Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-715/2022 ~ М-547/2022 от 31.05.2022

Дело № 2-715/2022 копия

УИД: 33RS0017-01-2022-001027-44

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 июля 2022 года                         город Радужный

Владимирская область

Собинский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего Трефиловой Н.В.,

при секретаре Балясниковой Е.Г.,

с участием

представителя истца – помощника Собинского межрайонного прокурора Л,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах З к ГБУЗ ВО «Собинская РБ», Департаменту здравоохранения Владимирской области об обязании принять меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата,

установил:

Собинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах З к Департаменту здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО «Собинская РБ», в котором просит суд: 1) обязать Департамент здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО «Собинская РБ» принять меры к бесплатному обеспечению З, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «<данные изъяты>» 60 мг/сутки на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания до момента отмены применения данного медицинского препарата; 2) взыскать с Департамента здравоохранения Владимирской области в пользу З в возмещение убытков 1 474,20 руб.

В обоснование иска Собинский межрайонный прокурор указал, что Собинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению З по вопросу обеспечения его лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врача бесплатно. В ходе проверки установлено, что З наблюдается в ГБУЗ ВО «Собинской РБ» с диагнозом «<данные изъяты>». В ГБУЗ ВО «Собинской РБ» З ДД.ММ.ГГГГ выписан рецепт формы NN на лекарственный препарат «<данные изъяты>» в количестве 6 шт. По указанному рецепту З не был обеспечен лекарственным препаратом. В целях продолжения лечения по назначенной схеме в связи с не обеспечением лекарством, З приобрел лекарственный препарат за счет собственных средств на общую сумму 1474,20 руб. Исходя из норм действующего законодательства, З, являясь инвалидом, вправе получать назначенные лекарственные средства за счет бюджета Владимирской области. Несвоевременное и нерегулярное обеспечение препаратами приводит к тяжким и необратимым процессам.

В судебном заседании представитель истца помощник Собинского межрайонного прокурора Л исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дала объяснения, аналогичные содержанию иска.

Истец З, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. NN в суд не явился, сведений о причинах неявки не представил, ходатайств не заявлял.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Владимирской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. NN), в суд не явился, сведений о причинах неявки не представил, ходатайств не заявлял.

Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Собинская РБ», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. NN), в суд не явился, представил письменный отзыв на иск.

В отзыве представителем ГБУЗ ВО «Собинская РБ» указано, что З является инвалидом, наблюдается в ГБУЗ ВО «Собинская РБ» с диагнозом «<данные изъяты>». Ему назначено лечение лекарственным препаратом «<данные изъяты>» 60 мг/сутки. Осуществление закупок лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан в 2021 году производится централизованно ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области». В ГБУЗ ВО «Собинская РБ» финансирование в данном направлении на 2021-2022 гг. отсутствует. В обязанности ГБУЗ ВО «Собинская РБ» входит формирование потребности лекарственных средств для обеспечения отдельных категорий граждан и передачи их в Департамент здравоохранения Владимирской области, а также выписка рецептов лечащим врачом пациенту. В настоящее время З полностью обеспечен препаратами (л.д. NN).

Представитель третьего лица ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. NN), в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» представлен письменный отзыв на иск, в котором указано, что на основании распоряжения Департамента здравоохранения Владимирской области от 27 января 2021 года № 52 «О мерах по реализации постановления Губернатора области от 15 февраля 2012 года № 147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении» Центр закупок с 2021 года осуществляет централизованную закупку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для пациентов, постоянно проживающих на территории Владимирской области, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение из средств регионального бюджета. Учреждению распределены соответствующие ассигнования на предоставление субсидии для своевременного обеспечения лекарственными препаратами с 1 января 2021 года. Учреждение осуществляет закупку лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием для обеспечения региональных льготополучателей в соответствии с годовой общей сведенной потребностью в лекарственных препаратах государственных бюджетных учреждений здравоохранения Владимирской области. В соответствии с п.п. 1.5, 2.3, 2.4 Устава, Центр закупок в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполняет обязанности по закупке лекарственных средств, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания и их дальнейшей поставки в ООО «Медилон-Фармимэкс», согласно утвержденной Департаментом здравоохранения Владимирской области потребности медицинских организаций области, перечню к закупке и в соответствии с годовой общей сведенной потребностью в лекарственных препаратах государственных бюджетных учреждений здравоохранения Владимирской области (л.д. NN

Представитель третьего лица ООО «Медилон-Фармимэкс», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. NN), в суд не явился, сведений о причинах неявки не представил, ходатайств не заявлял.

Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела истца, представителей ответчиков и третьих лиц.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года, законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона указано, что основными принципами охраны здоровья являются: в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется путем, в том числе, обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утверждены перечни групп населения и виды заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача бесплатно без ограничений в части ассортимента.

Граждане, которым установлены онкологические заболевания, вправе получать лекарственные средства, которые отпускаются по рецептам врача бесплатно без ограничений в части ассортимента.

Согласно содержанию п. 4 указанного постановления, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Следовательно, обязанность по обеспечению лиц, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, возложена на органы исполнительной власти субъектов в лице уполномоченных органов.

Судом установлено, что З установлен диагноз «<данные изъяты>». З наблюдается в ГБУЗ ВО «Собинская РБ». По заключению врача эндокринолога ГБУ ВО «ОКБ» от ДД.ММ.ГГГГ З назначен прием лекарственного препарата «<данные изъяты> по 2 табл. (л.д. NN).

Однако, назначенным указанным лекарственным препаратом З своевременно и в полном объеме не обеспечивался (л.д. NN).

ДД.ММ.ГГГГ на имя истца З ГБУЗ ВО «Собинская РБ» был выписан рецепт на лекарственный препарат «<данные изъяты>» (л.д. NN). В связи с не обеспечением данным препаратом бесплатно, в целях соблюдения схемы лечения, он был вынужден его приобрести самостоятельно ДД.ММ.ГГГГ (л.д. NN).

В аптеке NN истец З ДД.ММ.ГГГГ приобрел лекарственный препарат «<данные изъяты>» в количестве 6 штук на общую сумму 1474,20 руб. за счет собственных средств (л.д. NN).

В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Владимирской области, утвержденным Постановлением Губернатора Владимирской области от 27 января 2006 года NN, Департамент здравоохранения является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области (л.д. NN

К полномочиям Департамента относится реализация полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п. 2.20).

В соответствии с п.п. 12, 14 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21 декабря 2020 года, за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Таким образом, получение лекарственных препаратов гражданами осуществляется на основании выписанных лечебным учреждением рецептов. Иного порядка бесплатного получения лекарственных средств для льготных категорий граждан не предусмотрено.

Установленный З диагноз входит в состав групп заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в связи с чем он вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственного обеспечения.

Однако, в апреле 2022 года он не был обеспечен необходимыми лекарственными средствами бесплатно, в связи с чем был вынужден купить их за счет собственных средств.

Не обеспечение З назначенным ему лекарственным препаратом свидетельствует о лишении его возможности использовать предоставленное ему Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, не принятие соответствующих мер ставит под угрозу его жизнь и здоровье, что является основанием для принятия мер по организации мероприятий, направленных на бесплатное обеспечение З данным лекарственным препаратом. Суд приходит к выводу о возложении на Департамент здравоохранения Владимирской области и ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» обязанностей по принятию мер в пределах своих компетенций к бесплатному обеспечению З лекарственным средством «<данные изъяты>» 160 мг/сут. на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания до момента отмены применения данного медицинского препарата. При этом в обязанности ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» входит выдача рецептов и направлений, а в обязанности Департамента здравоохранения Владимирской области - организация обеспечения граждан лекарственными препаратами.

Поскольку в апреле 2022 года З за счет собственных средств приобретены необходимые им для лечения лекарственные средства стоимостью 1474,20 руб., которые он имеет право получить бесплатно, следовательно, данная сумма подлежит возмещению с Департамента здравоохранения Владимирской области.

Таким образом, требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Собинского межрайонного прокурора, действующего в интересах З, к Департаменту здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО «Собинская РБ» об обязании принять меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата, удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО «Собинская РБ» принять меры к бесплатному обеспечению З лекарственным средством «<данные изъяты>» 60 мг/сут. на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания до момента отмены применения данного медицинского препарата.

Взыскать с Департамента здравоохранения Владимирской области в пользу З денежные средства в размере 1 474,20 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий        подпись    (Н.В.Трефилова)

Дата принятия решения в окончательной форме – 25 июля 2022 года.



31.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2022Передача материалов судье
01.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2022Подготовка дела (собеседование)
17.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2022Судебное заседание
25.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2023Дело оформлено
25.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее