Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1046/2020 ~ М-453/2020 от 12.02.2020

адм. дело №2а-1046/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.

с участием помощника Воронежского транспортного прокурора Романова Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воронежского транспортного прокурора, поданного в интересах Российской Федерации и защиты неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет-ресурсе о предоставлении бесплатно и за плату баз данных таможенных органов и выгрузок из них, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, суд

У С Т А Н О В И Л :

Воронежский транспортный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, указав, что на странице Интернет ресурса: ) распространяются бесплатно и за плату таможенные базы данных (базы данных таможенных деклараций – ГТД) и выгрузки из них с 1996 по текущую дату.

Общественная опасность размещения такой информации в свободном доступе в сети «Интернет» состоит в том, что в ней содержатся полные декларации всех участников внешнеэкономической деятельности России. Указанный ресурс позволяет оценить потенциал любого товара российского производства - ведущие страны-импортеры-экспортеры, количество, вес, денежный эквивалент, динамику поставок. Оценить деятельность всех участников ВЭД: опыт работы, товарные ассортименты, динамику поставок, объемы экспорта (импорта), страны и фирмы-покупатели, ценовую политику, определить оптимальные условия работы с зарубежными контрагентами, выработать стратегию и тактику поведения в выбранных рыночных сегментах.

Сведения о декларантах, отправителях, получателях и иных участниках таможенных отношений, составляют информационные ресурсы таможенных органов и носят ограниченный характер. Порядок получения и использования лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов, имеющих ограниченный доступ и находящихся в ведении таможенных органов, а также состав и порядок предоставления такой информации устанавливаются законодательством государств-членов. Поскольку базы данных таможенных органов постоянно обновляются и содержат ряд конфиденциальных сведений, в том числе о субъектах персональных данных, обращение с настоящим заявлением в суд вызвано защитой прав и интересов неопределенного круга лиц.

Представитель административного истца помощник Воронежского транспортного прокурора Романов Д.А. в судебном заседании поддержал административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судом постановлено рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В силу Правил ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п.2). Формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - оператор реестра) (п.3).

Согласно п. 5 Правил ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, являются: решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Федеральное агентство по делам молодежи; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией; постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.

Порядок действий для включения сайтов в единый реестр, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (пункты с 6 по 11 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено").

Предметом судебной защиты по правилам части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ могут быть решения, действия (бездействие) публичного органа нарушающие права, свободы и законные интересы граждан.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Судом установлено, что проведенным мониторингом в сети "Интернет" посредством услуг связи, оказываемых Воронежской транспортной прокуратуре, установлено, что на странице Интернет ресурса ) распространяются бесплатно и за плату таможенные базы данных (базы данных таможенных деклараций – ГТД) и выгрузки из них с 1996 по текущую дату, в ней содержатся полные декларации всех участников внешнеэкономической деятельности России. Указанный ресурс позволяет оценить потенциал любого товара российского производства - ведущие страны-импортеры-экспортеры, количество, вес, денежный эквивалент, динамику поставок. Оценить деятельность всех участников ВЭД: опыт работы, товарные ассортименты, динамику поставок, объемы экспорта (импорта), страны и фирмы-покупатели, ценовую политику, определить оптимальные условия работы с зарубежными контрагентами, выработать стратегию и тактику поведения в выбранных рыночных сегментах.

На странице , размещено предложение, обращенное к неопределенному кругу лиц о предоставлении за плату данных таможни России. На странице ) на демонстрационные базы данных таможенных органов, пройдя по которой любой пользователь получает доступ к файлу в формате exel, содержащему исчерпывающие сведения о поставках, декларантах по различным параметрам. В базе данных таможенных органов содержатся сведения об оформленных товарах, с указанием номеров деклараций, ИНН отправителя, получателя, декларанта, страны происхождения товаров, номеров транспортных средств, фамилий, имен, отчеств их представителей, контактных телефонов, а также иная информация.

Вход на сайт является свободным, указанная демонстрационная база предлагаются любому пользователю.

Между тем, предлагаемые на сайте к приобретению базы данных таможенных органов содержат в себе информацию ограниченного доступа.

Так, на основании п. 13 ст. 2, ст. 366 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) информационные ресурсы таможенных органов, то есть упорядоченная совокупность документированной информации (базы данных, другие массивы информации), содержащейся в информационных системах таможенных органов, формируются на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, и имеют ограниченный доступ.

Порядок формирования информационных ресурсов таможенных органов и доступа к ним устанавливается законодательством государств- членов. При этом из п. 3 ст. 366 ТК ЕАЭС следует, что только информационные ресурсы таможенных органов, содержащие информацию о международных договорах и актах в сфере таможенного регулирования, являются открытыми и общедоступными, которые размещаются на официальных сайтах таможенных органов и (или) Союза в сети Интернет.

В соответствии со ст. 356 ТК ЕАЭС любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов, используется таможенными органами исключительно для выполнения возложенных на них задач и функций.

Порядок получения и использования лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов, имеющих ограниченный доступ и находящихся в ведении таможенных органов, а также состав и порядок предоставления такой информации устанавливаются законодательством государств-членов (п. 4 ст. 366 ТК ЕАЭС).

Согласно ч. 3 ст. 305 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» информация предоставляется таможенными органами лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность либо тем, в отношении которых проводился таможенный контроль, на основании их обращения. При этом информация передается именно тому лицу, к которому она относится.

Таким образом, сведения о декларантах, отправителях, получателях и иных участниках таможенных отношений, составляют информационные ресурсы таможенных органов и носят ограниченный характер.

Обращаясь в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, заместитель Воронежского транспортного прокурора указал, что сведения, размещенные на Интернет ресурсе распространяют бесплатно и за плату таможенные базы данных (базы данных таможенных деклараций – ГТД) и выгрузки из них с 1996 по текущую дату, предлагаемые к приобретению базы данных таможенных органов содержат в себе информацию ограниченного доступа. Предлагаемы к распространению в сети Интернет базы данных таможенных органов являются информационными ресурсами таможенных органов, использование которых регламентируется таможенным законодательством. Базы данных таможенных органов постоянно обновляются и содержат ряд конфиденциальных сведений, в том числе о субъектах персональных данных.

Проведенной проверкой подтверждается, что интернет сайт: в реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится.

Согласно предоставленной в суд информации, в ходе проведения проверки установлено, что доменное имя не содержит сведений о владельце сайта.

Таким образом, в ходе судебного заседания нашел свое подтверждение довод административного истца о том, что установить владельца сайта: ) не представляется возможным.

При принятии решения суд руководствуется положениями ст.ст. 29, 55 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ст. 13.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При этом, согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ № 149).

В силу ст. 9 ФЗ № 149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ № 149, в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149).

Частью 6 ст. 10 ФЗ № 149 запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 9 ФЗ № 149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 02.12.2019) "О средствах массовой информации" указано, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 2 и 5 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 15.1 ФЗ № 149 в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149).

По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 года № 228.

Согласно ч. 4. ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

В целях ограничения доступа к странице Интернет-ресурса: содержащей запрещенную информацию, необходимо внести данные страницы в реестр в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Руководствуясь ст.ст. 265.1-265.5 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет-ресурсе о предоставлении бесплатно и за плату баз данных таможенных органов и выгрузок из них, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Копию решения направить в Управление Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области (394006, г. Воронеж, ул. Куцыгина, д. 29а,) для включения Интернет-ресурса «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сета «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано и принесено представление прокурором в Воронежский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

адм. дело №2а-1046/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.

с участием помощника Воронежского транспортного прокурора Романова Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воронежского транспортного прокурора, поданного в интересах Российской Федерации и защиты неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет-ресурсе о предоставлении бесплатно и за плату баз данных таможенных органов и выгрузок из них, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, суд

У С Т А Н О В И Л :

Воронежский транспортный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, указав, что на странице Интернет ресурса: ) распространяются бесплатно и за плату таможенные базы данных (базы данных таможенных деклараций – ГТД) и выгрузки из них с 1996 по текущую дату.

Общественная опасность размещения такой информации в свободном доступе в сети «Интернет» состоит в том, что в ней содержатся полные декларации всех участников внешнеэкономической деятельности России. Указанный ресурс позволяет оценить потенциал любого товара российского производства - ведущие страны-импортеры-экспортеры, количество, вес, денежный эквивалент, динамику поставок. Оценить деятельность всех участников ВЭД: опыт работы, товарные ассортименты, динамику поставок, объемы экспорта (импорта), страны и фирмы-покупатели, ценовую политику, определить оптимальные условия работы с зарубежными контрагентами, выработать стратегию и тактику поведения в выбранных рыночных сегментах.

Сведения о декларантах, отправителях, получателях и иных участниках таможенных отношений, составляют информационные ресурсы таможенных органов и носят ограниченный характер. Порядок получения и использования лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов, имеющих ограниченный доступ и находящихся в ведении таможенных органов, а также состав и порядок предоставления такой информации устанавливаются законодательством государств-членов. Поскольку базы данных таможенных органов постоянно обновляются и содержат ряд конфиденциальных сведений, в том числе о субъектах персональных данных, обращение с настоящим заявлением в суд вызвано защитой прав и интересов неопределенного круга лиц.

Представитель административного истца помощник Воронежского транспортного прокурора Романов Д.А. в судебном заседании поддержал административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судом постановлено рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В силу Правил ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п.2). Формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - оператор реестра) (п.3).

Согласно п. 5 Правил ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, являются: решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Федеральное агентство по делам молодежи; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией; постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.

Порядок действий для включения сайтов в единый реестр, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (пункты с 6 по 11 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено").

Предметом судебной защиты по правилам части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ могут быть решения, действия (бездействие) публичного органа нарушающие права, свободы и законные интересы граждан.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Судом установлено, что проведенным мониторингом в сети "Интернет" посредством услуг связи, оказываемых Воронежской транспортной прокуратуре, установлено, что на странице Интернет ресурса ) распространяются бесплатно и за плату таможенные базы данных (базы данных таможенных деклараций – ГТД) и выгрузки из них с 1996 по текущую дату, в ней содержатся полные декларации всех участников внешнеэкономической деятельности России. Указанный ресурс позволяет оценить потенциал любого товара российского производства - ведущие страны-импортеры-экспортеры, количество, вес, денежный эквивалент, динамику поставок. Оценить деятельность всех участников ВЭД: опыт работы, товарные ассортименты, динамику поставок, объемы экспорта (импорта), страны и фирмы-покупатели, ценовую политику, определить оптимальные условия работы с зарубежными контрагентами, выработать стратегию и тактику поведения в выбранных рыночных сегментах.

На странице , размещено предложение, обращенное к неопределенному кругу лиц о предоставлении за плату данных таможни России. На странице ) на демонстрационные базы данных таможенных органов, пройдя по которой любой пользователь получает доступ к файлу в формате exel, содержащему исчерпывающие сведения о поставках, декларантах по различным параметрам. В базе данных таможенных органов содержатся сведения об оформленных товарах, с указанием номеров деклараций, ИНН отправителя, получателя, декларанта, страны происхождения товаров, номеров транспортных средств, фамилий, имен, отчеств их представителей, контактных телефонов, а также иная информация.

Вход на сайт является свободным, указанная демонстрационная база предлагаются любому пользователю.

Между тем, предлагаемые на сайте к приобретению базы данных таможенных органов содержат в себе информацию ограниченного доступа.

Так, на основании п. 13 ст. 2, ст. 366 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) информационные ресурсы таможенных органов, то есть упорядоченная совокупность документированной информации (базы данных, другие массивы информации), содержащейся в информационных системах таможенных органов, формируются на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, и имеют ограниченный доступ.

Порядок формирования информационных ресурсов таможенных органов и доступа к ним устанавливается законодательством государств- членов. При этом из п. 3 ст. 366 ТК ЕАЭС следует, что только информационные ресурсы таможенных органов, содержащие информацию о международных договорах и актах в сфере таможенного регулирования, являются открытыми и общедоступными, которые размещаются на официальных сайтах таможенных органов и (или) Союза в сети Интернет.

В соответствии со ст. 356 ТК ЕАЭС любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов, используется таможенными органами исключительно для выполнения возложенных на них задач и функций.

Порядок получения и использования лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов, имеющих ограниченный доступ и находящихся в ведении таможенных органов, а также состав и порядок предоставления такой информации устанавливаются законодательством государств-членов (п. 4 ст. 366 ТК ЕАЭС).

Согласно ч. 3 ст. 305 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» информация предоставляется таможенными органами лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность либо тем, в отношении которых проводился таможенный контроль, на основании их обращения. При этом информация передается именно тому лицу, к которому она относится.

Таким образом, сведения о декларантах, отправителях, получателях и иных участниках таможенных отношений, составляют информационные ресурсы таможенных органов и носят ограниченный характер.

Обращаясь в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, заместитель Воронежского транспортного прокурора указал, что сведения, размещенные на Интернет ресурсе распространяют бесплатно и за плату таможенные базы данных (базы данных таможенных деклараций – ГТД) и выгрузки из них с 1996 по текущую дату, предлагаемые к приобретению базы данных таможенных органов содержат в себе информацию ограниченного доступа. Предлагаемы к распространению в сети Интернет базы данных таможенных органов являются информационными ресурсами таможенных органов, использование которых регламентируется таможенным законодательством. Базы данных таможенных органов постоянно обновляются и содержат ряд конфиденциальных сведений, в том числе о субъектах персональных данных.

Проведенной проверкой подтверждается, что интернет сайт: в реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится.

Согласно предоставленной в суд информации, в ходе проведения проверки установлено, что доменное имя не содержит сведений о владельце сайта.

Таким образом, в ходе судебного заседания нашел свое подтверждение довод административного истца о том, что установить владельца сайта: ) не представляется возможным.

При принятии решения суд руководствуется положениями ст.ст. 29, 55 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ст. 13.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При этом, согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ № 149).

В силу ст. 9 ФЗ № 149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ № 149, в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149).

Частью 6 ст. 10 ФЗ № 149 запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 9 ФЗ № 149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 02.12.2019) "О средствах массовой информации" указано, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 2 и 5 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 15.1 ФЗ № 149 в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149).

По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 года № 228.

Согласно ч. 4. ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

В целях ограничения доступа к странице Интернет-ресурса: содержащей запрещенную информацию, необходимо внести данные страницы в реестр в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Руководствуясь ст.ст. 265.1-265.5 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет-ресурсе о предоставлении бесплатно и за плату баз данных таможенных органов и выгрузок из них, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Копию решения направить в Управление Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области (394006, г. Воронеж, ул. Куцыгина, д. 29а,) для включения Интернет-ресурса «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сета «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано и принесено представление прокурором в Воронежский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

1версия для печати

2а-1046/2020 ~ М-453/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель Воронежского транспортного прокурора
Ответчики
Управление Роскомнадзора по Воронежской области
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
00 Сахарова Елена Анатольевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
12.02.2020Регистрация административного искового заявления
12.02.2020Передача материалов судье
14.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2020Судебное заседание
10.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2020Дело оформлено
22.04.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее