Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1244/2012 от 07.02.2012

                                                                                                                                                     

                               

Дело № 2-1244/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

***                                                                                               г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области,

в составе: председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,

при секретаре Баженовой Д.А.

с участием помощника прокурора г.Благовещенска - Потаповой Е.В.

с участием истца Старицына А.Б., представителя истца Хайкова М.С., представителя ответчика Грозина А.К.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старицына Алексея Борисовича к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по *** и Амурской области о признании незаконным увольнения, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов,-

у с т а н о в и л :

Старицын Алексей Борисович обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по *** и Амурской области о признании приказа от *** *** об увольнении незаконным, восстановлении на работе в ранее занимаемой должности, взыскании компенсации морального вреда в размере *** рублей. В обоснование заявленных требований истец указал, что *** был принят на работу в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по *** и Амурской области на государственную гражданскую должность *** - ***». Приказом от *** года *** л\с, истец был назначен на должность ***. Приказом от *** *** ***с истец был уволен с государственной гражданской службы на основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от *** *** «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной подготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы). Истец находит свое увольнение незаконным, на момент увольнения *** истец находился в учебном оплачиваемом отпуске с *** по ***. При сокращении должностей государственной гражданской службы истцу предложили для замещения должности в ***, однако предлагаемые должности не отвечали квалификации истца. Кроме того, истцу не было разъяснено какое будет предоставлено жилое помещение для проживания семьи в ***. Также не было учтено, что у истца на иждивении находится несовершеннолетний ребенок. По этим причинам, истец не мог принять решение и выразить свое согласие или несогласие с предложенными должностями. В результате незаконного увольнении истцу был причинен моральный вред, который выражается в постоянных сердечных и головных болях, в повышении артериального давления, появлении чувства тревоги из - за того, что по вине работодателя истец остался без источника существования. Причиненный моральный вред истец оценил в *** рублей. Помимо этого, истец просил восстановить ему срок на подачу искового заявления в суд, указывая в обоснование, что первоначально обращение состоялось в Благовещенский районный суд в пределах установленного законом срока. Просил удовлетворить заявленные требования.

*** истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил свои требования, в соответствии с которыми просил признать приказ Управления от *** *** об увольнении незаконным; восстановить его на работе в ранее занимаемой должности *** Благовещенского межрайонного отделения *** Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по *** и Амурской области; взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по *** и Амурской области оплату за время вынужденного прогула в сумме *** рублей *** копеек; компенсацию морального вреда в сумме *** рублей. Также истец обратился с ходатайством о возмещении ему за счет ответчика расходов на оплату услуг представителя в сумме *** рублей.

*** истец вновь уточнил заявленные требования в части взыскания оплаты за время вынужденного прогула с *** по *** в размере *** рублей *** копеек. В остальной части требования оставлены в прежнем виде.

Старицын А.Б., его представитель в ходе судебного разбирательства поддержали заявленные требования, указав в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении. В дополнение пояснили, что уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности истец не получал. На иждивении у истца находится ребенок. За ребенком ухаживала женщина, которая и расписалась в получении письма. Данное письмо передано истцу месяц спустя. Ребенка истец воспитывает без матери. В этой связи подлежат применению положения ст. 261 ТК РФ, которые запрещают увольнение работника, воспитывающего ребенка без матери. При увольнении работодатель не исследовал преимущественное право истца на оставление на службе перед работником АИ. По уровню квалификации Старицын имел преимущественное право оставления на работе, поскольку образование АИ получено по специальности таможенное дело, в то время как у истца образование - охотовед.

Представитель ответчика в ходе судебного заседания возражал против удовлетворения заявленных требований, указав в обоснование, что приказом от *** *** истец был уволен с государственной гражданской службы на основании п. 6 части 1 статьи 33 ФЗ от *** *** «О государственной гражданской службе Российской Федерации», то есть отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Данное основание относится к общему порядку увольнения, а соответственно гарантии, которые предусмотрены при увольнении по инициативе работодателя, не применяются. Следовательно, увольнение истца в период нахождения в учебном отпуске не явилось нарушением порядка увольнения. Согласно приказу от *** *** Старицын А.Б. назначен на должность ***. Согласно ст. 12 Федерального закона в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. В связи с этим истцу и были предложены соответствующие должности. Вместе с тем, по истечении установленного времени в Управление от истца не поступало ни согласие, ни отказ от предложенных должностей, о чем имеется акт. Старицын А.Б. надлежащим образом уведомлялся о сокращении, перечень предлагаемых должностей ему направлялся, напоминание выразить свое согласие либо отказ от предложенных должностей направлялось. Старицын А.Б. ознакомлен с приказом об увольнении, копию приказа об увольнении получил. В день получения заявления с указанием адреса для пересылки трудовой книжки почтой в связи с невозможностью получения ее лично, трудовая книжка была направлена сразу истцу, согласно личному заявлению. При рассмотрении кандидатуры истца было выявлено, что в отношении него имеются докладные записки, с *** года истец фактически проработал в общем 4 месяца, остальное время он являлся либо нетрудоспособным, либо находился в учебном отпуске. При сравнении уровня квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы предпочтение оставления на работе было отдано АИ, которая на момент сокращения была также беременна. На основании приказа *** от *** произведен окончательный расчет с истцом, выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный отпуск. В личном деле истца не было сведений о том, что ребенка он воспитывает без матери, в связи с чем данные обстоятельства при увольнении не рассматривались.

Изучив материалы настоящего гражданского дела, заслушав объяснения истца, пояснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования о восстановления на работе подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что спор между сторонами возник по поводу законности увольнения Старицына Алексея Борисовича с должности *** Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по *** и Амурской области.

Особенностью настоящего гражданского дела является исследование законности действий работодателя при увольнении работника с государственной должности Российской Федерации - должности, устанавливаемой Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов.

Следует обратить внимание, что правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от *** *** "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральным законом от *** *** "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В силу ст. 73 Федерального закона от *** *** "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от *** *** "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 23 того же Закона служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

*** Старицын Алексей Борисович приказом *** - к Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области назначен на государственную гражданскую должность федеральной *** (Благовещенского - ***) Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области (Управление Россельхознадзора по Амурской области).

В этой связи, в этот же день между представителем нанимателя, в лице руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области ИВ и гражданином Российской Федерации Старицыным Алексеем Борисовичем заключен служебный контракт *** о замещении должности государственной гражданской службы в Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по ***. В соответствии с условиями служебного контракта Гражданский служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, а представитель нанимателя обязуется обеспечить Гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации. Гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности специалист 1 категории Отдел охотничьего надзора (Благовещенский - ***), учрежденной в целях обеспечения полномочий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области.

С *** на основании приказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области от *** *** истец переведен на государственную должность ***.

Приказом *** от *** истец переведен на государственную должность ***.

Приказом от *** *** истец переведен на государственную должность ***.

Приказом от *** ***- к истец переведен на государственную должность ***.

Приказом от *** *** - к истец переведен на государственную должность ***.

В соответствии с приказом Россельхознадзора от *** *** Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области реорганизовано путем слияния с Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по *** в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по *** и Амурской области.

Приказом от *** *** истец назначен на должность государственной гражданской службы специалиста 3 разряда отдела Управления Россельхознадзора по *** и Амурской области по амурской области.

Приказом от *** *** *** истец переведен на должность ***.

Приказом от *** *** истец назначен на должность ***.

Переводы истца на должности государственной гражданской службы, на основании указанных выше приказов, а также изменения условий прохождения государственной гражданской службы подтверждены представленной суду трудовой книжкой, а также соответствующими соглашения о внесении изменений в служебный контракт *** от *** о замещении должности государственной гражданской службы в Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области от ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, соглашениями о внесении изменений в служебный контракт *** от *** о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации от ***, ***.

Приказом руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по *** и Амурской области от *** *** истец освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с государственной гражданской службы, на основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от *** *** «О государственной гражданской службы Российской Федерации» (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы).

Таким образом, в ходе судебного заседания установлены обстоятельства прохождения истцом с *** по *** государственной гражданской службы в различных должностях в Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области, с *** в Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по *** и Амурской области, а также обстоятельства увольнения на основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от *** *** «О государственной гражданской службы Российской Федерации» (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы) в связи с сокращением занимаемой должности - специалист 2 разряда организационно - аналитического отдела.

Проверяя законность увольнения Старицына А.Б. с занимаемой должности, суд учитывает, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от *** *** «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от *** *** "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствии с ч.ч. 1,4 ст. 31 Федерального закона от *** *** "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

В силу п.6 ч.1 ст. 33 Федерального закона от *** *** "О государственной гражданской службе Российской Федерации» общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона);

Исходя из оснований состоявшегося увольнения, суд приходит к выводу о необходимости, прежде всего, проверить фактические обстоятельства сокращения занимаемой истцом должности.

Свидетельствами о государственной регистрации юридического лица серии ***, о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии ***, о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серии *** подтверждаются обстоятельства существования Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по *** и Амурской области как самостоятельного юридического лица, которое согласно положению, утвержденному приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от *** ***, является территориальным органом Россельхознадзора, созданным для осуществления функций по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, семеноводства сельскохозяйственных растений, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений, лесных отношений, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задачи и функций Россельхознадзора. Управление возглавляет руководитель - п. 14, в полномочия которого в соответствии с разделом III входит: согласование предложения по структуре и штатному расписанию Управления; назначение на должность и освобождение от должности работников Управления, установление их должностных обязанностей, утверждение положения о структурных подразделениях Управления.

В соответствии с приказом *** от *** Управления Россельхознадзора по *** и Амурской области созданы структурные подразделения Управления. Приказом *** от *** Управления утверждено, в том числе Положение о Благовещенскому межрайонном отделении ***, имеющем в составе пограничные пропуска ветеринарного и фитосанитарного контроля (ППВФК) «речной порт Благовещенск» и «Благовещенск - Аэропорт», Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по *** и Амурской области, которое осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности на территории г. Благовещенска, Благовещенского, Ивановского, Тамбовского, *** Амурской области.

Указанное в своей совокупности позволяет суду сделать вывод о том, что приказ о прекращении с истцом государственно - служебных отношений подписан уполномоченным лицом.

Приказом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по *** и Амурской области от *** *** в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по *** и Амурской области, утвержденному приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору введено в действие с *** штатное расписание, утвержденное *** по *** и Амурской области НИ и согласованное с заместителем руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) ГК с предельной численностью 468 человек.

В ходе судебного заседания судом было исследовано введенное в действие со *** штатное расписание, согласно которому в структуру *** по *** и Амурской области входил организационно - аналитический отдел, состоящий из 27 штатных единиц, в том числе 2 единицы специалистов 2 разряда. В ходе судебного заседания установлено и не оспаривается лицами, участвующими в разбирательстве дела, что на одну из указанных штатных единиц в соответствии с Приказом от *** *** назначен истец.

Указом Президента Российской Федерации от *** об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов в целях повышения эффективности деятельности федеральных государственных органов и оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников этих органов постановлено принять предложение Правительства Российской Федерации о сокращении в *** - *** годах предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, установленной по состоянию на дату вступления в силу настоящего указа, не менее чем на 20 процентов.

Приказом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по *** и Амурской области от *** *** создана комиссия по сокращению штатной численности государственных служащих в составе ВГ - ***, ЮА - ***, НС, - заместителя начальника отдела государственной службы и кадров, председателя территориального комитета профсоюза, ГА ***, АД - начальника отдела надзора в области карантина растений и надзора в сере качества и безопасности зерна и продуктов переработки, секретаря комиссии - ведущего специалиста - эксперта отдела государственной службы и кадров МО

Приказом руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по *** и *** от *** *** с *** введено в действие штатное расписание Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору по *** и Амурской области из которого усматривается, что в структуру управления по прежнему входит организационно - аналитический отдел, между тем количество штатных единиц было уменьшено до ***, что произведено за счет сокращения одной должности ***.

*** состоялось заседание образованной ранее комиссии по сокращению штатной численности государственных гражданских служащих, результаты которого оформлены протоколом ***. Из содержания протокола усматривается, что должности специалистов 2 разряда организационно - аналитического отдела занимают АИ и Старицын Алексей Борисович. В связи с прямым законодательным запретом на увольнение АИ (ч.4 ст. 261 ТК РФ), и при отсутствии препятствий в увольнении истца, сделан вывод о необходимости сокращения именно Старицына А.Б.

Таким образом, в ходе судебного заседания судом установлены фактические обстоятельства сокращения должности истца - ***.

Проверяя соблюдение работодателем порядка увольнения суд учитывает, что в силу п. 5 ст. 31 Федерального закона от *** N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. Указанная гарантия направлена на обеспечение своевременного оповещения работников о предстоящем увольнении, тем самым предоставляя высвобождаемому работнику достаточное время для решения вопроса о своем дальнейшем трудоустройстве.

Приказом *** от *** Россельхознадзора руководителям территориальных органов предложено в трехдневный срок со дня издания приказа обеспечить уведомление государственных гражданских служащих территориального управления Россельхознадзора о сокращении в связи с настоящим приказом занимаемых ими должностей государственной гражданской службы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В данной ситуации следует обратить внимание, что в период с *** по *** истец находился в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов, предоставляемом на основании ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от *** ***, что подтверждается представленной суду справкой - вызовом *** института повышения квалификации Дальневосточного государственного аграрного университета.

Из представленных материалов усматривается, что в период нахождения истца в учебном отпуске, Управлением Россельхознадзора по *** и Амурской области в адрес СА направлялись уведомления от ***, от *** о сокращении должности и предложении вакантных должностей. Также сообщено, что для ознакомления с оригиналами уведомлений истцу необходимо явиться в отдел государственной службы и кадров по адресу: гор. Благовещенск, ***.

В материалах дела имеется почтовое уведомление о получении одного отправления ***. Почтовое уведомление содержит лишь подпись лица, при отсутствии сведений о личности получателя. Допрошенная в ходе судебного заседания в качестве свидетеля Свидетель 1 подтвердила, что указанное уведомление было получено ею и передано истцу только через 1 - 2 месяца. Аналогичные пояснения в ходе судебного заседания дал истец.

Согласно докладной записке *** ЕВ *** указанное лицо совместно с *** МЕ осуществила выезд по адресу: Благовещенский район, *** к *** Старицыну Алексею Борисовичу, *** для ознакомления с уведомлением о сокращении его должности и уведомлением о предложении вакантных должностей, но Старицына А.Б. дома не оказалось. Связавшись по сотовому телефону Старицына А.Б. пригласили для ознакомления в отдел государственной службы и кадров по адресу: Благовещенск, ***. В подтверждение доводов, изложенных в данной докладной записке *** *** ЕВ, *** МЕ, *** ПВ Был составлен акт аналогичного содержания.

Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд отмечает, что положения действующего законодательства возлагают на представителя нанимателя обязанность по письменному и заблаговременному (2 месяца) уведомлению работника о предстоящем увольнении в связи сокращением занимаемой государственным служащим должности.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчик не представил достаточных доказательств с достоверностью подтверждающих обстоятельства уведомления в письменной форме работника ранее *** о сокращении его должности. Доводами истца и показаниями свидетеля Свидетель 1 с достоверностью подтверждены обстоятельства получения соответствующего уведомления иным лицом. Принимая во внимание обстоятельства нахождения истца в учебном отпуске в указанное время и отсутствие у него обязанности по посещению рабочего места, а также наличие в силу закона именно у работодателя обязанности по письменному уведомлению работника о сокращении должности, суд полагает, что у Старицына А.Б. обязанность по явке по адресу: *** с целью получения уведомления отсутствовала. Учитывая, что сам Старицын А.Б. признает получение данного уведомления только в *** года, а доказательств более раннего письменного уведомления ответчиком не представлено, суд полагает, что работодателем нарушен порядок увольнения Старицына А.Б. в части уведомления за 2 месяца о предстоящему увольнении в связи с сокращением должности.

В этой связи следует отметить, что, нарушив соответствующий срок уведомления, работодатель тем самым лишил Старицына А.Б. возможности избрать соответствующую должность, в которой он согласен был продолжить исполнение обязанностей либо отказаться от всех должностей и решить вопрос о трудоустройстве в ином месте. Несоблюдение данного срока работодателем является особо значимым, поскольку с целью исполнения обязанностей по предлагаемым работодателем должностям, необходимо переезжать в иную местность. Исходя из изложенного, Старицын А.Б. не имел возможности надлежащим образом выразить свое согласие либо несогласие в отношении предложенных должностей. В свою очередь, предложив государственному служащему иные вакантные должности, представитель нанимателя при отсутствии доказательств надлежащего соблюдения срока письменного уведомления работника о сокращении его должности и при отсутствии ответа работника на соответствующее предложение о замещении других должностей не вправе был увольнять Старицына А.Б. в связи с отказом от замещения должностей. Указанное в совокупности свидетельствует о незаконности вынесенного работодателем приказа.

При рассмотрении настоящего гражданского дела истцом представлен приказ Министерства образования и науки Амурской области от *** *** - к об установлении опеки над *** СА из содержания которого следует, что СА, *** года рождения, остался без попечения родителей и нуждается в назначении опекуна в связи с тем, что его *** ОА лишена родительских прав решением Благовещенского районного суда от ***, сведения об отце ребенка записаны со слов его матери. Обязанности опекуна согласен исполнять Старицын Алексей Борисович, проживающий по адресу: ***, который имеет возможность создать должные условия воспитания и материального содержания несовершеннолетнего СА, *** года рождения. В целях защиты интересов ребенка, данным приказом над несовершеннолетним СА, *** года рождения установлена опека, опекуном назначен Старицын Алексей Борисович. Место жительства несовершеннолетнего АВ, *** года рождения определено с опекуном Старицыным Алексеем Борисовичем по адресу: ***.

Согласно сообщению отдела образования администрации Благовещенского района Амурской области от *** *** с *** по настоящее время Старицын Алексей Борисович, ***, проживающий по адресу: ***, является опекуном *** СА, *** года рождения.

В этой связи, суд обращает внимание на ранее приведенные положения ч.4 ст. 31 Федеральным законом от *** *** "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в соответствии с которыми в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Между тем, Положения части 4 статьи 31 во взаимосвязи с положениями пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от *** *** в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается увольнение с государственной гражданской службы одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в связи с сокращением замещаемой должности по инициативе представителя нанимателя.

При этом, Конституционным судом Российской Федерации было установлено, что Основанные на положениях Конституции Российской Федерации о социальном характере российского государства и необходимости защиты семьи, материнства и детства, в том числе в трудовых и государственно-служебных отношениях (статьи 7 и 37; статья 38, часть 1), а также на требованиях международных актов (пункт 3 статьи 27 Конвенции о правах ребенка) государственные гарантии, предоставляемые женщинам в связи с материнством и воспитанием ребенка, имеют целью не только обеспечение им возможности сочетать семейные обязанности с профессиональной деятельностью, достижение фактического равенства в сфере труда, но и прежде всего - защиту интересов ребенка, создание условий, необходимых для его полноценного развития.

Правовая природа этих гарантий, как направленных наряду с другими мерами государственной поддержки на защиту материнства и детства, предопределяет широкую сферу их применения. В силу этого лишение проходящих государственную гражданскую службу одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, государственной защиты, которая в случае увольнения по инициативе представителя нанимателя гарантируется действующим законодательством женщинам - государственным служащим, проходящим военную или правоохранительную службу (пункт 25 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от *** ***; пункт 3 статьи 40.1 и статья 43 Федерального закона от *** *** "О прокуратуре Российской Федерации"; статья 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от *** ***, и др), равно как и тем женщинам, которые осуществляют трудовую деятельность по трудовому договору (ст. 261 ТК РФ), недопустимо, поскольку в нарушение конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности не имеет разумного и объективного оправдания и не основано на особенностях государственной гражданской службы.

Таким образом, взаимосвязанные положения части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть 1), 19 (часть 2), 37 (часть 1), 38 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается увольнение с государственной гражданской службы одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в связи с сокращением замещаемой должности фактически по инициативе представителя нанимателя, при том что в трудовых и государственно-служебных отношениях при прохождении иных видов государственной службы таковое запрещено.

Поскольку правовая позиция Конституционного суда Российской федерации исходит из необходимости предоставления государственным гражданским служащим равных гарантий в сфере труда с лицами, работающими на основании трудового договора, судом также учитывается, что положение части четвертой статьи 261 ТК РФ содержат запрет на увольнение не только одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), но и других лиц, воспитывающих указанных детей без матери.

По смыслу ранее изложенной позиции Конституционного суда Российской Федерации такой запрет должен распространяться и на сложившуюся ситуацию, при которой Старицын А.Б. воспитывает без матери ребенка в возрасте до 14 лет. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о незаконности увольнения Старицына А.Б. по основании изложенному в п. 6 ч.1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Принимая во внимание имеющийся запрет на увольнение Старицына А.Б. в связи с назначением его в качестве опекуна несовершеннолетнего СА, суд приходит к выводу, что необходимости проверки соблюдения работодателем п. 7 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части наличия у Старицына А.Б. преимущественного права на замещения должности государственной гражданской службы не имеется.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Из материалов дела усматривается, что обращение Старицына А.Б. в суд состоялось ***, то есть за пределами месячного срока, отведенного положениями ст. 392 ТК РФ для оспаривания в суд законности увольнения. Между тем, судом установлено, что ***, то есть в пределах установленного законом срока состоялось обращение Старицына А.Б. в Благовещенский районный суд с требованиями об оспаривании приказа об увольнении. Указанное обращение возвращено заявителю определением судьи Благовещенского районного суда Амурской области ***. При таких обстоятельствах, суд полагает, что срок, предусмотренный ст. 392 ТК РФ, пропущен Старицыным А.Б. по уважительной причине, в силу чего подлежит восстановлению при рассмотрении настоящего гражданского дела.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

По указанным основаниям суд находит обоснованными требования Старицына А.Б. о восстановлении его на работе с *** в должности *** по *** и Амурской области и взыскании утраченного заработка за все время вынужденного прогула.

Поскольку положениями ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не установлены правила исчисления среднего заработка, суд полагает возможным в данной части применить положения Трудового кодекса Российской Федерации.

Средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном статьей 139 ТК РФ, в соответствии с которой для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источника этих выплат, при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется заработная плата.

Постановлением Правительства РФ от *** *** «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. Согласно п. 2 указанного Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, в том числе заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время, премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет, другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

При этом согласно п. 5 Положения при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, работник получал пособие по временной нетрудоспособности.

Основываясь на данных представленных суду справок о доходах физического лица за *** и *** годы суд полагает, что подлежит взысканию средний заработок исходя из следующего расчета: *** рубля *** копейки (доход за 12 месяцев предшествующих увольнению)/12/29,4 = *** рубля *** копеек - среднедневной заработок. Принимая во внимание, что продолжительность вынужденного прогула составила 163 дня, размер заработной платы за время вынужденного прогула составляет 163 х *** рубля *** копеек = *** рубль *** копейки. Указанная сумма, по мнению суда, подлежит уменьшению на полученную истцом при увольнении компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания - *** рубля *** копеек. Таким образом, подлежащая взысканию заработная плата за время вынужденного прогула составляет *** рубль *** копейки - *** рубля *** копеек = *** рублей *** копеек.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от *** *** (в редакции от ***) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает, что истец незаконно лишена возможности трудиться, что причинило истцу нравственные страдания, с учетом объема представленных доказательств, принципа разумности и справедливости суд приходит к выводу о взыскании в пользу Старицына А.Б. компенсации морального вреда в размере *** рублей.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В подтверждении несения расходов по оплате юридических услуг, истцом представлена расписка от *** на сумму *** рублей, с учетом принципа разумности и справедливости с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате юридических услуг в размере *** рублей.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере *** рубль *** копеек.

На основании ст. 211 ГПК РФ решение суда о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

Признать незаконным приказ ***-л\с от *** об увольнении Старицына Алексея Борисовича.

Восстановить Старицына Алексея Борисовича в Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по *** и Амурской области с *** в должности ***.

Взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по *** и Амурской области в пользу Старицына Алексея Борисовича заработную плату за время вынужденного прогула за период с *** по *** в сумме *** рублей *** копеек, расходы по оплате услуг представителя в сумме *** рублей, компенсацию морального вреда в сумме *** рублей.

Взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по *** и Амурской области государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме *** рубль *** копеек.

Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца, со дня изготовления решения суда, начиная с ***.

Судья                                                                                                                Н.Н. Матюханова

2-1244/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Старицын Алексей Борисович
Ответчики
Управление Федеральной службы по ветеренарному и фитосанитарному надзору г.Чита
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Матюханова Н.Н.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
07.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
07.02.2012Передача материалов судье
22.02.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2012Судебное заседание
28.02.2012Судебное заседание
13.06.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее