Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2920/2021 ~ М-2796/2021 от 30.07.2021

                                                                                            Дело №2-2920/2021

                                                Р Е Ш Е Н И Е

                                            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                 с. Октябрьское                                                                            11.11.2021 года

         Пригородный районный суд Республики Северная Осетия - Алания в составе:

    председательствующего судьи Магкаевой М.Д.,

    помощник судьи Гудиева Г.З.,

    при секретаре Джигкаевой Л.Г.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лысоконь Ирина Алексеевна к Территориальному органу Министерства Труда и социального развития РСО-Алания - Управление социальной защиты населения по Пригородному район с привлечением в качестве третьего лица Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания о взыскании расходов по оплате коммунальных услуг и взыскании судебных расходов,

    установил:

     Лысоконь И.А. обратилась в Пригородный районный суд Республики Северная Осетия-Алания с указанным выше исковым заявлением, где указала, что она является педагогическим работником, проживающим в сельской местности. Как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, ей предоставлено право на компенсацию расходов по оплате жилых помещений, отопления и освещения. Понесенные ею расходы по оплате отопления и освещения ей не были возмещены и составляют за период с 2016 года по 2019 гг. 125 214, 72 руб.

     Истец в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

    Представитель ответчика Территориального органа Министерства Труда и социального развития РСО-Алания - Управления социальной защиты населения по Пригородному району в судебное заседание не явился. В письменных возражениях начальник Управления Хубецова Д.Я. указала, что в силу п.1.2. Положения о порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания, утвержденное постановлением Правительства РСО-Алания от 29.03.2016 года №107 «О порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания» и п. 1.2 Положения о порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан Республики Северная Осетия-Алания, утвержденное Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 декабря 2008 года № 304 «О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания», действие которого распространяется на правоотношение до 01.01.2016г., решение о предоставлении социальных гарантий принимаются территориальными органами Министерства труда и социального развития РСО-Алания - Управлениями социальной защиты населения. В соответствии с 5.3 Положением о порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания (утвержденное постановлением Правительства РСО-Алания от 29.03.2016г. №107) Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания обеспечивает финансирование на выплату социальных гарантий до 23 числа каждого месяца, следующего за отчетным. Управление социальной защиты населения принимает решение о предоставлении социальных гарантий и не производит выплату социальных гарантий. В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РСО-Алания от 13 сентября 2010 года № 248 «Вопросы Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания» Министерство финансов осуществляет исполнение республиканского бюджета. Согласно п.1 Положения, Министерство финансов РСО-Алания является органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, которое осуществляет нормативное правовое регулирование и функции по разработке и реализации государственной политики в финансовой сфере, включая бюджетную и налоговую. В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. В соответствии со ст. 3 Закона Республики Северная Осетия-Алания «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Северная Осетия-Алания» от 09.01.2020г. № 2-РЗ лицам, имевшим в период с 1 января 2016г. по 31 декабря 2019г., право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2010 года № 32-P3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», компенсационные выплаты за указанный период осуществляются в порядке и размере, установленных Правительством РСО-Алания. В настоящее время утвержденного Правительством РСО-Алания порядка нет. Осуществление выплат без нормативно-правового акта может повлечь некорректные выплаты за счет средств республиканского бюджета. Так же истцом не предоставлены доказательства размера производимых расходов на оплату коммунальных услуг и не представлены расчеты задолженности за период, указанный в исковом заявлении. Таким образом, заявленные исковые требования не соответствуют принципам разумности и обоснованности. Удовлетворение исковых требований может повлечь необоснованные финансовые нагрузки на орган социальной защиты. Таким образом, обязательства по назначению социальных гарантий произведены Управлением истцу, Лысоконь И.А. в полном объеме. При исполнении возложенных обязанностей Управлением не было допущено нарушений прав Лысоконь И.А. на получение мер социальной поддержки, которые бы послужили основанием для обращения в суд. В рамках поступившего финансирования Управление выполнило свои обязательства перед Лысоконь И.А. и перед бюджетом. Управление не обеспечивает финансирование средств на предоставление социальной поддержки и не является ответчиком по данным исковым требованиям. Кроме того, финансирование расходов, связанных с реализацией Закона Республики Северная Осетия - Алания от 30 июня 2010 года № 32-P3, осуществляется из республиканского бюджета и является целевым, следовательно, Управление социальной защиты населения, как государственный орган, выступает в защиту государственных интересов и в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. УСЗН Пригородного района РСО-Алания исковые требования не признает и просит отказать в удовлетворении исковых требований.

     Представитель третьего лица Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания в судебное заседание не явился. Сведениями о том, что неявка имела место по уважительной причине, суд не располагает.

     В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

     Исследовав материалы дела, и оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

     Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Законом Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2010 г. N 32-РЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" предусмотрено, что возмещение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется следующим категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Республики Северная Осетия-Алания: педагогическим работникам образовательных учреждений; медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, работающим в республиканских учреждениях здравоохранения; специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации; социальным работникам, занятым в государственном секторе социального обслуживания; медицинским работникам государственной системы социальных служб, непосредственно занятым социально-медицинским обслуживанием; работникам учреждений социального обслуживания государственной системы социальных служб, непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних (часть 1 статьи 1). Указанная мера социальной поддержки гарантирована также названным категориям граждан, вышедшим на пенсию, при условии, если общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее десяти лет и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в учреждениях, предусмотренных Законом (часть 2 статьи 1).

     В Республике Северная Осетия-Алания данная мера социальной поддержки предоставлялась в 2012 - 2015 годах. Однако в связи с приостановлением действия Закона Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2010 года N 32-РЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" на основании Закона Республики Северная Осетия-Алания от 30 декабря 2015 года N 48-РЗ "О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2016 год" (абзац 6 статьи 13) выплаты, обеспечивающие эти меры социальной поддержки, были прекращены на период с 1 января по 31 декабря 2016 года.

     Установленные Конституцией Республики Северная Осетия-Алания в статьях 2, 18, 39, 45, 55 гарантии обязывают обеспечивать в Республике Северная Осетия-Алания как субъекте правового социального государства осуществление прав и свобод человека и гражданина, в том числе социальных прав, на принципах справедливости и равенства, а также выполнять требование о запрете издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3 Конституции Российской Федерации).

     При осуществлении правового регулирования необходимо учитывать также правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым изменение законодателем (в том числе посредством временного регулирования) ранее установленных правил должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 29 января 2004 года N 2-П). Кроме того, поскольку бюджет Республики Северная Осетия-Алания составляет с федеральным бюджетом единую бюджетную систему, произвольный отказ от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств недопустим для Республики Северная Осетия-Алания. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что законодатель вправе приостанавливать действие норм, которыми обеспечивается реализация прав и свобод граждан, если при этом будет предусмотрен надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут изменяться, но объем не должен уменьшаться (постановление от 23 апреля 2004 года N 9-П, определения от 5 июля 2005 года N 246-О, от 21 февраля 2008 года N 106-О-О от 22 декабря 2015 года N 2999-О и др.).

     При этом законодательством Республики Северная Осетия-Алания наряду с приостановлением предоставления мер социальной поддержки не было предусмотрено соответствующее возмещение.

     Как следует из справки МБОУ «СОШ ... ...» ... от ... Лысоконь И.А. действительно работает с ... по настоящее время. С ... учителем химии; с ... временно заместителем директора по учебной работе.

     Справкой администрации Архонского сельского поселения ... Республики Северная Осетия-Алания ... от ... установлено, что Лысоконь И.А. проживает по адресу: ....

     Как усматривается из паспорта ..., выданного отделом УФМС России по ...-Алания в ... ..., Лысоконь И.А. зарегистрирована по адресу: ....

     Согласно справке Управления социальной защиты населения по ... от ... о начислении средств по домохозяйству по адресу: ...-Алания, ..., за период с ... по ... задолженность перед педагогическим работником государственного учреждения в сельской местности Лысоконь И.А. составляет ... руб.

     Истец выразила свое согласие с размером начисленной задолженности ... руб. и просил взыскать в его пользу указанную сумму.

     При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате отопления и освещения за период с 01.01.2016 г. по 31.12.2019 г. в размере ... руб. за счет средств бюджета Республики Северная Осетия-Алания (республиканского бюджета).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Лысоконь Ирины Алексеевны к Территориальному органу Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания – Управления социальной защиты населения по Пригородному району РСО-Алания, о взыскании суммы задолженности по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате отопления и освещения, взыскании судебных расходов - удовлетворить.

Взыскать с Территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Пригородному району Республике Северная Осетия-Алания за счет средств бюджета Республики Северная Осетия-Алания в пользу Лысоконь Ирины Алексеевны задолженность по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате отопления и освещения в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания, через Пригородный районный суд Республики Северная Осетия-Алания в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

         Председательствующий:                                                         Магкаева М.Д.

2-2920/2021 ~ М-2796/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лысоконь Ирина Алексеевна
Ответчики
УСЗН по Пригородному району
Другие
Министерство финансов по рСО - Алания
Судья
Магкаева Мира Давидовна
30.07.2021 Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.07.2021 Передача материалов судье
04.08.2021 Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2021 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.09.2021 Подготовка дела (собеседование)
03.09.2021 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.11.2021 Судебное заседание
18.11.2021 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2021 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)