Дело № 2а-529/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров
Воронежская область 04 декабря 2019 года
Бобровский районный суд Воронежской области
в составе: председательствующего Васильевой Т.Б.,
при секретаре судебного заседания Каменевой М.А.,
с участием представителя административного ответчика Прокуратуры Воронежской области - помощника прокурора Бобровского района Воронежской области – Давиденко А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда материалы административного дела по административному исковому заявлению Гришаева А.В. к прокурору Бобровского района Воронежской области Позднякову Г.В., прокуратуре Воронежской области об оспаривании бездействий должностного лица,
УСТАНОВИЛ:
Гришаев А.В. обратился в Бобровский районный суд Воронежской области с административным исковым заявлением к административному ответчику прокурору Бобровского района Воронежской области об оспаривании бездействий должностного лица (л.д.7).
Определением Бобровского районного суда от 13.11.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечена прокуратура Воронежской области (л.д. 23-24).
Как следует из административного искового заявления, 20.08.2019 Гришаев А.В. обратился к Прокурору Бобровского р-на Воронежской области Г.В. Позднякову с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту незаконного присвоения имущества группой лиц и порчи чужого имущества, установления оснований нахождения граждан И., Т., Д. в автомобиле <данные изъяты> объявления автомобиля в розыск и передачи его владельцу на основании судебного решения, установлению лиц, причастных к пропаже автомобиля, ссылаясь на то, что на основании апелляционного определения Воронежского обл. суда от 2.04.2019 г. он был признан собственником автомобиля <данные изъяты> года выпуска, госномер <данные изъяты>. Данный автомобиль попал в ДТП, совершенное 18.06.2017 г. на участке автодороги «Бобров-Таловая-Новохоперск» И. Разбирательство по ДТП проводилось следователем СО ОМВД России по Новохоперскому р-ну. В данном автомобиле без его ведома и разрешения находились: виновная в ДТП И., Д он же Б по поддельному удостоверению, Т у которой сотрудниками полиции был изъят поддельный договор купли-продажи от 01.05.2017 г. автомобиля <данные изъяты>, заключенный между бывшим собственником автомобиля М. и Т. Указанное заявление было получено прокуратурой Бобровского района 24.08.2019. Прокурор Поздняков Г.В., по мнению заявителя, в очередной раз по данному заявлению не принял никаких действий, и не направил ему никакого ответа, тем самым грубо нарушил его законные права и п. 5.1 Приказа Генпрокуратура России от 30.01.2013 №45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации». Просит признать бездействие прокурора Бобровского р-на Воронежской обл. Позднякова Г.В. незаконными и обязать прокурора Бобровского р-на Воронежской обл. Позднякова Г.В. рассмотреть его заявление по существу, в полном объеме и дать оценку всем обстоятельствам, на которые он указывает (л.д. 7).
Административный истец Гришаев А.В., будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, своего представителя не направил. В поступившем от него заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 43-46).
Административный ответчик прокурор Бобровского района, будучи извещен о дате и времени судебного заседания, в суд не явился (л.д.42).
Представитель административного ответчика Прокуратуры Воронежской области Давиденко А.В.(л.д.48) с административным иском не согласился, считал, что прокурором Бобровского района не допущено бездействия, права, свободы и законные интересы Гришаева А.В. действием (бездействием) прокурора не нарушены. Просит в удовлетворении административного искового заявления Гришаева А.В. отказать, по обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС).
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС).
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании бездействия должностного лица должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым бездействием и указать способ их восстановления.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения бездействием прав и законных интересов заявителя.
Основанием для признания бездействия должностного лица незаконным является одновременное наличие двух условий: его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право обращаться лично в государственные органы.
Реализация гражданином данного права регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 данного Федерального закона.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Закон о прокуратуре).
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.
Согласно ч. 2 ст. 10 Закона о прокуратуре поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст. 22 указанного Федерального закона (ч. 1 ст. 27 Закона о прокуратуре).
Частью 1 статьи 12 Закона о прокуратуре и пунктом 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45 (далее Инструкция), установлено, что письменное обращение граждан, должностных и иных лиц рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - 15 дней. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов прокуратуры Российской Федерации. В органах прокуратуры Российской Федерации организационно-распорядительными документами определяются конкретные должностные лица, на которых возлагаются обязанности по обеспечению объективности, всесторонности и своевременности рассмотрения обращений (п. п. 1.7, 1.8 Инструкции).
Порядок проверки обращений и запросов, обеспечивающий наиболее объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется руководителями соответствующих прокуратур (п 4.1. Инструкции).
В соответствии с п. 3.5. Инструкции обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
Бездействие может быть признано незаконным, если должностное лицо имело возможность совершить действия в рамках предоставленных ему полномочий и компетенции, однако не сделало этого, чем нарушило права и законные интересы гражданина.
Как установлено в ходе судебного следствия Гришаев А.В. 20.08.2019 направил в адрес прокурора Бобровского района Воронежской области заявление о возбуждении уголовного дела по факту незаконного присвоения имущества группой лиц и порчи чужого имущества, установления оснований нахождения граждан И., Т., Д в автомобиле <данные изъяты>, объявления автомобиля в розыск и передачи его владельцу на основании судебного решения, установлению лиц причастных к пропаже автомобиля.
Указанное заявление было получено прокуратурой Бобровского района Воронежской области 27.08.2019, что подтверждается алфавитной карточкой (л.д. 34-36). 30.08.2019 заявление Гришаева А.В., как содержащее доводы, подлежащие разрешению отделом МВД России по Бобровскому району, было направлено по принадлежности в ОМВД России по Бобровскому району (л.д. 37). Сообщение о принятом решении направлено прокуратурой Бобровского района Гришаеву А.В. 30.08.2019 (л.д. 37, 38-39,40) и было получено Гришаевым А.В. 04.09.2019 (л.д. 41).
Согласно пояснений представителя административного ответчика Давиденко А.В., дата 24.08.2019 на почтовом уведомлении была поставлена ошибочно, данный день являлся выходным, и прием корреспонденции в этот день в прокуратуре не производился, фактически заявление было получено 27.08.2019.
Полагает, что получение прокуратурой Бобровского района заявления как 24 так и 27 августа, при принятии решения и направлении 30.08.2019 принятого решения по заявлению, не имеет юридического значения, так как решение по заявлению принято и направлено в предусмотренный п. 3.5. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ 7-ми дневный срок.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны прокурора Бобровского района бездействия, поскольку обращение Гришаева А.В. рассмотрено в установленные законом сроки, решение по заявлению принято в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Законом о прокуратуре, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, ответ дан заявителю в установленные сроки.
Вопреки доводам административного искового заявления прокурором Бобровского района, при рассмотрении заявления Гришаева А.В. от 20.08.2019 бездействия не допущено.
Сведения о наступлении для административного истца последствий, перечисленных в ст. 218 КАС РФ, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, поскольку обращение Гришаева А.В. рассмотрено уполномоченным должностным лицом в сроки и в порядке, установленные законом, правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Гришаева А.В. к прокурору Бобровского района Воронежской области Позднякову Г.В., Прокуратуре Воронежской области об оспаривании бездействий должностного лица, отказать в полном объеме.
Копию решения суда направить лицам, участвующим в деле, их представителям не позднее чем через три дня после дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Б. Васильева
Мотивированное решение составлено 04.12.2019
Дело № 2а-529/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров
Воронежская область 04 декабря 2019 года
Бобровский районный суд Воронежской области
в составе: председательствующего Васильевой Т.Б.,
при секретаре судебного заседания Каменевой М.А.,
с участием представителя административного ответчика Прокуратуры Воронежской области - помощника прокурора Бобровского района Воронежской области – Давиденко А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда материалы административного дела по административному исковому заявлению Гришаева А.В. к прокурору Бобровского района Воронежской области Позднякову Г.В., прокуратуре Воронежской области об оспаривании бездействий должностного лица,
УСТАНОВИЛ:
Гришаев А.В. обратился в Бобровский районный суд Воронежской области с административным исковым заявлением к административному ответчику прокурору Бобровского района Воронежской области об оспаривании бездействий должностного лица (л.д.7).
Определением Бобровского районного суда от 13.11.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечена прокуратура Воронежской области (л.д. 23-24).
Как следует из административного искового заявления, 20.08.2019 Гришаев А.В. обратился к Прокурору Бобровского р-на Воронежской области Г.В. Позднякову с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту незаконного присвоения имущества группой лиц и порчи чужого имущества, установления оснований нахождения граждан И., Т., Д. в автомобиле <данные изъяты> объявления автомобиля в розыск и передачи его владельцу на основании судебного решения, установлению лиц, причастных к пропаже автомобиля, ссылаясь на то, что на основании апелляционного определения Воронежского обл. суда от 2.04.2019 г. он был признан собственником автомобиля <данные изъяты> года выпуска, госномер <данные изъяты>. Данный автомобиль попал в ДТП, совершенное 18.06.2017 г. на участке автодороги «Бобров-Таловая-Новохоперск» И. Разбирательство по ДТП проводилось следователем СО ОМВД России по Новохоперскому р-ну. В данном автомобиле без его ведома и разрешения находились: виновная в ДТП И., Д он же Б по поддельному удостоверению, Т у которой сотрудниками полиции был изъят поддельный договор купли-продажи от 01.05.2017 г. автомобиля <данные изъяты>, заключенный между бывшим собственником автомобиля М. и Т. Указанное заявление было получено прокуратурой Бобровского района 24.08.2019. Прокурор Поздняков Г.В., по мнению заявителя, в очередной раз по данному заявлению не принял никаких действий, и не направил ему никакого ответа, тем самым грубо нарушил его законные права и п. 5.1 Приказа Генпрокуратура России от 30.01.2013 №45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации». Просит признать бездействие прокурора Бобровского р-на Воронежской обл. Позднякова Г.В. незаконными и обязать прокурора Бобровского р-на Воронежской обл. Позднякова Г.В. рассмотреть его заявление по существу, в полном объеме и дать оценку всем обстоятельствам, на которые он указывает (л.д. 7).
Административный истец Гришаев А.В., будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, своего представителя не направил. В поступившем от него заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 43-46).
Административный ответчик прокурор Бобровского района, будучи извещен о дате и времени судебного заседания, в суд не явился (л.д.42).
Представитель административного ответчика Прокуратуры Воронежской области Давиденко А.В.(л.д.48) с административным иском не согласился, считал, что прокурором Бобровского района не допущено бездействия, права, свободы и законные интересы Гришаева А.В. действием (бездействием) прокурора не нарушены. Просит в удовлетворении административного искового заявления Гришаева А.В. отказать, по обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС).
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС).
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании бездействия должностного лица должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым бездействием и указать способ их восстановления.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения бездействием прав и законных интересов заявителя.
Основанием для признания бездействия должностного лица незаконным является одновременное наличие двух условий: его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право обращаться лично в государственные органы.
Реализация гражданином данного права регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 данного Федерального закона.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Закон о прокуратуре).
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.
Согласно ч. 2 ст. 10 Закона о прокуратуре поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст. 22 указанного Федерального закона (ч. 1 ст. 27 Закона о прокуратуре).
Частью 1 статьи 12 Закона о прокуратуре и пунктом 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45 (далее Инструкция), установлено, что письменное обращение граждан, должностных и иных лиц рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - 15 дней. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов прокуратуры Российской Федерации. В органах прокуратуры Российской Федерации организационно-распорядительными документами определяются конкретные должностные лица, на которых возлагаются обязанности по обеспечению объективности, всесторонности и своевременности рассмотрения обращений (п. п. 1.7, 1.8 Инструкции).
Порядок проверки обращений и запросов, обеспечивающий наиболее объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется руководителями соответствующих прокуратур (п 4.1. Инструкции).
В соответствии с п. 3.5. Инструкции обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
Бездействие может быть признано незаконным, если должностное лицо имело возможность совершить действия в рамках предоставленных ему полномочий и компетенции, однако не сделало этого, чем нарушило права и законные интересы гражданина.
Как установлено в ходе судебного следствия Гришаев А.В. 20.08.2019 направил в адрес прокурора Бобровского района Воронежской области заявление о возбуждении уголовного дела по факту незаконного присвоения имущества группой лиц и порчи чужого имущества, установления оснований нахождения граждан И., Т., Д в автомобиле <данные изъяты>, объявления автомобиля в розыск и передачи его владельцу на основании судебного решения, установлению лиц причастных к пропаже автомобиля.
Указанное заявление было получено прокуратурой Бобровского района Воронежской области 27.08.2019, что подтверждается алфавитной карточкой (л.д. 34-36). 30.08.2019 заявление Гришаева А.В., как содержащее доводы, подлежащие разрешению отделом МВД России по Бобровскому району, было направлено по принадлежности в ОМВД России по Бобровскому району (л.д. 37). Сообщение о принятом решении направлено прокуратурой Бобровского района Гришаеву А.В. 30.08.2019 (л.д. 37, 38-39,40) и было получено Гришаевым А.В. 04.09.2019 (л.д. 41).
Согласно пояснений представителя административного ответчика Давиденко А.В., дата 24.08.2019 на почтовом уведомлении была поставлена ошибочно, данный день являлся выходным, и прием корреспонденции в этот день в прокуратуре не производился, фактически заявление было получено 27.08.2019.
Полагает, что получение прокуратурой Бобровского района заявления как 24 так и 27 августа, при принятии решения и направлении 30.08.2019 принятого решения по заявлению, не имеет юридического значения, так как решение по заявлению принято и направлено в предусмотренный п. 3.5. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ 7-ми дневный срок.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны прокурора Бобровского района бездействия, поскольку обращение Гришаева А.В. рассмотрено в установленные законом сроки, решение по заявлению принято в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Законом о прокуратуре, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, ответ дан заявителю в установленные сроки.
Вопреки доводам административного искового заявления прокурором Бобровского района, при рассмотрении заявления Гришаева А.В. от 20.08.2019 бездействия не допущено.
Сведения о наступлении для административного истца последствий, перечисленных в ст. 218 КАС РФ, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, поскольку обращение Гришаева А.В. рассмотрено уполномоченным должностным лицом в сроки и в порядке, установленные законом, правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Гришаева А.В. к прокурору Бобровского района Воронежской области Позднякову Г.В., Прокуратуре Воронежской области об оспаривании бездействий должностного лица, отказать в полном объеме.
Копию решения суда направить лицам, участвующим в деле, их представителям не позднее чем через три дня после дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Б. Васильева
Мотивированное решение составлено 04.12.2019