Мотивированное решение
составлено <дата> дело № 2-691/12
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<дата> г. Полярный
Полярный районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Храмых Е.А.,
при секретаре судебного заседания Пырч Я.М.,
с участием помощника Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Чеботаревского В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Метгрупп» (ООО «Метгрупп») об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды,
У С Т А Н О В И Л:
Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Метгрупп» об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды указав, что проведенной природоохранной прокуратурой проверкой общества с ограниченной ответственностью «Метгрупп» установлено, что общество осуществляет свою деятельность с нарушением норм природоохранного законодательства.
Хозяйственную деятельность ООО «Метгрупп» осуществляет в следующих помещениях: офисные помещения общей площадью 48,5 кв.м, расположенные по адресу: <адрес> остров, <адрес>, часть нежилого помещения в здании гаража общей площадью 980 в.м., расположенное по адресу: <адрес> ул. <адрес>; нежилое помещение общей площадью 543,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>; судоразделочный завод, склиз №..., судоразделочный причал общей площадью 10455 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. В процессе осуществления хозяйственной деятельности ООО «Метгрупп» образуются отходы производства и потребления в отсутствие соответствующих разрешений, установленных действующим законодательством РФ об охране окружающей среды. Прокурор просит обязать ООО «Метгрупп» провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения, провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Помощник прокурора требования поддержал и просил обязать ООО «Метгрупп» устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды в срок до <дата>.
Ответчик ООО «Метгрупп», извещенный о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направил.
Третье лицо - Комитет промышленного развития, экологии и природопользования <адрес> просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, исковые требования природоохранного прокурора поддержал.
Выслушав доводы прокурора, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, а также на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ от <дата> «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Статья 4 названного Федерального закона к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности относит земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Согласно статье 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Из положений статьи 39 указанного Закона следует, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
К основным видам деятельности общества Устав ООО «Метгрупп» относит: заготовка, переработка и реализация лома и отходов черных и цветных металлов, оптовая торговля отходами и ломом; обработка металлических отходов и лома; транспортная обработка грузов; обработка отходов и лома черный и цветных металлов; обработка отходов и лома драгоценных металлов; обработка неметаллических отходов и лома; обработка отходов резины; обработка отходов и лома стекла, лома пластмасс; обработка текстильных материалов и отходов бумаги и картона; обработка прочих неметаллических отходов и лома (л.д.20-22).
ООО «Метгрупп» осуществляет деятельность в арендованных помещениях: офисные помещения общей площадью 48,5 кв.м, расположенные по адресу: <адрес> остров, <адрес>, часть нежилого помещения в здании гаража общей площадью 980 в.м., расположенное по адресу: <адрес> ул. <адрес>; нежилое помещение общей площадью 543,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>; судоразделочный завод, склиз №..., судоразделочный причал общей площадью 10455 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. В процессе осуществления хозяйственной деятельности ООО «Метгрупп» образуются отходы производства и потребления в отсутствие соответствующих разрешений, установленных действующим законодательством РФ об охране окружающей среды. Прокурор просит обязать ООО «Метгрупп» провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения, провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Ответчиком нарушалось законодательство об охране окружающей среды, осуществляя указанные виды деятельности в отсутствие проведенной инвентаризации отходов и объектов их размещения на всех эксплуатируемых объектах.
Согласно статье 1 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с положениями статей 11, 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов.
Статьей 14 Федерального закона от <дата> №... «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 30 этого же закона устанавливает обязанности юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Метгрупп» осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения.
По факту выявленных нарушений природоохранных требований ответчику Комитетом промышленного развития, экологии и природопользования <адрес> выдано предписание об устранении выявленных правонарушений с установлением конкретных сроков устранения нарушений.
Вместе с тем, как установлено судом, ООО «Метгрупп» не выполнило предписания контролирующего органа. Указанные обстоятельства стороной ответчика подтверждаются материалами дела. До настоящего времени Общество не приняло мер для проведения инвентаризации отходов и их размещения, и проведения производственного контроля за соблюдением допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Представленные доказательства свидетельствуют о том, что на момент подачи иска в суд отсутствовали в ООО «Метгрупп» документы, подтверждающие проведение инвентаризации отходов и объектов их размещения и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, а также разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Обратного ответчиком не доказано, тогда как в соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Таким образом, требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации, подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 НК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
иск Мурманского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Метгрупп» об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Метгрупп» в срок до <дата>: провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения, провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Метгрупп» (*** в бюджет муниципального образования государственную пошлину в размере *** рублей.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Мурманский областной суд через Полярный районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Храмых