Дело № 2-26/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Щербининой Г.С.,
при секретаре Кузнецовой О.В.,
с участием :
представителя истца Горшкова В.Д., действующего на основании доверенности Ишкова Е.А.,
представителя ответчика ГУ МВД России по Воронежской области, действующей на основании доверенности Панишевой М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горшкова Владимира Дмитриевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области о признании права на получение назначенной за выслугу лет пенсии по должностному окладу 5 тарифного разряда; взыскании недоплаты пенсии и ущерба, причиненного недоплатой ; возложении обязанности производить расчет пенсии из денежного довольствия по 5 тарифному разряду должностного оклада;
УСТАНОВИЛ:
Горшков В.Д. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области, в обоснование заявленных требований указывает, что с 26.12.1972 по 20.06.1991 проходил службу в войсковой части № ВВ МВД РФ, откуда и был уволен с должности контролера в звании старшего прапорщика. Объектом прохождения службы являлась исправительная колония ОЖ №, ныне ФКУ ИК № ФСИН России (<адрес>), в которой на момент увольнения истца действовал строгий режим учреждения содержания осужденных. На момент увольнения действовало Положение о денежном довольствии военнослужащих, утвержденное приказом МВД СССР от 20.09.1977, согласно которому в период службыистцу выплачивался 5 тарифный разрядсхемы должностных окладов, т.е. по строгому режиму учреждения содержания осужденных. С 21.06.1991 истцу была назначена пенсия по выслуге лет в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24.07.1990 №725 за 21 год прохождения службы в размере 43% от денежного довольствия. С 01.02.1993 вступил в силу Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и их семей». С указанной даты пенсия истца ответчиком была пересчитана по нормам указанного Закона уже по 4 тарифному разряду должностного оклада в размере 53% от денежного довольствия. Размеры окладов военнослужащих внутренних войск зависят от тарифных разрядов, установленных в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Согласно Указу Президента РФ от 04.03.2002 года №249 в целях совершенствования денежного довольствия военнослужащих Правительством РФ с 01.07.2002 было проведено реформирование денежного довольствия военнослужащих. Во исполнение вышеназванного Указа было вынесено Постановление Правительства РФ от 26.06.2002 №462, которым с 1 июля 2002 года была установлена единая схема окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Ранее действовавшая тарифная сетка должностных окладов прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 27.01.1993 № 682, была отменена постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 №486. Тарифные разряды по воинским должностям, подлежащим комплектованию солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами с 01.07.2002 года не изменились, в связи с чем, оклады по ним определяются по приказу МВД России от 08.08.2002 №754 в зависимости от уже установленных им тарифных разрядов. Истец указывает, что начиная с 01 июля 2002 года ответчиком при расчете его пенсии не было принято во внимание Постановление Правительства РФ от 26.06.2002 №462, что привело к нарушению его пенсионных прав. В соответствии со ст. 43 Закона 4468-1 пенсии, назначаемые по указанному закону, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, включающего оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому или специальному званию, присвоенному ко дню увольнения со службы, процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов. В связи с этим, при исчислении пенсий военнослужащим применяются фактически получаемые ко дню увольнения оклады по последней штатной должности. Согласно ч.1 ст.49 названного Закона и постановлению Правительства РФ от 22.09.1993 года №941 в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, одновременно пересматриваются пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам. При этом соответствие данного тарифного разряда нашло свое подтверждение в Приказе МВД России от 30.04.2010 №023 «Об утверждении Перечня воинских должностей, замещаемым солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами, соответствующих им воинских званий и тарифных разрядов во внутренних войсках МВД России», зарегистрированного в Минюсте России от 19.05.2010 №17276. Согласно Перечню (п.204) тарифный разряд по должности контролера в соединениях, воинских частях и подразделениях по охране важных государственных объектов и специальных грузов, занимаемых прапорщиками, тарифицируется по 5 тарифному разряду. С 2012 года в РФ была проведена очередная реформа денежного довольствия военнослужащих и сотрудников силовых структур, размеры которого по типовым должностям устанавливались Правительством РФ, а по не типовым - приказами ведомственных Министров. Приказом Министра МВД РФ от 19.12.2011 г. № 1267 «О размерах месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих внутренних войск МВД России, проходящих военную службу по контракту» были установлены в денежном выражении должностные оклады в соответствии с тарифными разрядами. Ответчик же с 01.01.2012, при расчете пенсии истца, продолжил применять должностной оклад по 4 тарифному разряду вместо 5. Истец указывает, что занижение тарифного разряда должностного оклада истца, принимаемого при расчете выплачиваемой ему пенсии, образовалась по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсию, который имел возможность до обращения истца в суд истребовать сведения о размере денежного довольствия истца, но пренебрег этим. В результате инфляционных процессов, происходящих в государстве, факт которых общеизвестен, своевременно не выплаченная истцу пенсия потеряла свою покупательскую способность и обесценилась, причинив тем самым ущерб истцу. До настоящего времени пенсионные права истца на получение пенсии в размерах, установленных Законом, и в порядке, установленном Правительством РФ, ответчиком продолжают нарушаться, причиняя истцу имущественный ущерб. В связи с изложенным, истец обратился в суд с настоящим иском, с учетом уточненного искового заявления, принятого к производству суда определением от 15 января 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, просит:
1. Признать право на получение назначенной за выслугу лет пенсии с 01.02.1993 по должностному окладу 5 тарифного разряда.
2. Взыскать с Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области недоплату пенсии за период с 01.07.2002 по 31.12.2019 в размере 104087 руб.
3. Взыскать с Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области сумму ущерба, причиненного недоплатой пенсии, за период с 01.07.2002 по 31.12.2019 в размере 35942 руб.
4. Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области производить расчет пенсии Горшкова В.Д. с 01.01.2020 из денежного довольствия по 5 тарифному разряду должностного оклада (л.д. 2-12,66-73,90-98).
Истец Горшков В.Д. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.100), обеспечил явку представителя.
В судебном заседании представитель истца Горшкова В.Д., действующий на основании доверенности Ишков Е.А., просил уточненные исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Воронежской области, действующая на основании доверенности Панишева М.А., просила в удовлетворении заявленных требований отказать, представила письменные возражения на иск (л.д. 30-32).
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, истец с 26.12.1972 по 20.06.1991 проходил службу в войсковой части № ВВ МВД РФ, откуда был уволен с должности контролера в звании старшего прапорщика ( л.д.19).
Личный состав войсковой части 7447 ВВ МВД РФ выполнял задачи по охране и осуществление надзора за осужденными в исправительной колонии ОЖ №, в настоящее время ФКУ ИК № ФСИН России (<адрес>), в которой на момент увольнения истца действовал строгий режим учреждения содержания осужденных, что подтверждается архивной справкой (л.д. 81).
На момент увольнения действовало Положение о денежном довольствии военнослужащих, утвержденное приказом МВД СССР от 20.09.1977, согласно которому в период службы истцу выплачивался 5 тарифный разрядсхемы должностных окладов, т.е. по строгому режиму учреждения содержания осужденных (л.д.79, 81).
С 21.06.1991 ответчиком, уполномоченным законом на осуществление из средств федерального бюджета государственного пенсионного обеспечения, истцу была назначена пенсия по выслуге лет в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» за 21 год прохождения службы в размере 43% от денежного довольствия (л.д.44-47).
С 01.02.1993 вступил в силу Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и их семей». С указанной даты пенсия истца ответчиком была пересчитана по нормам указанного Закона уже по 4 тарифному разрядудолжностного оклада в размере 53% от денежного довольствия ( л.д.57-60,78).
Размеры окладов военнослужащих внутренних войск зависят от тарифных разрядов, установленных в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
В соответствии со статьей 43 Закона 4468-1 пенсии, назначаемые по указанному Закону, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, включающего оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому или специальному званию, присвоенному ко дню увольнения со службы, процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.
В связи с этим, при исчислении пенсий военнослужащим применяются фактически получаемые ко дню увольнения оклады по последней штатной должности.
Согласно ч. 1 ст. 49 названного Закона и постановлению Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, одновременно пересматриваются пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам.
Согласно Указу Президента РФ от 04.03.2002 года №249, в целях совершенствования денежного довольствия военнослужащих, Правительством РФ с 01.07.2002 было проведено реформирование денежного довольствия военнослужащих.
Во исполнение вышеназванного Указа было вынесено Постановление Правительства РФ от 26.06.2002 №462, которым с 1 июля 2002 года была установлена единая схема окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Ранее действовавшая тарифная сетка должностных окладов прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 27.01.1993 № 682, была отменена постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 №486.
Тарифные разряды по воинским должностям, подлежащим комплектованию солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами с 01.07.2002 года не изменились, в связи с чем, оклады по ним определяются по приказу МВД России от 08.08.2002 №754 в зависимости от уже установленных им тарифных разрядов.
Согласно Перечню воинских должностей, замещаемым солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами, соответствующих им воинских званий и тарифных разрядов во внутренних войсках МВД России (п.204), утвержденному Приказом МВД России от 30.04.2010 №023 (зарегистрирован в Минюсте России от 19.05.2010 №17276), тарифный разряд по должности контролера в соединениях, воинских частях и подразделениях по охране важных государственных объектов и специальных грузов, занимаемых прапорщиками, также тарифицируется по 5 тарифному разряду.
Начиная с 01 июля 2002 года ответчиком, при расчете пенсии Горшкова В.Д., не было принято во внимание постановление Правительства РФ от 26.06.2002 №462, что привело к нарушению пенсионных прав истца (л.д.51-59).
С 2012 г. в РФ была проведена очередная реформа денежного довольствия военнослужащих и сотрудников силовых структур, размеры которых по типовым должностям устанавливались Правительством РФ, а по не типовым - приказами ведомственных Министров.
Приказом Министра МВД РФ от 19.12.2011 г. № 1267 «О размерах месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих внутренних войск МВД России, проходящих военную службу по контракту» были установлены в денежном выражении должностные оклады в соответствии с тарифными разрядами, должностной оклад по 5 тарифному разряду был установлен в размере 15 000 руб., а по 4 тарифному разряду - в размере 13 000 руб.
Однако ответчик с 01.01.2012 при расчете пенсии продолжил применять должностной оклад по 4 тарифному разряду вместо 5, не принимая во внимание данные нормы права.
Занижения тарифного разряда должностного оклада истца принимаемого при расчете выплачиваемой истцу пенсии образовалась по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсию, который имел возможность до обращения истца в суд истребовать сведения о размере денежного довольствия истца, но пренебрег этим. Согласно ст. 58 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. установлено, что сумма пенсии, не полученная своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Суд принимает расчет размера задолженности, представленный истцом, и проверенный как правильный. Ответчиком контррасчет не представлен.
При этом ответчиком в декабре 2019 года произведена выплата пенсии, назначенной за выслугу лет, по должностному окладу 5 тарифного разряда (л.д. 102,103).
Согласно представленным представителем ответчика показателям расчета пенсии ( расчет произведен 02.12.2019), с 01.12.2019 истцу начисляется пенсия по 5 тарифному разряду в размере 12941 рубль 15 копеек ( л.д. 102-103).
С учетом изложенного с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоплата пенсии за период с 01.07.2002 по 31.12.2019 в размере 104087 рублей ( расчет: 104087 руб. = 97 012,48 + 8175-1100,49 ).
В результате инфляционных процессов происходящих в государстве, своевременно не выплаченная истцу пенсия потеряла свою покупательскую способность и обесценилась, причинив тем самым ущерб истцу.
Восстановить покупательскую способность обесцененных средств возможно при использовании индексов потребительских цен, механизм которого ранее предусматривался Законом РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», однако, с 01.01.2005 указанный Закон был признан утратившим силу и на сегодняшний день закон, позволяющий определить способ индексации, не принят.
В настоящий момент в системе действующего законодательства РФ отсутствует специально определенный механизм индексации пенсий на индекс инфляции, выплата которых была произведена лицом уполномоченным законом не в установленные законом сроки, а по истечении длительного периода времени в результате его виновных действий.
Статьей 11 ГПК РФ установлено, что в случае отсутствия нормы права, регулирующей спорные правоотношения, суд принимает нормы права, регулирующие сходные правоотношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
В Определении Верховного Суда РФ № 11-Г02-19 указано, что в результате инфляционных процессов своевременно невыплаченные денежные суммы утрачивают свою покупательскую способность, что безусловно, причиняет гражданину убытки, которые в соответствии со ст.ст.15,1064 и 1082 ГК РФ должны быть ему полностью возмещены. Определяя их размер с учетом требований истца суд вправе руководствоваться сводным индексом потребительских цен, объективно отражающим уровень инфляции в регионе. Это правило распространяется и на обязанность возмещения причиненных убытков в результате несвоевременной выплаты пенсии.
Верховным Судом РФ отмечено, что применение по аналогии статей Гражданского кодекса РФ к правоотношениям, регулируемым специальными нормативными актами в сфере социального обеспечения, не трансформирует их в гражданские и, следовательно, не влечет применение положений гражданского законодательства, включая положения о сроке исковой давности (Определение от 6.12.2013 г. № 91-КГ13-4).
КС отметил, что отсутствие в действующем правовом регулировании критериев индексации на индекс потребительских цен противоречит указанным правовым позициям КС РФ и приводит к тому, что право на судебную защиту гарантированное каждому статьей 46 (ч.1) Конституции РФ, оказывается существенно ущемленным.
В системе МВД в настоящее время приказом от 09.01.2018 № 7 утверждена инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению, согласно п.57 которой, если задержка с перерасчетом пенсии была допущена по вине пенсионного органа, разница в пенсии выплачивается без ограничения предельными сроками.
Расчет недоплаты пенсии за период с 01.07.2002 по 31.12.2011 и ущерба:
период |
Платилась пенсия по 4 тариф, раз. |
Подлежала выплате по 5 тариф, раз. |
Недоплата |
ИПЦ за год |
Сумма долга нараст. |
1 |
2 |
3 i |
4 |
||
2002 год |
Июль-дек |
1603,95 |
1645,03 |
246,48 = 41,08 х 6 мес |
||
Итого: |
246,48 руб. |
1,1506 |
283,59 | ||
2003 год |
|||||
Янв-сент |
1768,25 |
1809,33 |
369,72 = 41,08x9 мес |
||
Окт-дек |
1927,29 |
1972,88 |
136,77 = 45,59x3 мес |
||
Итого: |
506,49 руб. |
1,1199 |
884,81 | ||
2004 год |
|||||
Янв-дек |
1927,29 |
1972,88 |
547,08 = 45,59x12 мес |
||
Итого: |
547,08 руб. |
1,1173 |
1599,85 | ||
2005 год |
|||||
Янв-дек |
1927,29 |
1972,88 |
547,08 = 45,59 х 12 мес |
||
Итого: |
547,08 руб. |
1,1092 |
2381,37 | ||
2006 год |
|||||
Январь |
2168,02 |
2219,98 |
623,52 = 51,96x12 мес |
||
Итого: |
623,52 руб. |
1.09 |
3275.33 | ||
2007 год |
|||||
Янв-нояб |
2353,14 |
2410.29 |
628,65 = 57,15 х 11 мес |
||
Декабрь |
2835,58 |
2901,31 |
65,73 |
||
Итого: |
694,38 руб. |
1,1187 |
4440,91 | ||
2008 год |
|||||
Январь |
3074 |
3150 |
65,73 |
||
Фев-сент |
3091,39 |
3163,03 |
573,12 = 71,64x8 мес |
||
Окт-дек |
3369,74 |
3448,04 |
234,9 = 78,3 х 3 мес |
||
Итого: |
873,75 руб. |
1,1328 |
6020,44 | ||
2009 год |
|||||
Янв-июль |
3369,74 |
3448,04 |
548,1 =78,3x7 мес |
||
Авг-дек |
3656,22 |
3741,11 |
424,45 = 84,89 х 5 мес |
||
Итого: |
972,55руб. |
1,088 |
7608,37 | ||
2010 гол |
|||||
Янв-дек |
3656,22 |
3741,11 |
1018,68 = 84,89x12 мес |
||
Итого: |
1018,68 руб. |
1,0878 |
9384,5 | ||
2011 год |
|||||
Янв-март |
3656,22 |
3741,11 |
254,67 = 84,89 х 3 мес |
||
Апрель |
3893,91 |
3984,27 |
813,24 = 90,36x9 мес |
||
Итого: |
1067,91руб. |
1,061 |
11090 | ||
Всего за 2002-2011 г.г. |
8175 руб. |
||||
ИПЦза2012г. |
1.0657 |
11818,62 | |||
ИПЦза2013г. |
1,0647 |
12583,28 | |||
ИГЩза2014г. |
1,1135 |
14011,48 | |||
ИПЦза2015г. |
1,1291 |
15820,37 | |||
ИПЦза2016г. |
1,0539 |
16673,08 | |||
ИПЦза2017г. |
1,0251 |
17091.58 | |||
ИПЦза2018г. |
1,0426 |
17819,68 | |||
ИПЦза2019г. |
1,0267 |
18295,46 |
Расчет недоплаты пенсии за период с 01.01.2012 по 31.12.2019 и ущерба:
Период |
пенсия по 5 тариф, разряд |
пенсия по 4 тариф, разряд |
Разница гр.2-гр.З |
ИПЦ |
Сумма догла нараст |
1 |
2 |
3 |
4 |
||
2012 год |
|||||
Янв-дек |
8743,41 |
7999,20 |
9552 = 744,21 х 12 мес |
||
Итого: |
8930,52 руб. |
1,0657 |
9517,25 | ||
2013 год |
|||||
Янв-сент |
9067,24 |
8295,56 |
6945,12 = 771,68x9 мес |
||
Окт-дек |
9399,16 |
8599,23 |
2399,79 = 799,93 х 3 мес |
||
Итого: |
9344,91руб. |
1,0647 |
20082,54 | ||
2014 год |
|||||
Янв-сент |
9722,99 |
8895,5 |
7447,41 =827,49x9 мес |
||
Окт-дек |
10058,15 |
9202,14 |
2568,03 = 856,01x3 мес |
||
Итого: |
10015,44 руб. |
1,1135 |
33514,1 | ||
2015 год |
|||||
Янв-сент |
1058,15 |
9202,14 |
7447,41= 827,49x9 мес |
||
Окт-дек |
10812,68 |
9892,45 |
2760,69 = 920,23 х 3 мес |
||
Итого: |
20208,1руб. |
1,1291 |
60657,74 | ||
2016 год |
|||||
Январь |
10812,68 |
9892,45 |
920,23 |
||
Фев-дек |
11244,99 |
10287,97 |
10527,22 = 957,02x11 мес |
||
Итого: |
11447,45 руб. |
1,0539 |
75991,66 | ||
2017 год |
|||||
Январь |
11244,99 |
10287,97 |
957,02 |
||
февраль |
11695,12 |
10688,79 |
11069,63 = 1006,33 х 11 мес |
||
Итого: |
12026,65руб. |
1,0251 |
90227,57 | ||
2018 год |
|||||
Янв-дек |
12162,92 |
11127,78 |
12421,68= 1035,14 х 12 мес |
||
Итого: |
12421,68 руб. |
1,0426 |
107022,11 | ||
2019 год |
|||||
Янв-сент |
12162,92 |
11127,78 |
9316,26= 1035,14x9 мес |
||
Окт-дек |
12940,53 |
11840,04 |
3301,47 =1100,49x3 мес |
||
Итого: |
12617,73 руб. |
1,0267 |
122834,22 | ||
Всего за 2012-2019 г.г. |
97012,48 руб. |
Недоплата с ИПЦ: 141129,68 руб. = 122834,22 + 18295,46
Всего индексации: 35942,2 руб. = 141129,68 - 105187,48
Таким образом, заявленные исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
1. Признать за Горшковым Владимиром Дмитриевичем право на получение назначенной за выслугу лет пенсии с 01.02.1993 по должностному окладу 5 тарифного разряда.
2. Взыскать с Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области в пользу Горшкова Владимира Дмитриевича недоплату пенсии за период с 01.07.2002 по 31.12.2019 в размере 104087 рублей ( сто четыре тысячи восемьдесят семь рублей).
3. Взыскать с Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области в пользу Горшкова Владимира Дмитриевича сумму ущерба, причиненного недоплатой пенсии, за период с 01.07.2002 по 31.12.2019 в размере 35942 рубля ( тридцать пять тысяч девятьсот сорок два рубля).
4. Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области производить расчет пенсии Горшкова Владимира Дмитриевича с 01.01.2020 из денежного довольствия по 5 тарифному разряду должностного оклада.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежскийобластной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Щербинина Г.С.
В окончательной форме решение изготовлено 20 января 2020 года.
Дело № 2-26/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Щербининой Г.С.,
при секретаре Кузнецовой О.В.,
с участием :
представителя истца Горшкова В.Д., действующего на основании доверенности Ишкова Е.А.,
представителя ответчика ГУ МВД России по Воронежской области, действующей на основании доверенности Панишевой М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горшкова Владимира Дмитриевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области о признании права на получение назначенной за выслугу лет пенсии по должностному окладу 5 тарифного разряда; взыскании недоплаты пенсии и ущерба, причиненного недоплатой ; возложении обязанности производить расчет пенсии из денежного довольствия по 5 тарифному разряду должностного оклада;
УСТАНОВИЛ:
Горшков В.Д. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области, в обоснование заявленных требований указывает, что с 26.12.1972 по 20.06.1991 проходил службу в войсковой части № ВВ МВД РФ, откуда и был уволен с должности контролера в звании старшего прапорщика. Объектом прохождения службы являлась исправительная колония ОЖ №, ныне ФКУ ИК № ФСИН России (<адрес>), в которой на момент увольнения истца действовал строгий режим учреждения содержания осужденных. На момент увольнения действовало Положение о денежном довольствии военнослужащих, утвержденное приказом МВД СССР от 20.09.1977, согласно которому в период службыистцу выплачивался 5 тарифный разрядсхемы должностных окладов, т.е. по строгому режиму учреждения содержания осужденных. С 21.06.1991 истцу была назначена пенсия по выслуге лет в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24.07.1990 №725 за 21 год прохождения службы в размере 43% от денежного довольствия. С 01.02.1993 вступил в силу Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и их семей». С указанной даты пенсия истца ответчиком была пересчитана по нормам указанного Закона уже по 4 тарифному разряду должностного оклада в размере 53% от денежного довольствия. Размеры окладов военнослужащих внутренних войск зависят от тарифных разрядов, установленных в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Согласно Указу Президента РФ от 04.03.2002 года №249 в целях совершенствования денежного довольствия военнослужащих Правительством РФ с 01.07.2002 было проведено реформирование денежного довольствия военнослужащих. Во исполнение вышеназванного Указа было вынесено Постановление Правительства РФ от 26.06.2002 №462, которым с 1 июля 2002 года была установлена единая схема окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Ранее действовавшая тарифная сетка должностных окладов прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 27.01.1993 № 682, была отменена постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 №486. Тарифные разряды по воинским должностям, подлежащим комплектованию солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами с 01.07.2002 года не изменились, в связи с чем, оклады по ним определяются по приказу МВД России от 08.08.2002 №754 в зависимости от уже установленных им тарифных разрядов. Истец указывает, что начиная с 01 июля 2002 года ответчиком при расчете его пенсии не было принято во внимание Постановление Правительства РФ от 26.06.2002 №462, что привело к нарушению его пенсионных прав. В соответствии со ст. 43 Закона 4468-1 пенсии, назначаемые по указанному закону, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, включающего оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому или специальному званию, присвоенному ко дню увольнения со службы, процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов. В связи с этим, при исчислении пенсий военнослужащим применяются фактически получаемые ко дню увольнения оклады по последней штатной должности. Согласно ч.1 ст.49 названного Закона и постановлению Правительства РФ от 22.09.1993 года №941 в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, одновременно пересматриваются пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам. При этом соответствие данного тарифного разряда нашло свое подтверждение в Приказе МВД России от 30.04.2010 №023 «Об утверждении Перечня воинских должностей, замещаемым солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами, соответствующих им воинских званий и тарифных разрядов во внутренних войсках МВД России», зарегистрированного в Минюсте России от 19.05.2010 №17276. Согласно Перечню (п.204) тарифный разряд по должности контролера в соединениях, воинских частях и подразделениях по охране важных государственных объектов и специальных грузов, занимаемых прапорщиками, тарифицируется по 5 тарифному разряду. С 2012 года в РФ была проведена очередная реформа денежного довольствия военнослужащих и сотрудников силовых структур, размеры которого по типовым должностям устанавливались Правительством РФ, а по не типовым - приказами ведомственных Министров. Приказом Министра МВД РФ от 19.12.2011 г. № 1267 «О размерах месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих внутренних войск МВД России, проходящих военную службу по контракту» были установлены в денежном выражении должностные оклады в соответствии с тарифными разрядами. Ответчик же с 01.01.2012, при расчете пенсии истца, продолжил применять должностной оклад по 4 тарифному разряду вместо 5. Истец указывает, что занижение тарифного разряда должностного оклада истца, принимаемого при расчете выплачиваемой ему пенсии, образовалась по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсию, который имел возможность до обращения истца в суд истребовать сведения о размере денежного довольствия истца, но пренебрег этим. В результате инфляционных процессов, происходящих в государстве, факт которых общеизвестен, своевременно не выплаченная истцу пенсия потеряла свою покупательскую способность и обесценилась, причинив тем самым ущерб истцу. До настоящего времени пенсионные права истца на получение пенсии в размерах, установленных Законом, и в порядке, установленном Правительством РФ, ответчиком продолжают нарушаться, причиняя истцу имущественный ущерб. В связи с изложенным, истец обратился в суд с настоящим иском, с учетом уточненного искового заявления, принятого к производству суда определением от 15 января 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, просит:
1. Признать право на получение назначенной за выслугу лет пенсии с 01.02.1993 по должностному окладу 5 тарифного разряда.
2. Взыскать с Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области недоплату пенсии за период с 01.07.2002 по 31.12.2019 в размере 104087 руб.
3. Взыскать с Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области сумму ущерба, причиненного недоплатой пенсии, за период с 01.07.2002 по 31.12.2019 в размере 35942 руб.
4. Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области производить расчет пенсии Горшкова В.Д. с 01.01.2020 из денежного довольствия по 5 тарифному разряду должностного оклада (л.д. 2-12,66-73,90-98).
Истец Горшков В.Д. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.100), обеспечил явку представителя.
В судебном заседании представитель истца Горшкова В.Д., действующий на основании доверенности Ишков Е.А., просил уточненные исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Воронежской области, действующая на основании доверенности Панишева М.А., просила в удовлетворении заявленных требований отказать, представила письменные возражения на иск (л.д. 30-32).
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, истец с 26.12.1972 по 20.06.1991 проходил службу в войсковой части № ВВ МВД РФ, откуда был уволен с должности контролера в звании старшего прапорщика ( л.д.19).
Личный состав войсковой части 7447 ВВ МВД РФ выполнял задачи по охране и осуществление надзора за осужденными в исправительной колонии ОЖ №, в настоящее время ФКУ ИК № ФСИН России (<адрес>), в которой на момент увольнения истца действовал строгий режим учреждения содержания осужденных, что подтверждается архивной справкой (л.д. 81).
На момент увольнения действовало Положение о денежном довольствии военнослужащих, утвержденное приказом МВД СССР от 20.09.1977, согласно которому в период службы истцу выплачивался 5 тарифный разрядсхемы должностных окладов, т.е. по строгому режиму учреждения содержания осужденных (л.д.79, 81).
С 21.06.1991 ответчиком, уполномоченным законом на осуществление из средств федерального бюджета государственного пенсионного обеспечения, истцу была назначена пенсия по выслуге лет в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» за 21 год прохождения службы в размере 43% от денежного довольствия (л.д.44-47).
С 01.02.1993 вступил в силу Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и их семей». С указанной даты пенсия истца ответчиком была пересчитана по нормам указанного Закона уже по 4 тарифному разрядудолжностного оклада в размере 53% от денежного довольствия ( л.д.57-60,78).
Размеры окладов военнослужащих внутренних войск зависят от тарифных разрядов, установленных в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
В соответствии со статьей 43 Закона 4468-1 пенсии, назначаемые по указанному Закону, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, включающего оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому или специальному званию, присвоенному ко дню увольнения со службы, процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.
В связи с этим, при исчислении пенсий военнослужащим применяются фактически получаемые ко дню увольнения оклады по последней штатной должности.
Согласно ч. 1 ст. 49 названного Закона и постановлению Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, одновременно пересматриваются пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам.
Согласно Указу Президента РФ от 04.03.2002 года №249, в целях совершенствования денежного довольствия военнослужащих, Правительством РФ с 01.07.2002 было проведено реформирование денежного довольствия военнослужащих.
Во исполнение вышеназванного Указа было вынесено Постановление Правительства РФ от 26.06.2002 №462, которым с 1 июля 2002 года была установлена единая схема окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Ранее действовавшая тарифная сетка должностных окладов прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 27.01.1993 № 682, была отменена постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 №486.
Тарифные разряды по воинским должностям, подлежащим комплектованию солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами с 01.07.2002 года не изменились, в связи с чем, оклады по ним определяются по приказу МВД России от 08.08.2002 №754 в зависимости от уже установленных им тарифных разрядов.
Согласно Перечню воинских должностей, замещаемым солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами, соответствующих им воинских званий и тарифных разрядов во внутренних войсках МВД России (п.204), утвержденному Приказом МВД России от 30.04.2010 №023 (зарегистрирован в Минюсте России от 19.05.2010 №17276), тарифный разряд по должности контролера в соединениях, воинских частях и подразделениях по охране важных государственных объектов и специальных грузов, занимаемых прапорщиками, также тарифицируется по 5 тарифному разряду.
Начиная с 01 июля 2002 года ответчиком, при расчете пенсии Горшкова В.Д., не было принято во внимание постановление Правительства РФ от 26.06.2002 №462, что привело к нарушению пенсионных прав истца (л.д.51-59).
С 2012 г. в РФ была проведена очередная реформа денежного довольствия военнослужащих и сотрудников силовых структур, размеры которых по типовым должностям устанавливались Правительством РФ, а по не типовым - приказами ведомственных Министров.
Приказом Министра МВД РФ от 19.12.2011 г. № 1267 «О размерах месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих внутренних войск МВД России, проходящих военную службу по контракту» были установлены в денежном выражении должностные оклады в соответствии с тарифными разрядами, должностной оклад по 5 тарифному разряду был установлен в размере 15 000 руб., а по 4 тарифному разряду - в размере 13 000 руб.
Однако ответчик с 01.01.2012 при расчете пенсии продолжил применять должностной оклад по 4 тарифному разряду вместо 5, не принимая во внимание данные нормы права.
Занижения тарифного разряда должностного оклада истца принимаемого при расчете выплачиваемой истцу пенсии образовалась по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсию, который имел возможность до обращения истца в суд истребовать сведения о размере денежного довольствия истца, но пренебрег этим. Согласно ст. 58 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. установлено, что сумма пенсии, не полученная своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Суд принимает расчет размера задолженности, представленный истцом, и проверенный как правильный. Ответчиком контррасчет не представлен.
При этом ответчиком в декабре 2019 года произведена выплата пенсии, назначенной за выслугу лет, по должностному окладу 5 тарифного разряда (л.д. 102,103).
Согласно представленным представителем ответчика показателям расчета пенсии ( расчет произведен 02.12.2019), с 01.12.2019 истцу начисляется пенсия по 5 тарифному разряду в размере 12941 рубль 15 копеек ( л.д. 102-103).
С учетом изложенного с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоплата пенсии за период с 01.07.2002 по 31.12.2019 в размере 104087 рублей ( расчет: 104087 руб. = 97 012,48 + 8175-1100,49 ).
В результате инфляционных процессов происходящих в государстве, своевременно не выплаченная истцу пенсия потеряла свою покупательскую способность и обесценилась, причинив тем самым ущерб истцу.
Восстановить покупательскую способность обесцененных средств возможно при использовании индексов потребительских цен, механизм которого ранее предусматривался Законом РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», однако, с 01.01.2005 указанный Закон был признан утратившим силу и на сегодняшний день закон, позволяющий определить способ индексации, не принят.
В настоящий момент в системе действующего законодательства РФ отсутствует специально определенный механизм индексации пенсий на индекс инфляции, выплата которых была произведена лицом уполномоченным законом не в установленные законом сроки, а по истечении длительного периода времени в результате его виновных действий.
Статьей 11 ГПК РФ установлено, что в случае отсутствия нормы права, регулирующей спорные правоотношения, суд принимает нормы права, регулирующие сходные правоотношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
В Определении Верховного Суда РФ № 11-Г02-19 указано, что в результате инфляционных процессов своевременно невыплаченные денежные суммы утрачивают свою покупательскую способность, что безусловно, причиняет гражданину убытки, которые в соответствии со ст.ст.15,1064 и 1082 ГК РФ должны быть ему полностью возмещены. Определяя их размер с учетом требований истца суд вправе руководствоваться сводным индексом потребительских цен, объективно отражающим уровень инфляции в регионе. Это правило распространяется и на обязанность возмещения причиненных убытков в результате несвоевременной выплаты пенсии.
Верховным Судом РФ отмечено, что применение по аналогии статей Гражданского кодекса РФ к правоотношениям, регулируемым специальными нормативными актами в сфере социального обеспечения, не трансформирует их в гражданские и, следовательно, не влечет применение положений гражданского законодательства, включая положения о сроке исковой давности (Определение от 6.12.2013 г. № 91-КГ13-4).
КС отметил, что отсутствие в действующем правовом регулировании критериев индексации на индекс потребительских цен противоречит указанным правовым позициям КС РФ и приводит к тому, что право на судебную защиту гарантированное каждому статьей 46 (ч.1) Конституции РФ, оказывается существенно ущемленным.
В системе МВД в настоящее время приказом от 09.01.2018 № 7 утверждена инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению, согласно п.57 которой, если задержка с перерасчетом пенсии была допущена по вине пенсионного органа, разница в пенсии выплачивается без ограничения предельными сроками.
Расчет недоплаты пенсии за период с 01.07.2002 по 31.12.2011 и ущерба:
период |
Платилась пенсия по 4 тариф, раз. |
Подлежала выплате по 5 тариф, раз. |
Недоплата |
ИПЦ за год |
Сумма долга нараст. |
1 |
2 |
3 i |
4 |
||
2002 год |
Июль-дек |
1603,95 |
1645,03 |
246,48 = 41,08 х 6 мес |
||
Итого: |
246,48 руб. |
1,1506 |
283,59 | ||
2003 год |
|||||
Янв-сент |
1768,25 |
1809,33 |
369,72 = 41,08x9 мес |
||
Окт-дек |
1927,29 |
1972,88 |
136,77 = 45,59x3 мес |
||
Итого: |
506,49 руб. |
1,1199 |
884,81 | ||
2004 год |
|||||
Янв-дек |
1927,29 |
1972,88 |
547,08 = 45,59x12 мес |
||
Итого: |
547,08 руб. |
1,1173 |
1599,85 | ||
2005 год |
|||||
Янв-дек |
1927,29 |
1972,88 |
547,08 = 45,59 х 12 мес |
||
Итого: |
547,08 руб. |
1,1092 |
2381,37 | ||
2006 год |
|||||
Январь |
2168,02 |
2219,98 |
623,52 = 51,96x12 мес |
||
Итого: |
623,52 руб. |
1.09 |
3275.33 | ||
2007 год |
|||||
Янв-нояб |
2353,14 |
2410.29 |
628,65 = 57,15 х 11 мес |
||
Декабрь |
2835,58 |
2901,31 |
65,73 |
||
Итого: |
694,38 руб. |
1,1187 |
4440,91 | ||
2008 год |
|||||
Январь |
3074 |
3150 |
65,73 |
||
Фев-сент |
3091,39 |
3163,03 |
573,12 = 71,64x8 мес |
||
Окт-дек |
3369,74 |
3448,04 |
234,9 = 78,3 х 3 мес |
||
Итого: |
873,75 руб. |
1,1328 |
6020,44 | ||
2009 год |
|||||
Янв-июль |
3369,74 |
3448,04 |
548,1 =78,3x7 мес |
||
Авг-дек |
3656,22 |
3741,11 |
424,45 = 84,89 х 5 мес |
||
Итого: |
972,55руб. |
1,088 |
7608,37 | ||
2010 гол |
|||||
Янв-дек |
3656,22 |
3741,11 |
1018,68 = 84,89x12 мес |
||
Итого: |
1018,68 руб. |
1,0878 |
9384,5 | ||
2011 год |
|||||
Янв-март |
3656,22 |
3741,11 |
254,67 = 84,89 х 3 мес |
||
Апрель |
3893,91 |
3984,27 |
813,24 = 90,36x9 мес |
||
Итого: |
1067,91руб. |
1,061 |
11090 | ||
Всего за 2002-2011 г.г. |
8175 руб. |
||||
ИПЦза2012г. |
1.0657 |
11818,62 | |||
ИПЦза2013г. |
1,0647 |
12583,28 | |||
ИГЩза2014г. |
1,1135 |
14011,48 | |||
ИПЦза2015г. |
1,1291 |
15820,37 | |||
ИПЦза2016г. |
1,0539 |
16673,08 | |||
ИПЦза2017г. |
1,0251 |
17091.58 | |||
ИПЦза2018г. |
1,0426 |
17819,68 | |||
ИПЦза2019г. |
1,0267 |
18295,46 |
Расчет недоплаты пенсии за период с 01.01.2012 по 31.12.2019 и ущерба:
Период |
пенсия по 5 тариф, разряд |
пенсия по 4 тариф, разряд |
Разница гр.2-гр.З |
ИПЦ |
Сумма догла нараст |
1 |
2 |
3 |
4 |
||
2012 год |
|||||
Янв-дек |
8743,41 |
7999,20 |
9552 = 744,21 х 12 мес |
||
Итого: |
8930,52 руб. |
1,0657 |
9517,25 | ||
2013 год |
|||||
Янв-сент |
9067,24 |
8295,56 |
6945,12 = 771,68x9 мес |
||
Окт-дек |
9399,16 |
8599,23 |
2399,79 = 799,93 х 3 мес |
||
Итого: |
9344,91руб. |
1,0647 |
20082,54 | ||
2014 год |
|||||
Янв-сент |
9722,99 |
8895,5 |
7447,41 =827,49x9 мес |
||
Окт-дек |
10058,15 |
9202,14 |
2568,03 = 856,01x3 мес |
||
Итого: |
10015,44 руб. |
1,1135 |
33514,1 | ||
2015 год |
|||||
Янв-сент |
1058,15 |
9202,14 |
7447,41= 827,49x9 мес |
||
Окт-дек |
10812,68 |
9892,45 |
2760,69 = 920,23 х 3 мес |
||
Итого: |
20208,1руб. |
1,1291 |
60657,74 | ||
2016 год |
|||||
Январь |
10812,68 |
9892,45 |
920,23 |
||
Фев-дек |
11244,99 |
10287,97 |
10527,22 = 957,02x11 мес |
||
Итого: |
11447,45 руб. |
1,0539 |
75991,66 | ||
2017 год |
|||||
Январь |
11244,99 |
10287,97 |
957,02 |
||
февраль |
11695,12 |
10688,79 |
11069,63 = 1006,33 х 11 мес |
||
Итого: |
12026,65руб. |
1,0251 |
90227,57 | ||
2018 год |
|||||
Янв-дек |
12162,92 |
11127,78 |
12421,68= 1035,14 х 12 мес |
||
Итого: |
12421,68 руб. |
1,0426 |
107022,11 | ||
2019 год |
|||||
Янв-сент |
12162,92 |
11127,78 |
9316,26= 1035,14x9 мес |
||
Окт-дек |
12940,53 |
11840,04 |
3301,47 =1100,49x3 мес |
||
Итого: |
12617,73 руб. |
1,0267 |
122834,22 | ||
Всего за 2012-2019 г.г. |
97012,48 руб. |
Недоплата с ИПЦ: 141129,68 руб. = 122834,22 + 18295,46
Всего индексации: 35942,2 руб. = 141129,68 - 105187,48
Таким образом, заявленные исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
1. Признать за Горшковым Владимиром Дмитриевичем право на получение назначенной за выслугу лет пенсии с 01.02.1993 по должностному окладу 5 тарифного разряда.
2. Взыскать с Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области в пользу Горшкова Владимира Дмитриевича недоплату пенсии за период с 01.07.2002 по 31.12.2019 в размере 104087 рублей ( сто четыре тысячи восемьдесят семь рублей).
3. Взыскать с Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области в пользу Горшкова Владимира Дмитриевича сумму ущерба, причиненного недоплатой пенсии, за период с 01.07.2002 по 31.12.2019 в размере 35942 рубля ( тридцать пять тысяч девятьсот сорок два рубля).
4. Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области производить расчет пенсии Горшкова Владимира Дмитриевича с 01.01.2020 из денежного довольствия по 5 тарифному разряду должностного оклада.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежскийобластной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Щербинина Г.С.
В окончательной форме решение изготовлено 20 января 2020 года.