Дело № 2-6245/17
Решение
именем Российской Федерации
«17» июля 2017 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Першина А.В.,
при секретаре Журавлевой Я.В.,
с участием истцов Жорник А.А., Якименко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жорник А. А., Якименко С. В. к государственному казенному учреждению Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с данным иском, в обоснование которого указали, что они являются получателями социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья.
За период с сентября 2013 года по ноябрь 2014 года ответчик указанные выплаты не произвел, в результате чего образовалась задолженность в общей сумме 88 634,54 рублей.
На основании изложенного истец просит суд признать незаконным бездействие государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району, выраженное в невыплате образовавшейся задолженности; взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору в размере 88 634,54 рублей, денежную сумму, затраченную на уплату государственной пошлины, в размере 300 рублей, расходы на оплату юридических услуг в размере 5 000 рублей.
Будучи уведомленными о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, в него не явились представители Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району, министерства финансов Амурской области, Правительства Амурской области, министерства социальной защиты населения Амурской области, не представившие суду сведений о причинах своей неявки и доказательств уважительности таких причин. При таких обстоятельствах и на основании правил ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Истцы в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав пояснения истцов, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 7 декабря 2007 г. N 28 «Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», в целях развития ипотечного кредитования на территории Амурской области утверждена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы». Период реализации подпрограммы 2012-2013 гг.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Амурской области от 29 июля 2013 г. № 329 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности» постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы» в рамках, которой в целях развития ипотечного жилищного кредитования на территории области, формирования рынка доступного арендного жилья и условий для снижения стоимости жилья действует программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Сроки реализации подпрограммы 2014-2020 гг.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.
Как следует из материалов дела, 12 сентября 2012 года между ОАО «Сбербанк России» и Жорник А.А., Якименко С.В. был заключен кредитный договор №164560, по условиям которого заемщикам был предоставлен ипотечный кредит для приобретения квартиры.
Истец Жорник А.А. обратился в государственное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2013 г. № 446. Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет, участником программы – Министерство социальной защиты населения Амурской области.
Решением государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району от 14 ноября 2012 года расходы по кредитному договору, заключенному с истцом, приняты к компенсации.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков (действовало на момент возникновения спорных правоотношений).
Указанное Положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
Согласно п. 4 данного Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.
Исходя из п.п. 6, 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению.
Согласно п.п. 8.1, 9, 10 Положения предоставление компенсации производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
Доводы истцов о том, что Жорник А.А. является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья в рамках подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2013 г. № 446, «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» ответчик не оспаривает.
Также ответчик не оспаривает доводы истцов о наличии долга по выплате компенсации в сумме 88 634,54 рублей за период с сентября 2013 года по ноябрь 2014 года. Данные доводы подтверждаются справкой ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» № 291-06.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что истец Жорник А.А. вправе требовать выплаты за счет средств областного бюджета компенсации по уплате процентов по кредитному договору в сумме 88 634,54 рублей за период указанный в иске.
Недостаточное финансирование расходов для выплаты указанной компенсации, наличие иных граждан, имеющих право на предоставление данной выплаты, не являются основаниями для отказа в предоставлении истцу указанной меры социальной поддержки, так как каждый гражданин-участник программы имеет равные права на получение компенсации при прочих равных условиях, без какого-либо предпочтения.
При этом суд учитывает, что по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной поддержки, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.
Объявляя меры социальной поддержки, органы государственной власти обязаны обеспечить достаточное финансирование данных мер.
В связи с этим ссылки ответчика на отсутствие надлежащего финансирования из бюджета Амурской области не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В рамках настоящего дела истец ставит вопрос о признании незаконным бездействия управления, связанного с невыплатой указанных средств, полагая, что управление уклоняется от выполнения принятых социальных обязательств.
Разрешая данное требование по существу, суд исходит из следующего.
Выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм в период, указанный в исковом заявлении, заявителю не осуществлялась. При этом заявитель в установленные законодательством сроки подтверждал свое намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставляя необходимые документы (справки об отсутствии просроченной задолженности и пр.).
Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области. В соответствии с приложением № 8 Закона Амурской области от 16 декабря 2013 года №298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» финансовое обеспечение государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составило 40 000 тыс. рублей.
По информации, представленной министерством социальной защиты населения Амурской области, данные финансовые средства освоены в полном объеме, выделение дополнительных финансовых средств в ближайшее время не ожидается.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, а также функции государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району, которые ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, суд не может признать, что нарушение прав заявителя допущено именно действиями (бездействием) управления социальной защиты. Управление не участвует в процессе формирования объема финансирования, распределяет полученные средства в пределах доведенного лимита.
В этой связи суд не усматривает достаточных правовых и фактических оснований для вынесения решения о признании незаконным бездействия именно управления.
Учитывая изложенное, заявленный иск обоснован и подлежит частичному удовлетворению.
В силу части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно представленного суду договора возмездного оказания юридических услуг от 13 июня 2017 года, истцами понесены судебные расходы за составление искового заявления по данному гражданскому делу в размере 5 000 рублей.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 11 Постановления от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» следует, что в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
В силу статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно п. 13Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17.07.2007 года N 382-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Понедельникова Виталия Васильевича, Поповой Юлии Сергеевны и Школьной Нины Юрьевны на нарушение их конституционных прав частью первой статьи 100 ГПК РФ", обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч. 1 ст. 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
В силу ст. 100 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца Жорник А.А. возмещение судебных расходов на оплату юридических услуг в размере 300 рублей, полагая данный размер соответствующим критерию разумности пределов возмещения, конкретным обстоятельствам дела в соотношении с объектом судебной защиты по данному гражданскому делу. В остальной части требований о взыскании расходов на оплату юридических услуг истцу следует отказать.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца Жорник А.А. в счет возмещения расходов по оплате по уплате государственной пошлины подлежит взысканию 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Жорник А. А., Якименко С. В. удовлетворить в части.
Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району в пользу Жорник А. А. компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору № 164560 от 12 сентября 2012 года за период с сентября 2013 года по ноябрь 2014 года в сумме 88 634 рубля 54 копеек за счет средств областного бюджета.
Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району в пользу Жорник А. А. расходы, понесенные на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату юридических услуг в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Першин А.В.
Решение в окончательной (мотивированной) форме принято 19 июля 2017 года.