Дело № 2-1804/2018
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
29 марта 2018 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Пономарёвой В.В.
с участием помощника прокурора Куликова С.Б.
при секретаре Балашовой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шакерова Андрея Игоревича к ООО «РСК Гарантия МТ» о возмещении морального вреда,
установил:
Шакеров А.И. обратился в суд с настоящим иском к ответчику, указав, что его отец Шакеров И.И. погиб на производстве выполняя работы по монтажу системы кондиционирования на объекте, выполнял работу по заданию ответчика. Факт гибели на производстве подтверждается справкой о смерти, актом о расследовании. Работодатель должен был обеспечить безопасные условия труда для работы на объекте. Истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 2 000 000 руб.
В судебное заседание Шакеров А.И. явился исковые требования поддержал в полном объеме, представитель истца допущенный к участию в деле дал пояснения аналогичные исковому заявлению.
Представитель ответчика ООО «РСК Гарантия МТ» явился, не возражал против удовлетворения требований, однако считает данную сумму завышенной, поскольку в крови погибшего обнаружен спирт, что свидетельствует о нарушении трудовой дисциплины, кроме того им были нарушены предусмотренные правила безопасности.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, считавшего иск подлежащим удовлетворению частично, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, данным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", по общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В соответствии со ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
В силу ст. 1083 ГК РФ при причинении вреда жизни или здоровью гражданина, отказ в возмещении вреда не допускается.
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 184 Трудового кодекса Российской Федерации при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Обязанность компенсации морального вреда возлагается на работодателя при наличии его вины в причинении морального вреда, за исключением случаев, когда вред был причинен жизни или здоровью работника источником повышенной опасности (ст. 1100 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 151 ГК РФ компенсация гражданину морального вреда возможна в случае, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни, здоровью гражданина", ответственность юридического лица или гражданина, предусмотренная пунктом 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает за вред, причиненный его работником при исполнении им своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании заключенного трудового договора (служебного контракта). На юридическое лицо или гражданина может быть возложена обязанность по возмещению вреда, причиненного лицами, выполнявшими работу на основании гражданско-правового договора, при условии, что эти лица действовали или должны были действовать по заданию данного юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ (пункт 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, в том числе, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В силу положений ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 32 Постановления от 26.01.2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъяснил, что факт причинения потерпевшему морального вреда в связи с причинением вреда его здоровью предполагается, поскольку потерпевший во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
ДД.ММ.ГГГГ при выполнении работ по монтажу системы кондиционирования на объекте по адресу <адрес>
Факт гибели подтверждается справкой о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Актом о расследовании несчастного случая со смертельным исходом от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается гибель Шакерова И.И. при выполнении трудовых обязанностей.
В акте указано, что при судебно-химическом исследовании крови Шакерова И.И. взято при поступлении в медицинский стационар. Обнаружен этиловый спирт в концентрации 1,1 % (мг/мл;г/л), которая способна вызвать легкую степень алкогольного опьянения. Основной причиной несчастного случая указано нахождение пострадавшего в опасной зоне перепада по высоте на не закрепленной неустойчивой вертикальной конструкции строительной вышки с целью монтажа элемента строительной вышки без применения выданных ему средств индивидуальной защиты (страховочного устройства и защитной каски), чем нарушены требования п.3.11 (работая на высоте, необходимо пользоваться монтажным поясом) инструкции №036/ОТ по охране труда для монтажника по монтажу вентиляции; требованиям п.13, ( при работе на высоте с временного монтажного настила рабочие снабжаются предохранительными поясами и веревками, при помощи которых они должны привязываться к надежным частям здания или закрепленным конструкциям лесов). Нарушение пострадавшим дисциплины труда выразившейся в нахождении его на рабочем месте в состоянии легкой степени алкогольного опьянения, чем нарушены требования п.5.1.3. срочного трудового договора, требования п.5.2. правил внутреннего трудового распорядка ООО РСК «Гарантия МТ», требования п.1.8. инструкции по охране труда при проведении работ на высоте.
Однако в вышеуказанном акте, также указаны и нарушения со стороны работодателя ООО РСК «Гарантия» которые выразились в не достаточном контроле со стороны начальника участка за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда, правил по охране труда, применения ими средств индивидуальной защиты.
При выполнении трудовых обязанностей Шакеров И.И. погиб, что подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривалось. Шакеров А.И. является сыном погибшего, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.4), в этой связи истец имеет законные основания требовать возмещения морального вреда по случаю гибели отца.
При таких обстоятельствах, оценив фактические обстоятельства дела, тяжесть наступивших последствий, родственные связи, характер и степень причиненных истцу нравственных страданий, вызванных невосполнимой потерей отца, а также требования закона о разумности и справедливости, с учетом мнения помощника прокурора определившего сумму морального вреда в размере 250 000 руб., суд определяет к взысканию с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 400 000 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Шакерова Андрея Игоревича к ООО «РСК Гарантия МТ» о возмещении морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «РСК Гарантия МТ» в пользу Шакерова Андрея Игоревича компенсацию морального вреда в размере 400 000руб.
В части взыскания морального вреда в размере 1 600 000руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.В.Пономарёва
Решение в окончательной форме принято 16 апреля2018 года
Судья В.В.Пономарёва
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>