Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2378/2021 ~ М-565/2021 от 27.01.2021

Производство № 2-2378/2021

УИД 28RS0004-01-2021-001202-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2021 года город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кастрюкова Д.В.,

при секретаре Бубновой Н.А.,

с участием прокурора Пристовой Е.Е., представителей ГУ МЧС России по Амурской области – Хорешко О.В., Дроздовой Е.В., по доверенностям, ответчика Шевченко А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Главного управления МЧС России по Амурской области к Шевченко Андрею Константиновичу о признании утратившим право пользования помещением, выселении, взыскании возмещения расходов по оплате пользования коммунальными услугами,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление МЧС России по Амурской области обратилось в суд с настоящим исковым заявлением к Шевченко А.К., указав, что жилое помещение ***, расположенное по адресу: ***, принадлежит истцу на праве оперативного управления.

Данное помещение, занимаемое ответчиком, входит в состав единого неделимого административно-жилого комплекса по ***, имеющего целевое назначение и предназначенного для целей пожарной безопасности, возможности самостоятельного использования помещения отдельно от всего административно-жилого комплекса не имеется в силу неразрывной связи помещения со всем комплексом.

Из поквартирной карточки следует, что ответчик зарегистрирован и проживает в спорном жилом помещении без заключения каких-либо договоров, следовательно, между сторонами сложились правоотношения из договора безвозмездного пользования, заключенного в устной форме.

Ответчик службу в подразделениях федеральной противопожарной службы никогда не проходил, отбывал наказание в местах лишения свободы, его длительное отсутствие по месту жительства не позволяло истцу принять исчерпывающие меры для освобождения спорного жилого помещения. Также ответчик во время своего отсутствия в 2018, 2019 годах заселили в служебную квартиру посторонних лиц, и истец вынужден был обращаться в суд с иском об их выселении. В период проживания Шевченко А.К. коммунальные услуги не оплачивает.

Спорное жилое, как и пожарное депо находится в федеральной собственности и оперативном управлении истца; запрет на приватизацию установлен ст. 11 ФЗ «О пожарной безопасности». Пожарное депо – объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещения для приема сообщений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану. С учетом изложенного помещение, занимаемое ответчиком, не входит в состав жилищного фонда, а является частью здания пожарного депо.

Между ГУ МЧС России по Амурской области и коммунальными организациями заключены государственные контракты на поставку эл. энергии, тепло- и водоснабжения, водоотведения и вывоз ТБО. Граждане, проживающие в служебном жилье, должны возмещать расходы на оплату коммунальных услуг, согласно выставленным счетам.

14.12.2020 ответчиком получено требование о выселении из спорного жилого помещения и погашении задолженности за коммунальные услуги, однако по истечению указанного срока ответчик не освободил жилье и не погасил задолженность за коммунальные услуги.

Проживание ответчика в спорном жилом помещении в отсутствие правовых оснований ограничивает право ГУ МЧС России по Амурской области оперативного управления этим имуществом, а также препятствует вселению действующих сотрудников ГУ МЧС России по Амурской области, состоящих на учете как нуждающихся в получении служебного жилья.

Основываясь на изложенных обстоятельствах, истец, с учетом заявления об изменении предмета исковых требований просил суд признать Шевченко А.К. утратившими право пользования жилым помещением, выселить его из жилого помещения, расположенного по адресу: ***, без предоставления иного жилого помещения, а также взыскать задолженность по оплате за потребленные коммунальные услуги в сумме 77241 рубль. 80 копеек за период (согласно расчету) с 01 февраля 2018 г. по 01 февраля 2021 г.

В суде представители истца ГУ МЧС России по Амурской области Дроздова Е.В. и Хорешко О.В. на требованиях иска настаивали полностью по изложенным ранее доводам.

Представитель истца ГУ МЧС России по Амурской области Дроздова Е.В. дополнительно пояснила, что спорное жилое помещение представлялось отцу ответчика, пока тот состоял в трудовых отношениях с истцом, т.к. трудовые отношения прекратились, то и оснований для проживания у ответчика не имеется, т.к. последний вселен был в квартиру в качестве члена семьи нанимателя. Иных правовых оснований для проживания в спорном жилом помещении у ответчика не имеется. Процедура по прекращению договора безвозмездного пользования жилым помещением соблюдена: в декабре 2020 года, был осуществлен комиссионный выезд в квартиру, 14 декабря 2020 года ответчику вручено уведомление о необходимости освободить спорное помещение, установлен срок до 31 декабря 2020 года, также вручено требование о необходимости оплаты задолженности за потребленные коммунальные услуги. Договор безвозмездного пользования прекратил свое действие с момента вручения требования о выселении. Задолженность надлежит взыскать с февраля 2018 года по январь 2021 года, т.к. до февраля 2018 года пропущен срок исковой давности. Оснований для перерасчета в связи с отбыванием ответчика наказания в местах лишения свободы нет, т.к. ответчик в ГУ МЧС не обращался, порядок не соблюден. Трудовые отношения с МА, отцом ответчика, прекращены в 1996 году.

Ответчик Шевченко А.К. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, дополнительно пояснил, что спорная квартира предоставлялась его отцу на основании договора; какого точно, он не знает, но видел этот договор в бумагах отца, когда переезжали туда. Квартиру выдали отцу, когда ответчику было около 10 лет.

В судебное заседание не явились третьи лица: Хазяйнова Н.Н., Хозяйнов А.Н., несовершеннолетний ГИ, представители Отдела образования администрации муниципального округа Белогорского района Амурской области, Отдела опеки и попечительства Управления образования администрации города Благовещенска, неоднократно надлежаще извещались о дате, времени и месте рассмотрения дела. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора Пристовой Е.Е., полагавшей исковые требования о выселении подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.

Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 4 ст. 3 ЖК РФ).

В силу п. 5 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путём прекращения или изменения жилищного правоотношения.

Судом установлено, что предметом настоящего спора является ***, расположенная по адресу: *** – в здании пожарного депо, назначение: нежилое, 3-хэтажное, общей площадью 1677 кв.м., с инвентарным номером ***, лит. А, А1, А2, которое согласно свидетельству о государственной регистрации права серии *** от 22.06.2012 года находится в федеральной собственности и ранее было закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «1 отряд федеральной противопожарной службы по Амурской области».

В настоящее время спорное жилое помещение на праве оперативного управления принадлежит Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области с 02.12.2019 года; 07.02.2020 ФГКУ «1 отряд ФПС по Амурской области» как самостоятельное лицо было ликвидировано на основании приказа МЧС России № 524 от 26.09.2019 «О ликвидации некоторых учреждений находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Дальневосточном федеральном округе».

В судебном заседании установлено и не оспаривалось, что ответчик вселен в спорное жилое помещение, в качестве члена семьи нанимателя служебного жилья.

Так, судом установлено, что спорная квартира предоставлялась в 1993 г. для проживания по договору служебного найма ЛН с семьей, в т.ч. ответчику, как члену семьи, в связи с прохождением службы в должности старшего пожарного СВПЧ № 2 УПО УМВД г. Благовещенска, что подтверждается служебной карточкой, а также карточкой прописки.

В 1996 году ЛН был уволен со службы, в связи, с чем основания для предоставления спорного жилого помещения отпали.

Суд полагает, что на момент вселения ответчика в спорное жилое помещение (*** – отметки о регистрации в карточке прописки) действовал Жилищный кодекс РСФСР, статьями 101 и 105 которого предусматривалось, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него, под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры; служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения.

По данному делу с учетом заявленных исковых требований (о выселении без предоставления иного жилого помещения) одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств являлось выяснение наличия совокупности предусмотренных ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее – Вводного закона) условий, при которых ответчик не может быть выселен из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

В соответствии со статьей 5 названного Вводного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

В соответствии со ст. 13 Вводного закона граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленным им до введения в действие ЖК РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом довведение в действие ЖК РФ.

В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ, в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений, граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.

Как определено ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

В свою очередь, статья 108 ЖК РСФСР устанавливала, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: 1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием нафронте; 2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; 3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; 4) семьи военнослужащих; 5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; 6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); 7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение; 8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным закономот 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); 9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры; 10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение; 11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц; 12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. Указанным гражданам предоставляется жилое помещение, отвечающее требованиям статьи 97 настоящего Кодекса.

Статья 107 ЖК РСФСР указывала, что рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.

Таким образом, статья 13 указанного выше Вводного закона дополняет определенный в пункте 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Из сведений, представленных УМВД России по Амурской области (исх. № 1/20/1725 от 22.06.2021) следует, что в книге «Учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (далее Книга) УМВД России по Амурской области, на стр. 76 под №228 значится НВ, *** г.р. с семьей из 4 человек: она, муж – ЛН, *** г.р., сын – Шевченко Андрей Константинович, *** г.р., дочь – АЛ.

Согласно Книге, НВ с семьей в составе 4-х человек, по заявлению от 29.12.1990 года принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (протокол от 04.03.1991 №12). Решением жилищно-бытовой комиссии УВД по Амурской области от 14.11.1996 протокол №3 НВ с семьей в составе 4-х человек, снята с учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п. 4 ст. 32 ЖК РСФСР, в связи с прекращением трудовых отношений.

Как указано выше, ЛН уволен со службы в должности старшего пожарного СВПЧ № 2 УПО УМВД г. Благовещенска в 1996 г.

Суд полагает, что в связи с увольнением ЛН со службы в органах пожарной охраны в 1996 г., отсутствием сведений о его обращении, принятии и нахождении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в связи со снятием 14.11.1996 НВ с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.е. в период действия ЖК РСФСР, вопрос осохранении ими, а равно членами их семьи, в т.ч. ответчиком, права пользования спорным служебным жилым помещением, подлежал разрешению с учетом правил указанных выше ст. 107, 108 ЖК РСФСР.

При этом, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не доказано наличие обстоятельств, указанных в ст. 108 ЖК РСФСР, а равно в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, свидетельствующих о невозможности его выселения, как лица, утратившего право пользование спорным служебным жилым помещением, производного от такого же права, имевшегося ранее, но также утраченного ЛН и НВ, из названной квартиры без предоставления другого жилого помещения.

Также ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не доказано нахождение, а равно наличие права находиться на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения (ч. 1 и 2 ст. 52 ЖК РФ).

Судом установлено и то, что Шевченко А.К. после отбытия срока наказания вернулся в г. Благовещенск и проживает в спорном жилом помещении.

Согласно справке серии ЗР № 094550, выданной ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО, Шевченко А.К. отбывал наказание в ФКУ ЛИУ-2 ЕАО п. Бира, с 20.11.2017 по 11.12.2020.

Доказательств наличия законных оснований (после утраты права пользования служебным жильем) проживания ответчика в спорной квартире в деле не имеется, вместе с тем, установлено, что его проживание в квартире без внесения платы за жилье и коммунальные услуги носит длительный характер, в течение которого собственник не требовал от данного лица освободить жилое помещение, соответственно, фактически признавал за ним право пользования.

Оценивая фактический характер правоотношений сторон, суд квалифицирует их как вытекающие из договора безвозмездного пользования жилым помещением (ст. 689 ГК РФ). Указанный факт подтверждается доказательствами по делу, из которых следует, что каких-либо условий проживания в жилом помещении между фактическим владельцем жилого помещения и ответчиками, после утраты последним в 1996 г. права пользования служебным жилым помещением, производного от такового права, принадлежавшего ранее ЛН и НВ, оговорено не было.

То обстоятельство, что правоотношения сторон не были оформлены путем составления соответствующего документа, не свидетельствует о не заключении договора безвозмездного пользования жилым помещением. Действующее законодательство не предусматривает для данного вида договора соблюдения обязательной письменной формы.

Также о правильности этих выводов суда свидетельствует и содержание решения Благовещенского городского суда от 11 июля 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Амурской области» к Хозяйновой Наталье Николаевне, ГИ, Хозяйнову Алексею Николаевичу о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, которым Хозяйнова Н.Н., ГИ, *** года рождения, выселены из помещения – квартиры (комнаты) *** без предоставления другого жилого помещения. В ходе рассмотрения названного дела суд признал установленным, что ответчики были вселены в спорную квартиру, постоянно проживали в ней, что подтверждается актом о фактическом проживании граждан от 30.04.2019 года, промежуточным актом обследования семьи, актом обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи от 22.05.2019 года, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 28.02.2019 года.

Как следует из служебного сообщения от 16.05.2019 № 1554 ГАУ АО «Благовещенский КЦСОН «Доброта», также исследованного судом при рассмотрении дела по иску ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Амурской области» к Хозяйновой Наталье Николаевне, ГИ, Хозяйнову Алексею Николаевичу о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, в *** по адресу: ***, проживалиХозяинова Н.Н., *** г.р., ее несовершеннолетний сын, ГИ, *** г.р., дядя (брат матери), АН, *** г.р.; также в состав семьи входит сожитель матери - Шевченко Андрей Константинович. ***.р., находится в местах лишения свободы.

В силу ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Согласно п. 1 ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 610 ГК РФ, положения которой подлежат применению к договору безвозмездного пользования, договор заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.

В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

В силу ст. 699 ГК РФ, каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.

В настоящее время Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области, владеющее спорной квартирой ***, на праве оперативного управления, не намерено продолжать с ответчиком данные правоотношения.

Исковые требования сводятся к незаконности проживания ответчика в жилом помещении в настоящее время и его выселению.

Из материалов дела следует, что 14.12.2020 года Главным управлением МЧС России по Амурской области ответчику лично вручено требование об освобождении жилого помещения – *** в срок до 31 декабря 2020 года.

Предложение истца в адрес ответчика об освобождении спорного жилого помещения, а также предъявление иска о выселении подтверждают отказ истца от договора безвозмездного пользования жилым помещением с ответчиком.

Поскольку указанное выше уведомление получено ответчиком лично 14.12.2020 года, в силу п. 1 ст. 699 ГК РФ договор безвозмездного пользования жилым помещением с данным ответчиком считается расторгнутым с 14.01.2021 года. Указанное обстоятельство влечет прекращение у Шевченко А.К. права пользования жилым помещением.

В силу ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, другими федеральными законами, договором или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).

Если данный гражданин в срок установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Так как ответчик не исполнил требование о выселении из спорной квартиры от 14 декабря 2020 года, следовательно, он подлежит выселению из жилого помещения по требованию истца в судебном порядке (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ).

Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (статья 301 ГК РФ).

Более того, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304 ГК РФ).

При этом, на основании ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

Проживание ответчика в спорном помещении ограничивает право оперативного управления этим имуществом Главного управления МЧС России по Амурской области, в связи с чем, истец, не намереваясь продлевать ранее достигнутое соглашение о проживании ответчика в спорном жилом помещении, как представитель собственника вправе на основании статей 304, 305 ГК РФ требовать устранения всяких нарушений своего права, в том числе, истребовать имущество из незаконного владения ответчика таким способом, как выселение. Поэтому ответчик Шевченко А.К. подлежит признанию утратившим право пользования и выселению из спорного помещения – ***.

Рассматривая требование о взыскании возмещения расходов по оплате коммунальными услугами, суд исходит из следующего.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из положений ст. 57 ГПК РФ следует, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 12 настоящего Кодекса, а также положений ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.

Положения ст. 309 ГК РФ предусматривают, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом в силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статья 153 ЖК РФ возлагает на граждан и организации обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

В силу ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

3) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Суд полагает, что к спорным правоотношениям названные правила закона подлежат по аналогии закона, т.к. ответчик при проживании в спорной квартире потреблял коммунальные услуги, возмещение оплаты за которые, осуществленное истцом, подлежит взысканию в порядке взыскания убытков; в противном случае на стороне ответчика имело бы место неосновательное обогащение в размере потребленных и не оплаченных коммунальных услуг.

На основании п. 1 и 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как следует из п. 1 и 2 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

При определении размера суммы возмещения за потребленные коммунальные услуги суд учитывает, что представленные истцом расчеты произведены на основании заключенных ГУ МЧС России по Амурской области с ресурсоснабжающими организациями договорами, проверены судом и признаются правильными, полностью соответствующими установленным тарифам и порядку начисления соответствующей платы.

Между тем, как следует из представленной в материалы дела справки серии ЗР № 094550 и возражений ответчика в части периода взыскания задолженности с февраля 2018 года по 11 декабря 2020 года отбывал наказание в местах лишения свободы ФКУ ЛИУ-2 ЕАО п. Бира.

Обстоятельства того, что несовершеннолетние собственники не проживали в своем жилом помещении, по мнению суда, подтверждаются договорами безвозмездного пользования квартирой от 01.09.2012 и от 25.03.2019, по которым ссудодатели, соответственно, АВ, а затем МД, передавали ссудополучателю ВВ в безвозмездное временное пользование квартиру по адресу: ***, для проживания вместе с членами семьи: женой ОВ, несовершеннолетними детьми ДВ, МВ, РВ

Совокупностью этих доказательств обстоятельства фактического проживания несовершеннолетних собственников спорного помещения МВ, ДВ, РВ вместе с родителями в указанный период с 01.08.2016 г. по настоящее время именно в ***, а не в спорном жилом помещении (***), подтверждаются.

Между тем, для правильного решения настоящего спора, суд полагает необходимым принять во внимание упомянутый в ч. 11 ст. 155 ЖК РФ порядок перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан, установленный в силу предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 6 раздела II. Условия предоставления коммунальных услуг Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя: адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами.

В силу пп. е(1) п. 32 Правил от 06.05.2011 N 354 исполнитель имеет право устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.

В соответствии с п. 56(1) Правил от 06.05.2011 N 354, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.

В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, а также при наличии возможности определения даты начала их проживания и при условии подписания акта собственником жилого помещения (постоянно проживающим потребителем) указывается дата начала их проживания. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю), а при отказе в получении такого акта делается отметка.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 56(2) Правил от 06.05.2011 N 354).

Согласно пп. «б» п. 57 Правил от 06.05.2011 N 354 размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем. Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем.

На основании п. 57(1) Правил от 06.05.2011 N 354 дата начала проживания временно проживающих лиц в жилом помещении для применения при расчете платы за коммунальные услуги и проведения в случае необходимости перерасчетов за прошлые периоды указывается в заявлении собственника (постоянно проживающего потребителя) о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями. При отсутствии такого заявления или при отсутствии в таком заявлении даты начала проживания временно проживающих лиц в жилом помещении такой датой считается 1-е число месяца даты составления акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт составляется в порядке, определенном пунктом 56(1) настоящих Правил.

В заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями должны быть указаны фамилия, имя и отчество собственника или постоянно проживающего потребителя, адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, о датах начала и окончания проживания таких потребителей в жилом помещении. Такое заявление направляется исполнителю собственником или постоянно проживающим потребителем в течение 3 рабочих дней со дня прибытия временно проживающих потребителей.

Количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного исполнителем в соответствии с пунктом 56(1) настоящих Правил акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (п. 58 Правил от 06.05.2011 N 354).

Приведённые положения Правил от 06.05.2011 N 354 свидетельствуют о безусловном праве ресурсоснабжающих организаций, а равно истца выявить количество лиц, временно проживающих в спорной квартире, и начислить плату за соответствующий период по коммунальным услугам с учётом установленных тарифов и нормативов потребления, по числу временно проживающих лиц, с указанием на наличие соответствующей задолженности по финансово-лицевому счету в платёжном документе.

В силу пп. «ж» и «з» п. 69 Правил от 06.05.2011 N 354 в платежном документе указываются сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.

Из содержания пп. «д» п. 33 и пп. «з» 34 Правил от 06.05.2011 N 354 потребитель имеет право требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, и обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.

Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета установлен названными Правилами от 06.05.2011 N 354.

При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил (п. 86 Правил от 06.05.2011 N 354).

Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению (п. 87 Правил от 06.05.2011 N 354).

В силу п. 90 Правил от 06.05.2011 N 354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

На основании п. 91 Правил от 06.05.2011 N 354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

Согласно п. 92 Правил от 06.05.2011 N 354 в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.

К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.

По смыслу п. 93 Правил от 06.05.2011 N 354 в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться любые (иные) документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Суд учитывает, что ответчик не обращался к истцу с заявлением о перерасчете платы за потребляемые коммунальные услуги за период временного отсутствия до декабря 2020 года.

Между тем, совокупность обстоятельств: неиспользование ответчиком жилья в период вплоть до декабря 2020 в связи с отбытием наказания в виде лишения свободы, бездействие истца по установлению фактически проживающих в квартире лиц для взыскания с них возмещения расходов по оплате пользования коммунальными услугами и задолженностей по такой оплате за соответствующие периоды, предъявление требования о взыскании суммы задолженности за все периоды толькок ответчику, что следует расценить, как злоупотребление правом, - свидетельствует о необходимости отказа истцу в требовании о взыскании с ответчика такой задолженности за период с 01.02.2018 по 30.11.2020, и о необходимости взыскания задолженности только за период декабрь 2020 г. – январь 2021 г. фактического проживания (но пределах заявленного искового требования), всего в сумме 5052 рубля 00 копеек.

Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден, в силу закона, в размере 700 рублей, т.е. пропорционально удовлетворённым требования имущественного характера, а также от требования о выселении.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Главного управления МЧС России по Амурской области – удовлетворить частично.

Признать Шевченко Андрея Константиновича утратившим право пользования и выселить из помещения – ***.

Взыскать с Шевченко Андрея Константиновича в пользу Главного управления МЧС России по Амурской области возмещения расходов по оплате пользования коммунальными услугами за период декабрь 2020 г. – январь 2021 г. в сумме 5052 рубля 00 копеек.

В удовлетворении требований о взыскании возмещения расходов по оплате пользования коммунальными услугами в большем размере Главному управлению МЧС России по Амурской области – отказать.

Взыскать с Шевченко Андрея Константиновича в доход местного бюджета госпошлину в сумме 700 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Д.В. Кастрюков

Решение в окончательной форме составлено 09.09.2021 года

2-2378/2021 ~ М-565/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор города Благовещенска
Главное управление МЧС России по Амурской области
Ответчики
Шевченко Андрей Константинович
Другие
Хозяйнова Наталья Николаевна
Хозяйнов Александр Николаевич
Администрация г. Благовещенска
Информация скрыта
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
28.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2021Передача материалов судье
01.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2021Судебное заседание
25.03.2021Судебное заседание
18.05.2021Судебное заседание
10.06.2021Судебное заседание
02.07.2021Судебное заседание
23.07.2021Судебное заседание
09.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее