Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2013 года г. Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Свиридовой О.С.,
при секретаре Коробчук С.А.,
с участием истца Журавлева С.А., представителя ответчика ОАО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» по доверенности Речкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО3 к открытому акционерному обществу «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
ФИО3 обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» о признании права собственности в порядке приватизации на жилую комнату № (пятый этаж) площадью 11,72 кв.м. в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований сослался на то, что ему была предоставлена открытым акционерным обществом «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» жилая комната №, расположенная в указанном общежитии. Основанием для вселения истца в комнату являются выданный ему ордер. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время он проживает и состоит на регистрационном учёте в указанном общежитии.
<адрес> при проведении приватизации государственным предприятия КБ аппаратостроения не был надлежащим образом передан администрации <адрес>, ответчик не получил его в хозяйственное ведение или оперативное управление, а незаконно включил общежитие в уставный капитал.
Здание общежития не является собственностью открытого акционерного общества «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения», а лишь находится на его балансе. В настоящее время открытое акционерное общество «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» осуществляет приватизацию указанного объекта. В ЕГРП сведения о зарегистрированных правах на здание общежития отсутствуют. Ввиду того, что отсутствует собственник спорных жилых помещений, истец не может заключить договор социального найма и в установленном порядке воспользоваться правом на приватизацию занимаемых ими жилых помещений.
За время проживания истец добросовестно выполняет обязанности нанимателя комнаты, используя жилое помещение по назначению, обеспечивая ее сохранность, поддерживая ее надлежащее состояние, проводя текущий ремонт, своевременно внося плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Истец полагает, что реализация его права на приватизацию жилой комнаты в общежитии <адрес> не может быть поставлена в зависимость от указанных выше обстоятельств.
Просит суд признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилую комнату № в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования признал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика открытое акционерное общество «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования признала.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования ФИО3 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в ФИО2», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему ФИО2 народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Закон ФИО2 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, действующими с ДД.ММ.ГГГГ, и подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Между тем, судом установлено, что до настоящего времени приватизация жилого дома, в котором находится спорное жилое помещение, ответчиком не завершена, правоустанавливающих документов на спорный объект недвижимости открытым акционерным обществом «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» суду не представило.
Включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества муниципального предприятия в настоящее время не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе, и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением исполнительного комитета Тульского городского ФИО2 депутатов трудящихся № Зт49-28 от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт Госкомиссии о приемке в эксплуатацию общежития № на 408 мест по <адрес> для УКСа Горисполкома.
Здание общежития Тульского технического техникума имени ФИО6 по приказу № от ДД.ММ.ГГГГ и акту № от ДД.ММ.ГГГГ было передано Центральному конструкторскому бюро аппаратостроения.
Из письма заместителя начальника территориального управления администрации <адрес> по Советскому и <адрес>м от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет статус общежития и является собственностью открытого акционерного общества «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения».
Согласно письму заместителя руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в <адрес> от 2011 объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, включен в план приватизации открытого акционерного общества «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения», имеет статус общежития. Суду представлен указанный план приватизации.
Из справок ОАО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что затраты на содержание жилья здания вышеуказанного общежития осуществляется ОАО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» за счет собственных средств. Оно перечислят в региональный бюджет <адрес> налог на имущество, в том числе и на объект недвижимого имущества – указанного общежития.
Согласно Уставу открытого акционерного общества «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» от 2002, общество создано путем преобразования государственного предприятия «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» и является его правопреемником. Общество зарегистрировано решением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 предоставлена жилая комната № в общежитии по адресу <адрес>, что подтверждается представленным суду ордером.
Согласно выписке из домовой книги ФИО3 состоит на регистрационном учете в общежитии открытого акционерного общества «ЦКБА» (общество с ограниченной ответственность ПКФ «Родник») с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В приватизации истец не участвовал, что подтверждается справками БТИ от ДД.ММ.ГГГГ и Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что ФИО3 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит <адрес>. Иных прав на недвижимое имущество за ФИО3 не зарегистрировано.
В подтверждение несения расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг истцом ФИО3 представлена выписка из лицевого счета квартиросъемщика.
Истец проживает в комнате № на 5 этаже, на поэтажном плане, имеющемся в инвентарном деле, номер жилой комнаты указан как № с площадью 11,72 кв.м.
Во внесудебном порядке приватизация занимаемого истцом жилого помещения общежития открытого акционерного общества «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» не может быть осуществлена по причине отсутствия в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах.
ФИО3 зарегистрирован в указанном общежитии с ДД.ММ.ГГГГ, при этом в трудовых отношениях с открытым акционерным обществом «ЦКБА» не состоит, занимаемая истцом жилая комната не является общежитием специализированного типа: мебелью не укомплектована, проживающие в комнатах самостоятельно производят текущий ремонт.
Статья 7 Федерального закона от 29.12..2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Статьей 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно статье 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № от ДД.ММ.ГГГГ, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Основываясь на совокупности приведенных выше доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства, которыми достоверно подтверждены факты пользования истцом спорным жилым помещением, суд считает, что к этим жилым помещениям должен быть применен правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Так, в статье 94 Жилищного кодекса Российской Федерации дано понятие общежития – это совокупность жилых помещений, предназначенных для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
С аналогичным целевым назначением использовались общежития и в период действия ЖК ФИО2.
Примерным положением об общежитиях, утвержденным Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, и действовавшим на момент предоставления семье истца комнат, был установлен порядок предоставления жилой площади в общежитии по ордерам, выдаваемым администрацией предприятия, учреждении на основании совместного с профсоюзным комитетом решения.
Вместе с тем комната №, являющаяся предметом спора, была предоставлена ФИО3, хотя он не состоял в трудовых отношениях с ответчиком. Истцом используется комната № как индивидуальное жилое помещение со всеми удобствами, с собственной мебелью и другим инвентарем, место проживания в указанном жилом помещении для него является постоянным и не связано с периодом работы, службы или обучения, что подтверждается выпиской из домовой книги и ордером.
Достоверных доказательств, подтверждающих, что указанная комната была предоставлена истцу для временного проживания в качестве общежития и в порядке, установленном упомянутым выше Примерным положением об общежитиях, ответчиком суду не представлено.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Тогда как таких доказательств ответчиком не представлено.
Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРП сведений от ДД.ММ.ГГГГ права на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, не зарегистрированы.
Таким образом, указанное общежитие в настоящий момент открытым акционерным обществом «ЦКБА» не приватизировано.
Как указывалось выше, ответчик не возражает против приватизации истцом занимаемой им комнаты № в указанном общежитии.
В связи с изложенным и исходя из смысла позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, суд полагает, что само по себе формальное сохранение ответчиком статуса общежития жилых помещений, расположенных в <адрес>, включая и спорную комнату, используемую истцом по договору социального найма, не может влиять на жилищные права ФИО3, вселившегося в жилую комнату №, предоставленную ему в установленном законом порядке.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и полагает возможным удовлетворить исковые требования истца, признав за ФИО3 право собственности в порядке приватизации на комнату №, расположенную на пятом этаже, в <адрес>.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Признать за ФИО3 право собственности в порядке приватизации на комнату №, расположенную на пятом этаже (на поэтажном плане №), площадью 11,72 кв.м, в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) О.С.Свиридова
Копия верна
Судья
Секретарь