Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
04 апреля 2018 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Марковой Н.В.
при секретаре Казарян Р.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-737/2018 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Санкт-Петербургу к Третьякову А.Л. о взыскании задолженности по налогу и пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 9 по Санкт-Петербургу обратилась в суд с административным иском к Третьякову А.Л. о взыскании задолженности по транспортному налогу, из которого следует, что ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему имущества. Поскольку должник не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, ему было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам. Однако ответчиком данное требование оставлено без исполнения. Просит взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за 2015 налоговый период в размере 11 500 руб. и пени в размере 1 162,07 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, письменно просит рассмотреть дело в отсутствие представителя налоговой инспекции.
Административный ответчик Третьяков А.Л. в судебном заседании с иском не согласился, суду пояснил, что задолженности по транспортному налогу за 2015 налоговый период не имеет, все налоги оплачены своевременно и в полном объеме, платежные документы об оплате были представлены в налоговый орган, поэтому основания для начисления пени также отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области Алимова Ю.Н., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, письменно просит рассмотреть дело в ее отсутствие, представила заявление, в котором указала, что согласно данным лицевого счета 30.11.2016 года от Третьякова А.Л. поступила оплата по транспортному налогу в размере 11 500 руб. за 2015 налоговый период. Сумма пени по транспортному налогу была уменьшена налоговым органом в связи со своевременной оплатой задолженности по налогу.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения административного ответчика, суд считает заявленные требования не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 23 НК РФ.
Согласно ст. 357 Налогового Кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые субъектом налогообложения на основании ст. 358 НК РФ.
В соответствии со ст. 362 Налогового Кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Согласно п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В силу ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 48 Налогового Кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с п.п. 1,5,6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок назначенную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового Кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 Налогового Кодекса РФ
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
В силу п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.
Судом установлено, что на основании сведений о зарегистрированных транспортных средствах в адрес налогоплательщика Третьякова Александра Леонидовича было направлено налоговое уведомление № 79716038 от 04.09.2016 года о подлежащей уплате, в том числе, сумме транспортного налога за 2015 год. Налоговым органом был начислен транспортный налог в размере 11 500 руб. на транспортное средство - <данные изъяты>. Срок оплаты установлен до 01.12.2016 года.
В связи с неуплатой в установленный срок налога в адрес Третьякова А.Л. было направлено требование об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 11 500,00 руб., а также пени по транспортному налогу в размере 72,83 руб. с предложением добровольно погасить недоимку до 24.01.2017 года, что подтверждается требованием № 5946 по состоянию на 21.12.2016 года.
Посчитав, что данные требования исполнены налогоплательщиком не были, налоговая инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании непогашенных налоговых платежей и пени. 19.09.2017 года мировым судьей судебного участка № 115 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области был выдан судебный приказ, который определением от 13.10.2017 года был отменен на основании заявления Третьякова А.Л.
После отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогу. Иск подан в суд (направлен по почте) 15.02.2018 года, то есть в сроки, предусмотренные ст. 286 КАС РФ.
Ответчик Третьяков А.Л. факт неуплаты им транспортного налога за 2015 год в отношении моторной лодки в размере 11 500 руб. не признал, указал, что указанный налог им был уплачен 30.11.2016 года, то есть в сроки, установленные налоговым уведомлением № 79716038 от 04.09.2016 года.
Указанные обстоятельства полностью были подтверждены представителем Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области, представившей сведения с лицевого счета по налоговым обязательствам Третьякова А.Л., согласно которым 30.11.2016 года от ответчика принята оплата транспортного налога за 2015 налоговый период в размере 11 500 руб. по налоговому уведомлению от 04.09.2016 года.
Поскольку ответчиком представлены доказательства, свидетельствующие об уплате им в установленный в налоговом уведомлении срок транспортного налога за 2015 год на сумму 11 500 руб., то требования о взыскании указанного налога удовлетворению не подлежат.
Административным истцом доказательства, опровергающие неуплату административным ответчиком вышеуказанным денежных средств, предоставлены не были.
В связи с отсутствием заявленной к взысканию задолженности по транспортному налогу, не подлежат удовлетворению и требования о взыскании пени за неуплату данного налога.
Более того, согласно лицевому счету налогоплательщика, представленному налоговым органом, пени по спорному транспортному налогу были начислены по состоянию на 13.02.2018 года в размере 1 520,59 руб., но в связи со своевременным исполнением ответчиком обязанностей налогоплательщика исключены из расчета. При этом сальдо по налогам и пеням равно нулю.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Санкт-Петербургу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09 апреля 2018 года.
Председательствующий: