Дело № 2-416/2021 УИД: 66RS0060-01-2021-000476-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 августа 2021 года п.г.т. Шаля Свердловская область
Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Сафонова П.П.,
при секретаре Журавлевой Е.А.,
с участием истца К.А.Н.,
третьего лица на стороне истца К.А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.А.Н. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по постановке жилого помещения на государственный кадастровый учет,
установил:
К.А.Н.. обратился в суд с требованием о возложении на администрацию Шалинского городского округа обязанности, за свой счет и своими силами поставить на государственный кадастровый учет квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в срок 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Свой иск истец мотивировал тем, что он ДД.ММ.ГГГГ заключил договор социального найма жилого помещения № с Муниципальным Унитарным Предприятием «Шалинская жилищно-коммунальная служба» (далее МУП «Шалинская ЖКС»). Согласно информации опубликованной в газете «Шалинский вестник», жилищный фонд МУП «Шалинская ЖКС» в 2021 году передан в Администрацию Шалинского ГО Свердловской области. В 2021 году истец обратился с указанным договором и актом приема передачи в органы Росреестра -(Управления Федеральной Регистрационной Службы по Свердловской области) с заявлением о постановке муниципального жилья на государственный кадастровый учет. Ему было отказано в прошении. Отсутствие государственного кадастрового учета на квартиру нарушает его права как нанимателя, в частности, наниматель имеет право на приватизацию в любое время, при том государственная регистрация прав на объект недвижимости не осуществляется если объект недвижимости не значится на государственном кадастром учете. Сущность спора заключается не в нарушении Закона о приватизации в виде права на возникновение собственности, а в отсутствие права осуществлять действия и присваивать права по государственному кадастровому учет нанимателем в отношении объекта - Муниципальной собственности. Таким образом, лишь у собственника имеются права и полномочия по постановке на государственный кадастровый учет недвижимого имущества.
Правовыми основаниями иска указаны ст. 2, 7 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ч. 5 ст. 1, ст. 18, ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 69 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст. 8.1, 10, 209, 210, 215, 671 Гражданского кодекса российской Федерации, ч. 2 ст. 30 Жилищного кодекса российской Федерации, п. 3, 6, 43 ч. 1 ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Истец К.А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме по вышеизложенным в иске основаниям. С учетом отзыва ответчика на исковое заявление, пояснил, что не возражает против установления ответчику срока исполнения решения суда 4 месяца.
Третье лицо К.А.В. исковые требования поддержала, пояснила, что является женой К.А.Н., то есть членом семьи нанимателя Представитель ответчика Администрации Шалинского городского округа по доверенности К. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Направил в адрес суда письменные возражения, в которых указано, что в основе требования истца лежит нежелание подготовки технической документации на объект недвижимости. Вместе с тем, абзацем 4 статьи 2 Закона о приватизации закреплено, что оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу. Истцом не представлено доказательств того, что в данном жилом помещении проживают исключительно несовершеннолетние, то есть оформление договора передачи в собственность должно производиться за счет нанимателя жилого помещения. Администрация считает, что исковые требования Истца являются необоснованными и незаконными, подлежащими оставлению без удовлетворения в полном объеме. В случае удовлетворения иска просят установить разумный срок для исполнения решения суда 4 месяца – необходимое общее время подготовки соответствующих документов.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании постановления временно исполняющего полномочия главы Шалинского городского округа З. № от ДД.ММ.ГГГГ К.А.Н. и член его семьи К.А.В. приняты на учет в качестве нуждающихся в предоставлении по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. Постановлением главы Шалинского городского округа Б. № от ДД.ММ.ГГГГ К.А.Н. с составом семьи 2 человека, предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью 50,5 кв.м. по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен договор социального найма указанного жилого помещения. Постановлением Главы Шалинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ К.А.Н. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.15, 17, 20).
ДД.ММ.ГГГГ К.А.Н. обратился с письменным заявлением в администрацию Шалинского городского округа о постановке вышеуказанной квартиры на государственный кадастровый учет. Из ответа главы Шалинского городского округа на данное письмо следует, что администрация считает, «…что гражданин, являясь правообладателем жилого помещения по договору социального найма жилого помещения вправе самостоятельно обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете занимаемой квартиры… предлагаем Вам самостоятельно подготовить технический план на жилое помещение обратиться в суд с иском о постановке на кадастровый учет жилого помещения» (л.д.22, 23).
Уведомлением Межмуниципального отдела по Первоуральскому, Новоуральскому городскому округам Управления Росреестра по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, К.А.Н. отказано во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> связи с тем, что в представленных документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным ( л.д.24).
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 названного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона о приватизации).
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (объекты недвижимости, являющиеся ранее учтенными), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» введен в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Не позднее указанного срока органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, обязаны приступить к ведению Единого государственного реестра прав и выдаче информации о зарегистрированных правах.
Начало действия ФЗ № 122 - 31.01.1998. С учетом того, что ранее возникшее право признавалось и не подлежало обязательной регистрации в муниципальной собственности до указанного срока, но согласно данным, спорная квартира поступила в муниципальную собственность в 2002 году (л.д.23), то есть после вступления в законную силу Ф3 № 122, значит, она подлежит регистрации в органах ЕГРН, так как не относится к ранее возникшему праву собственности в силу закона.
При этом, согласно ст. 4 Федерального закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной, власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно ч. 5 ст. 15 Закона № 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Так как полномочий от муниципального образования «Шалинский городской округ» в виде доверенности на осуществление регистрации перехода к нему от ответчика права собственности на вышеуказанную квартиру К.А.Н. не получал, если интерпретировать вышеназванную норму права, истец не имеет полномочий от собственника - Администрации Шалинского городского округа на постановку квартиры на кадастровый учет.
Отсутствие кадастрового учета квартиры в ЕГРН и в ГКН (ранее) не может являться основанием для отказа в приватизации, поскольку постановка на государственный кадастр недвижимости возлагается в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» на собственнике объекта недвижимости - Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области (в период с 2002 по настоящее время), эта обязанность (постановка на государственный учёт, возлагается на ответчика и в силу действующего законодательства - ст. ст. 15 и 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Полномочия собственника имущества по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе приобретению, осуществлению имущественных прав и обязанностей от имени Шалинского городского округа осуществляет администрация Шалинского городского округа.
Из представленного Администрацией ответа следует, что указанное в иске недвижимое имущество – <адрес> было передано в муниципальный жилищный фонд от КСП «Луч» на основании постановления главы муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23)
Вместе с тем, право истца на приватизацию не нарушено, так как в ответе администрации Шалинского городского округа не указано, что он ранее использовал право, или участвовал в приватизации. Ответом указано, что кадастровый учет не осуществлен в отношении муниципального имущества и это является препятствием для подписания со стороны Администрации Договора о передаче в собственность квартиры, и, по сути, вынуждает не собственника платить за технический план имущества (недвижимости), не принадлежащего ему.
Фактически, сущность спора заключается не в нарушении ответчиком Закона о приватизации в виде права на возникновение собственности, а в перекладывании ответчиком возложенных на него законом обязанностей по постановке на кадастровый учет принадлежащего ему на праве муниципальной собственности, объекта недвижимости: квартиры в которой проживает истец по договору социального найма, предусмотренных ст. ст. 1, 10, 209, 210, 215, 671 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 30, ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации на ответчика.
Следовательно, исковые требования К.А.Н. подлежат удовлетворению поскольку согласно вышеназванных норм обязанность по постановке квартиры, в которой проживает истец с семьёй лежит на ответчике, как владельце этой квартиры.
Руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковое заявление К.А.Н. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по постановке жилого помещения на государственный кадастровый учет удовлетворить.
Возложить на администрацию Шалинского городского округа Свердловской области обязанность за свой счет осуществить действия, предусмотренные федеральным законодательством Российской Федерации о постановке на государственный кадастровый учет квартиры за №, расположенной по адресу: <адрес> срок не позднее четырёх месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме 06.09. 2021.
Председательствующий судья П.П. Сафонов