Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-647/2018 ~ М-533/2018 от 05.06.2018

Дело № 2-647/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сосногорский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Шибаковой Т.А.,

при секретаре Леонтьевой О.К.,

с участием помощника прокурора Матвеевой Т.А.,

представителя ответчика администрации МР «Сосногорск» Петрушиной К.О.,

представителя третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МР «Сосногорск» Мурина А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сосногорске 26 июня 2018 года гражданское дело по иску и.о. прокурора города Сосногорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сосногорск», Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МР «Сосногорск» об обязании совершить определенные действия,

установил:

И.о. прокурора г. Сосногорска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МР «Сосногорск» о возложении обязанности обеспечить наружное освещение, указав в обоснование, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части соблюдения требований по освещению улиц в темное время суток выявлено отсутствие освещения улицы <адрес> за исключением участка <адрес> в темное время суток. Отсутствие надлежащего освещения на дороге вдоль указанной улицы в темное время суток причиняет значительные неудобства гражданам, создает угрозу причинения вреда их здоровью и жизни, влечет реальную опасность возникновения аварийных ситуаций в сфере дорожного движения. В связи с изложенным и.о. прокурора, с учетом заявленного в порядке ст.39 ГПК РФ уточнения требований, просил суд обязать администрацию МР «Сосногорск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить непрерывное наружное освещение в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности на дороге вдоль <адрес>

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МР «Сосногорск».

В судебном заседании помощник прокурора г.Сосногорска Матвеева Т.А. на удовлетворении заявленных требований к администрации МР «Сосногорск» с учетом их уточнения настаивала, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МР «Сосногорск» Петрушина К.О. в судебном заседании, не оспаривая отсутствие освещения на заявленном прокурором территории, полагала, что организация благоустройства, в частности освещения улиц, относится к полномочиям Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МР «Сосногорск», для выполнения которых создан указанный хозяйствующий субъект.

Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МР «Сосногорск» Мурин А.Н. в судебном заседании, также не опровергая отсутствие освещения на заявленном участке <адрес> пояснил, что указанная прокурором обязанность не может быть возложена на Управление, поскольку оно входит в структуру администрации МР «Сосногорск» и для реализации возложенных на него задач и функций финансируется за счет средств бюджета муниципального района.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.45.1 Закона о местном самоуправлении вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.

В п.19 ч.1, ч.3 ст.14, п.4 ч.1 ст.15 и п.25 ч.1 ст.16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа (в частности, освещения улиц, электроснабжения населения). В связи с этим организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления, что также подтверждено Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в Письме от 18.09.2017 №33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения».

До принятия ДД.ММ.ГГГГ Советом ГП «Сосногорск» решения о ликвидации администрации городского поселения «Сосногорск», мероприятия по освещению улиц, в том числе на дороге вдоль <адрес> относились к полномочиям последней.

Между тем решением Совета МО МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ в ст.32 Устава муниципального образования муниципального района «Сосногорск» введен п.31, в силу которого и в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация муниципального района «Сосногорск» исполняет полномочия администрации городского поселения «Сосногорск».

При этом, как указано в ст.32 Устава обеспечение исполнительно-распорядительных функций по решению вопросов местного значения и полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные законодательством, относятся к полномочиям администрации района, которая в том числе: осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, обеспечивает безопасность дорожного движения на них, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.13); организует в пределах своей компетенции в границах муниципального района электроснабжение населения (п.14).

Согласно Положению об администрации муниципального района «Сосногорск», утвержденному решением Совета МО МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ основными задачами деятельности администрации являются создание необходимых условий для жизнеобеспечения населения на территории муниципального района «Сосногорск», обеспечение социально-экономического развития района, управление муниципальной собственностью и муниципальными финансами района, соблюдение законности, прав и свобод граждан.

Исходя из содержания Закона о местном самоуправлении, Устава муниципального образования муниципального района «Сосногорск», Положения об администрации муниципального района «Сосногорск» к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях. Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Не принятие мер по разрешению этих вопросов ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Пунктом 4.6 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что дороги должны иметь наружное освещение.

Согласно ст.ст. 6, 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2010 №783 введен в действие свод правил «СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение», которым установлены требования к наружному освещению городов, поселков и сельских населенных пунктов, автотранспортных тоннелей, а также порядок контроля за их состоянием в процессе эксплуатации.

В разделе 7 Свода правил указано, что освещение проезжей части участков улиц, дорог и площадей городских поселений со стандартной геометрией с регулярным транспортным движением следует производить исходя из норм средней яркости дорожных покрытий, слепящего действия и общей и продольной равномерности распределения яркости дорожного покрытия. Освещение проезжей части участков улиц, дорог и площадей городских поселений с нестандартной геометрией с регулярным транспортным движением следует проектировать исходя из норм средней горизонтальной освещенности дорожных покрытий, слепящего действия и равномерности распределения освещенности. Освещение проезжей части улиц, дорог и площадей городских поселений, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России и севернее 66° северной широты в европейской части России, следует проектировать исходя из норм средней горизонтальной освещенности, слепящего действия и равномерности распределения освещенности дорожного покрытия. Не допускается в ночное время частичное отключение светильников при однорядном их расположении и установке по одному светильнику на опоре, а также на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений. Для надежной ориентации водителей и пешеходов светильники должны располагаться таким образом, чтобы образуемая ими линия ясно и однозначно указывала на направление дороги.

Доказательств того, что территория <адрес> находится в собственности иного лица, администрацией МР «Сосногорск» суду не представлено. Следовательно, названная улица и прилегающая к ней территория, находящаяся в границах муниципального образования, является муниципальной.

Исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, оценив установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что администрация МР «Сосногорск», являясь органом местного самоуправления, обязана принять необходимые меры для обеспечения наружного освещения на дороге вдоль <адрес> с целью соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также обеспечение безопасности дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Данная обязанность напрямую возложена нормами закона на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с контролем и организацией разработки проекта, несения затрат и установки конструкций уличного освещения.

В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе рассмотрения дела администрация МР «Сосногорск» не оспаривала, что освещение на спорном участке улицы отсутствует. Вопросы, связанные с выбором конкретного способа реализации возложенной на органы местного самоуправления действующим федеральным законодательством публично-правовой обязанности, а именно конкретного способа обеспечения уличного освещения подлежат разрешению на стадии исполнения с учетом установленных технических требований. Каких-либо доказательств, на которые администрация МР «Сосногорск» ссылается как на основания своих возражений, в суд не представлено.

Напротив, как следует из материала проведенной прокуратурой г.Сосногорска проверки освещение на дороге вдоль <адрес> не организовано, из ответов администрации МО МР «Сосногорск», в том числе на представление и.о. прокурора г.Сосногорска об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ответчику известно об отсутствии уличного освещения и о мероприятиях, которые требуется произвести для его восстановления, равно как и об отсутствии условий безопасности дорожного движения в темное время суток на спорном участке дороги, наличии угрозы жизни и здоровью людей, о которых указано в ответе ОГИБДД ОМВД России по г.Сосногорску от ДД.ММ.ГГГГ .

Оценив собранные по делу доказательства, учитывая приведенные правовые нормы и принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора, который согласно ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Суд также учитывает требования ч.2 ст.206 ГПК РФ о том, что при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, в решении устанавливается срок, в течение которого оно должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон. С учетом установленных по делу обстоятельств, бюджетного процесса, регламентирующего порядок формирования муниципального бюджета, определения его расходных обязательств, распределения и расходования бюджетных средств, суд приходит к выводу, что заявленный прокурором срок исполнения обязанности отвечает указанным критериям.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление и.о. прокурора г.Сосногорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района «Сосногорск» удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Сосногорск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить непрерывное наружное освещение в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности на участке дороги вдоль <адрес>

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.А. Шибакова

Копия верна: судья

2-647/2018 ~ М-533/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ио.прокурора г. Сосногорска
Ответчики
администрация МР "Сосногорск"
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Шибакова Т.А.
Дело на странице суда
sosnsud--komi.sudrf.ru
05.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2018Передача материалов судье
08.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2018Судебное заседание
26.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2018Дело оформлено
27.07.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее