РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2014 год г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Рощупкиной И.А.
при секретаре судебного заседания: Тумбиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-976\2014 по исковому заявлению ФИО6 Гумбат оглы к администрации муниципального образования г. Салехард о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования <адрес> о возложении обязанности принять в муниципальную собственность жилое помещение и заключить договор социального найма на <адрес> в <адрес>. В обоснование заявленных требований указал, что зарегистрирован и проживает на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ в спорном жилом помещении. В заключении договора социального найма ему было отказано на том основании, что жилое помещение муниципальной собственностью не является, информация о передаче жилого помещения в муниципальную собственность отсутствует. Просил обязать ответчика принять в муниципальную собственность спорное жилое помещение заключить с ним и членами его семьи договор социального найма на указанное жилое помещение.
Определением судьи Салехардского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО4.
В судебном заседании истец ФИО6 и его представитель ФИО8, действующий на основании ордера, на уточненных исковых требованиях настаивали в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Просили признать за истцом и членами его семьи ФИО2, ФИО4 и несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 15,4 квадратных метра, на условиях договора социального найма и обязать администрацию муниципального образования <адрес> заключить с ФИО6 и членами его семьи договор социального найма на спорное жилое помещение.
Третьи лица, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебной заседании не принимали, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, поддержав в полном объеме заявленные исковые требования.
Представитель ответчика администрации муниципального образования <адрес> ФИО9, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований. В обоснование возражений указал, что спорное жилое помещение не передавалось в муниципальную собственность, в связи с чем, администрация муниципального образования <адрес> не является уполномоченным на заключение договора социального найма субъектом. Факт о вселении истца и членов его семьи в спорное жилое помещение на законных основаниях не оспаривал.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Поскольку в силу положений ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, то суд приходит к выводу о необходимости рассмотрения спора в рамках заявленных исковых требований о признании права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма лишь за истцом и членами его семьи ФИО2, ФИО4 и несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, без разрешения вопроса о возникновении данного права у зарегистрированной по спорному адресу с ДД.ММ.ГГГГ и привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица ФИО3, не заявляющей самостоятельных требований.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище.
Защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путём признания жилищного права (п.1 ч.3 ст. 11 ЖК РФ).
Возникшее право на жилое помещение подлежит надлежащему оформлению.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в <адрес> в <адрес> зарегистрированы по месту жительства и проживают на основании ордера Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО6 и члены его семьи: дочь ФИО12 (ФИО11) А.Н., сын ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ года, несовершеннолетняя внучка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ года. Спорное жилое помещение было предоставлено истцу на состав семьи три человека, в том числе истец, сын, дочь, на основании распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №429-р.
Факт законности вселения истца и членов его семьи в спорное жилое помещение подтверждается представленной архивным отделом администрации <адрес> архивной выпиской за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ и копией ордера Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, а также не оспаривается представителем ответчика.
В соответствии с представленными ответами Департамента имущественных отношений <адрес> и Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> спорное жилое помещение в реестре федерального имущества и реестре объектов государственного жилищного фонда <адрес> не значится.
Доказательства, опровергающие установленные судом обстоятельства, сторонами не представлены.
Статьёй 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие ЖК РФ» № 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 7 названного Закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
В соответствии со ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновение спорных отношений, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте.
В силу ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Вместе с тем, само по себе отсутствие ордера и заключённого в письменной форме договора социального найма не свидетельствует об отсутствии права пользования жилым помещением по договору социального найма.
Статья 10 ЖК РСФСР предусматривала, что жилые помещения предоставлялись гражданам в бессрочное пользование.
Судом установлено, что фактически срок пользования истцом и членами его семьи спорной квартирой ограничен не был, их право пользования жилым помещением не оспаривалось, требований о выселении не предъявлялось.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о возникновении у истца и членов его семьи права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма и необходимости применения к спорным правоотношениям норм о договоре социального найма.
Положениями частей 1 и 2 ст. 49 ЖК РФ определено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется гражданином на основании договора социального найма. При этом ст. 63 ЖК РФ определена письменная форма договора социального найма.
Аналогичные положения были установлены действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений по пользованию жилым помещением Жилищным кодексом РСФСР.
При этом, как ранее действовавшим, так и действующим жилищным законодательством не предусмотрены последствия несоблюдения письменной формы договора социального найма.
Поскольку законность вселения истца и членов его семьи, в жилое помещение представителем ответчика не оспаривалась, а само по себе отсутствие заключённого в письменной форме договора социального найма не свидетельствует об отсутствии права пользования жилым помещением на условиях данного договора, то исковые требования о признании права пользования на условиях социального найма являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Согласно Приложению 3 к Постановлению ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к объектам, относящимся к муниципальной собственности относятся жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Согласно Разъяснениям, утвержденным распоряжением Мингосимущества РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 592-р, органы местного самоуправления подтверждают соответствие конкретных объектов требованиям приложения 3 настоящего постановления путем регистрации перечней объектов, передаваемых в муниципальную собственность, в порядке, установленном Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2265.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2265
«О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ
Обстоятельства, подтверждающие факт передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность муниципального образования <адрес>, и сведения о зарегистрированных правах на спорное жилое помещение по делу не установлены.
Указанные обстоятельства подтверждается соответствующими ответами Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, департамента имущественных отношений <адрес>, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ЯНАО, ГУП «Окружной центр технической инвентаризации», а также усматриваются из инвентарного дела на домовладение № по <адрес> в <адрес>.
Вместе тем, неисполнение обязанности по передаче жилищного фонда, находящегося до ликвидации на балансе Авиаотряда, в муниципальную собственность не может повлиять на право истца и членов его семьи на заключение договора социального найма на занимаемое жилое помещение со стороны муниципального образования.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по заключению договора социального найма на администрацию муниципального образования <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.193-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО6 Гумбат оглы к администрации муниципального образования <адрес> о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение, удовлетворить.
Признать за ФИО6 Гумбат оглы и членами его семьи ФИО2, ФИО4 и несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 15,4 квадратных метра, на условиях договора социального найма.
Обязать администрацию муниципального образования г. Салехард заключить с ФИО6 Гумбат оглы договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 15,4 квадратных метра.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Копия верна:
Судья /подпись/ И.А.Рощупкина
Председательствующий И.А.Рощупкина