дело №
Р Е Ш Е Н И Е
<дата> г. Пушкино, Московская область
Судья Пушкинского городского суда Московской области Курлаева И.В., с участием законного представителя МУП «Лесной» – директора Горячева В.А. и защитника юридического лица – представителя по доверенности Медведевой Е.С., а также с участием прокурора Валеевой Д.Р., рассмотрев жалобу МУП «Лесной» на постановление №-ППР/14/2 государственного инспектора труда в Московской области Бобылева С.В. от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением №-ППР/14/2 государственного инспектора труда в Московской области Бобылева С.В. от <дата> МУП «Лесной» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении указано, что Пушкинской городской прокуратурой совместно с 3 территориальным отделом Государственной инспекции труда по Московской области <дата> проведена проверка соблюдения трудового законодательства в МУП «Лесной», расположенном по адресу: <адрес>. В ходе проверки было установлено, что между МУП «Лесной» и Ивановой Г.А. заключен трудовой договор от <дата> №. Согласно указанному трудовому договору, а также приказу о приеме на работу от <дата> №к Иванова Г.А. назначена на должность оператора котельной № в МУП «Лесной». Однако, ответственным должностными лицами МУП «Лесной» не представлены материалы по проведенной аттестации рабочего места по условиям труда или специальной оценке условий труда работника Ивановой Г.А.
МУП «Лесной» в суд с жалобой на указанное постановление, ставя вопрос о его отмене, ссылаясь на то, что государственным инспектором труда Бобылевым С.В. был нарушен порядок привлечения юридического лица к административной ответственности, поскольку постановление было вынесено без рассмотрения дела по существу, без проведения административного расследования. При рассмотрении дела государственным инспектором труда не было учтено, что оператор котельной № МУП «Лесной» Иванова Г.А. принята на работу <дата>, в связи с чем Приказ от <дата> №н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» на нее не распространяется. Рабочее место оператора котельной находится в том же помещении, что и рабочие места техника и аппаратчика котельной № и в соответствии с п. 6 ст. 9 Федерального закона «О специальной оценке труда» является аналогичным рабочим места техника и аппаратчика котельной №, в связи с чем не подлежит аттестации; и в отношении данного рабочего места не проводится специальная оценка условий труда. По мнению заявителя, проверка юридического лица была проведена с нарушением положений Федерального закона № 294-ФЗ. Также заявитель указал, что в Федеральном закона «О специальной оценке условий труда» нет прямого указания на срок проведения специальной оценки условий труда в отношении ранее не аттестованных рабочих мест, которые не включены в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 данного закона и введены в эксплуатацию до <дата>. Исходя из положений ч. 6 ст. 27, ч. 1 ст. 28 Закона специальная оценка условий труда может быть проведена поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018г. Рабочее место оператора котельной не относится к числу указанных в ч. 6 ст. 10 Закона, в связи с чем аттестация рабочего места Ивановой Г.А. может быть проведена поэтапно до <дата>. По мнению заявителя, срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение истек.
Законный представитель МУП «Лесной» – директор Горячев В.А. и защитник юридического лица – представитель по доверенности Медведева Е.С. в суде доводы жалобы и дополнений к жалобе поддержали.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, нахожу постановление №-ППР/14/2 государственного инспектора труда в <адрес> Бобылева С.В. от <дата> подлежащим отмене.
В соответствии со ст.37 Конституции России, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ст.1 Трудового кодекса РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Согласно ст.22 ТК РФ, работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии с абз.10 ч.2 ст.212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Федеральным законом от <дата> N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N426-ФЗ) установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определено правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
Согласно ч.1 ст.3 Закона N426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии с ч.1 ст.8 Закона N426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
В силу ч.3 ст.3 Закона N426-ФЗ, специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
С целью сохранения преемственности в реализации действующей на сегодняшний день процедуры оценки условий труда, в том числе в части накопления информации о состоянии условий труда в Российской Федерации, и исключения дополнительных финансовых расходов работодателей в статье 27 Федерального закона о специальной оценке условий труда установлены переходные положения.
В силу части 6 этой статьи в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 данного Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем <дата>
Сведения об отнесении должности оператора котельной №, непроведение специальной оценки условий труда которой вменяется МУП «Лесной», к должностям, указанным в части 6 статьи 10 Федерального закона о специальной оценке условий труда, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, а также с учетом переходных положений, установленных частью 6 статьи 27 Федерального закона о специальной оценке условий труда, суд приходит к выводу, что специальная оценка условий труда оператора котельной может быть осуществлена не позднее чем <дата>, в связи с чем в действиях МУП «Лесной» отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона о специальной оценке условий труда при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Часть 6 ст. 9 Федерального закона о специальной оценке условий труда установлено, что для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Судом установлено, что МУП «Лесной» проведена оценка условий труда и аттестация рабочих мест техника и аппаратчика котельной №, рабочие места которых являются аналогичными рабочему месту оператора котельной в соответствии с ч. 6 ст. 9 Федерального закона о специальной оценке условий труда.
При таких обстоятельствах результаты оценки условий труда и аттестация рабочих мест техника и аппаратчика котельной № применяются к рабочему месту оператора котельной № Ивановой Г.А., в связи с чем рабочее место оператора котельной на момент проверки юридического лица не подлежало аттестации рабочего места по условиям труда и специальной оценке условий труда работника. Оценка условий труда и аттестация рабочих мест техника и аппаратчика котельной № проведены в 2013 года и на момент проверки, в соответствии с положениями ст. 27 Федерального закона о специальной оценке условий труда подлежали применению, в том числе и в отношении рабочего места оператора котельной №.
Данные обстоятельства также свидетельствуют об отсутствии в действиях МУП «Лесной» состава административного право
В соответствии со ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенных обстоятельств, постановление №-ППР/14/2 государственного инспектора труда в <адрес> Бобылева С.В. от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП «Лесной», подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении – прекращению за отсутствием в действиях Агапова А.А. состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление №-ППР/14/2 государственного инспектора труда в <адрес> Бобылева С.В. от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП «Лесной» отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья: