспечению жильем от государства дважды – как член семьи административного истца и как участник НИС.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы, связанные с уплатой административным истцом государственной пошлины в размере 300 руб., возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 и 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Оверченко Андрея Николаевича об оспаривании решения начальника 2 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от <дата> о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 21 августа 2018 года.

Председательствующий по делу А.В. Золотавин

2а-92/2018 ~ М-99/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Оверченко Андрей Николаевич
Ответчики
Начальник 2-го отдела ФГКУ "Востокрегионжилье"
Суд
Белогорский гарнизонный военный суд (Амурская область)
Судья
Золотавин А.В.
Дело на странице суда
belgvs--amr.sudrf.ru
25.07.2018Регистрация административного искового заявления
25.07.2018Передача материалов судье
25.07.2018Решение вопроса о принятии к производству
25.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2018Подготовка дела (собеседование)
31.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2018Судебное заседание
21.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее