РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Реутовский гарнизонный военный суд в составе председательствующего по делу судьи Черняка В.Г., при секретаре Полухиной Т.О., с участием представителя заявителя Ренгевича А.В., представителя третьего лица командира войсковой части № – <данные изъяты> Верменникова И.И., в открытом судебном заседании, рассмотрев гражданское дело по заявлению <данные изъяты> Олейниченко И.А. об оспаривании бездействия Руководителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ЕРЦ МО РФ) и главнокомандующего ВВС МО РФ, связанных с невыплатой денежного вознаграждения за проведение летных испытаний,
установил:
Олейниченко, в ДД.ММ.ГГГГ, принимал участие в составе различных испытательных бригад в проведении летных испытаний авиационной техники. По результатам проведенных летных испытаний командиром в/ч № были изданы приказы № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ о выплате ему денежного вознаграждения на общую сумму №, которое до настоящего времени ему не выплачено.
Кроме того, он участвовал в государственных совместных испытаниях опытного объекта № тема №, назначенных главнокомандующим ВВС МО РФ, приказ о выплатах уполномоченным лицом не издавался.
Полагая, что его права нарушены Олейниченко просит суд обязать главнокомандующего ВВС МО РФ издать приказ о выплате, внести соответствующие изменения в компьютерную программу <данные изъяты>, а ЕРЦ МО РФ выплатить ему денежное вознаграждение за проведение летных испытаний.
Представители заявителя требования поддержали и просили удовлетворить.
Ответчики, надлежаще уведомленные о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли.
Руководитель ЕРЦ МО РФ, в своих возражениях, требования не признал и пояснил, что Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» выплата денежного вознаграждения за проведение летных испытаний, не предусмотрена. Вместо этого, как он полагает, предусмотрена ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время не превышающая одного оклада должностного содержания. В этой части, распоряжение правительства РФ №1844-рс от 25 ноября 1994 года и совместный приказ МО РФ и Министра промышленности и торговли РФ №1141/742 от 31 августа 2010 года, предусматривающие данную выплату, по мнению ответчика, вошли в противоречие с действующим законом, а потому, до устранения противоречий выплата производиться не может.
Исследовав материалы дела, военный суд, приходит к следующему.
В период прохождения военной службы Олейниченко принимал участие в проведении летных испытаний, за которые приказами командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, ему назначены выплаты денежного вознаграждения на общую сумму №.
Кроме того, согласно приказу этого же командира № от ДД.ММ.ГГГГ он участвовал в государственных совместных испытаниях опытного объекта № тема №, за которые денежное вознаграждение ему не назначалось.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ от 7 ноября 2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно п. 34 ст. 2 вышеназванного закона, кроме выплат, предусмотренных настоящей статьей, Президент Российской Федерации и (или) Правительство Российской Федерации могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.
Правительство Российской Федерации своим распоряжением № 1844-рс от 25 ноября 1994 года, установило выплату денежного вознаграждения за проведение летных испытаний и исследований комплексов, образцов, систем авиационной, ракетной, парашютно-десантной, воздухоплавательной техники, беспилотных авиационных комплексов и комплексов специального вооружения на новых физических принципах.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации № 1844-рс от 25 ноября 1994 года, совместным приказом министра обороны РФ № 1141 и Министерства промышленности и торговли РФ № 742 от 31 августа 2010 года, утверждено положение о выплате денежного вознаграждения за проведение летных испытаний и исследований комплексов, образцов, систем авиационной, ракетной, парашютно-десантной, воздухоплавательной техники, беспилотных авиационных комплексов и комплексов специального вооружения на новых физических принципах (далее Положение).
Согласно п. 6 и 7 Положения, основанием для выплаты является приказ на выплату денежного вознаграждения, который оформляется после завершения испытаний образца, утверждения акта (отчета) о проведенных испытаниях или подписания акта о его сдаче. Приказ на выплату денежного вознаграждения издается должностным лицом, издавшим приказ о проведении испытаний (об участии в испытаниях).
Абзацы 1 и 3 п. 4 Положения устанавливают, что приказы о проведении испытаний (об участии в испытаниях) издаются начальником 929 Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны Российской Федерации (войсковая часть №) - при проведении испытаний модифицированных (модернизированных) и серийных образцов.
При этом, в силу абзацев 1 и 2 п. 10 Положения, выплата денежного вознаграждения производится в 929 Государственном летно-испытательном центре Министерства обороны Российской Федерации - за счет бюджетной сметы Министерства обороны Российской Федерации по статьям "денежное довольствие военнослужащих" и "оплата труда гражданского персонала" при проведении испытаний (участии в испытаниях) в интересах Министерства обороны Российской Федерации или за счет средств от приносящей доход деятельности при проведении испытаний (участии в испытаниях) на договорной основе с предприятиями, учреждениями, организациями других федеральных органов исполнительной власти после поступления денежных средств на открытые в территориальных органах Федерального казначейства лицевые счета получателей средств федерального бюджета, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации.
Согласно учетно-послужным документам Олейниченко проходит военную службу по контракту в войсковой части №№, которая является структурным подразделением войсковой части №. Военнослужащие этой воинской части состоят на финансовом обеспечении в ЕРЦ МО РФ, на который и возлагается обеспечение их денежным довольствием.
Таким образом, денежное вознаграждение за проведение летных испытаний, входит в состав денежного довольствия военнослужащего и должно выплачиваться военнослужащим через ЕРЦ МО РФ.
Заявитель фактически выполнил работу, за которую предусмотрено денежное вознаграждение совместным приказом. В свою очередь, командир войсковой части № в пределах своих полномочий издал приказ о выплате денежного вознаграждения испытательным бригадам за проведение летных испытаний.
Однако, приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 октября 2011 г. № 1818 "О приказах по личному составу" установлено, что проекты приказов по личному составу представляются на подпись Министру обороны Российской Федерации, впоследствии эти полномочия были предоставлены и главнокомандующему ВВС МО РФ. При этом командир воинской части после ДД.ММ.ГГГГ данным правом не наделен. В свою очередь, ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» не уполномочен исполнять приказы командиров воинских частей о выплате денежного довольствия военнослужащим, так как для этого предусмотрен иной порядок.
В этой части совместный приказ вступил в противоречие с изменившимся порядком выплаты денежного довольствия, и данная выплата стала невозможной на основании только приказа командира воинской части. При этом обязанность издавать приказ о данной выплате непосредственно на главнокомандующего ВВС МО РФ, по проведению испытаний которые ими не назначались, не возлагается. Но вместе с тем, указанное должностное лицо обязано принимать зависящие от него меры для обеспечения военнослужащих денежным довольствием в полном объеме, чего в разумные сроки сделано не было. Более того, им не принято никаких решений по направленным в его адрес приказам командира воинской части, а также о выплате денежного вознаграждения за проведение испытаний объекта № тема №.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что имеет место бездействие ответчика – главнокомандующего ВВС МО РФ и в этой части заявление военнослужащего подлежит удовлетворению.
Довод представителя руководителя ЕРЦ МО РФ, о том, что, по его мнению, выплата не может производиться, поскольку прямо не указана в соответствующем законе, несостоятелен. Так как Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» позволяет Правительству РФ устанавливать дополнительные выплаты военнослужащим, внесение которых в данный закон не является обязательным. Изданный во исполнение постановления правительства №1844-рс от 25 ноября 1994 года, совместный приказ МО РФ №1141 и Министерства промышленности и торговли РФ №742 от 31 августа 2010 года, прошел регистрацию в Минюсте РФ и является действующим.
Так же несостоятельно и предположение представителя ответчика о том, что положения совместного приказа вошли в противоречие с п. 19 ст. 2 Закона и Правилами выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, утвержденными постановлением Правительства РФ №1122 от 24 декабря 2011 года.
Пунктом 3 Правил не предусмотрена выплата за проведение летных испытаний, не предусмотрена она и дополнительными перечнями по МО РФ, что допускается в силу п. 4 этих Правил. При таких условиях, нет оснований рассматривать дополнительную выплату за проведение летных испытаний, как выплату, указанную в п. 19 ст. 2 Закона и п. 3, 4 Правил. А поэтому никаких коллизий данных норм с нормами совместного приказа и ранее изданным постановлением Правительства РФ, быть не может.
Бездействие должностных лиц МО РФ, не согласовавших механизм реализации установленной Правительством РФ выплаты, не является основанием для ущемления права военнослужащего на её получение.
Вместе с тем, что касается требований к руководителю ЕРЦ МО РФ, то они не могут быть удовлетворены, поскольку он не обязан производить выплаты на основании приказа командира воинской части и соответственно его действия правомерны.
Так же суд не считает возможным предопределять действия ответчиков по определению способа реализации прав военнослужащего.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 и 258 ГПК РФ,
решил:
Заявление <данные изъяты> Олейниченко И.А. об оспаривании бездействия Руководителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» и главнокомандующего ВВС МО РФ, связанных с невыплатой денежного вознаграждения за проведение летных испытаний – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие главнокомандующего ВВС МО РФ выразившееся в не рассмотрении вопроса о выплате Олейниченко И.А. денежного вознаграждения за проведение летных испытаний.
Обязать главнокомандующего ВВС МО РФ рассмотреть вопрос о выплате подполковнику Олейниченко И.А. денежного вознаграждения за проведение летных испытаний, установленных приказами командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и за участие в государственных совместных испытаниях опытного вертолета №, тема №.
В удовлетворении всех остальных требований и всех требований к ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Реутовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий по делу В.Г. Черняк