№ 2а-684/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Боровичи Новгородской области 17 июня 2020 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Кудрявцевой Е.М.,
при секретаре Партанской Г.С.,
с участием представителя административного истца-Администрации Боровичского муниципального района Корнеевой О.А.,
административного ответчика- судебного пристава-исполнителя ОСП Боровичского, Любытинского и Мошенского районов УФССП России по Новгородской области Ивановой Т.В.,
представителя административного ответчика - ОСП Боровичского, Любытинского и Мошенского районов УФССП России Василенко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Боровичского муниципального района к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области, Отделу судебных приставов Боровичского, Любытинского и Мошенского районов УФССП по Новгородской области, судебному приставу-исполнителю ОСП Боровичского, Любытинского и Мошенского районов УФССП России по Новгородской области Ивановой Татьяне Валентиновне об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация Боровичского муниципального района обратилась с вышеназванным административным иском, в обоснование указав, что является должником по исполнительному производству №-ИП, возбужденному постановлением административного ответчика от 22.11.2018 г. на основании исполнительного листа №2а- 394/2018 от 05.09.2018 г., выданного Боровичским районным судом по вступившему в законную силу 14.04.2018 г. решению, предмет исполнения: обязать Администрацию Боровичского муниципального района привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», СНиП 23-05-95 «Естественное освещение и искусственное освещение» искусственное наружное освещение улиц и автомобильных дорог общего пользования местного значения на следующих участках:<адрес> от <адрес> до <адрес> <адрес>, <адрес>; <адрес>, на участке от <адрес> до <адрес>; <адрес> на участке от <адрес> до мостового сооружения через <адрес>; <адрес> до переезда в направлении мкр. Комбикормового завода <адрес>.
Административный ответчик постановлением от 13.03.2020 г. установил административному истцу исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Постановление о взыскании исполнительского сбора поступило в адрес Администрации Боровичского муниципального района 21.04.2020 года. Оспариваемым постановлением установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа -20.04.2020 года. При этом требование об исполнении решения, в котором срок исполнения указан 20.04.2020 г. поступило в адрес административного истца 21.04.2020 г.
Администрацией Боровичского муниципального района направлено заявление в Боровичский районный суд о предоставлении отсрочки исполнения вышеуказанного решения суда.
Административный истец полагает, что принял меры по исполнению судебного акта.
Ссылаясь на положения ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Администрация Боровичского муниципального района просит суд освободить ее от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением от 13.03.2020 года.
По инициативе суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Боровичский межрайонный прокурор - взыскатель по исполнительному производству.
В судебном заседании представитель административного истца-Администрации Боровичского муниципального района Корнеева О.А. поддержала заявленные требования по вышеизложенным основаниям, дополнительно пояснила, что в настоящее время во исполнение решения суда ведутся работы по <адрес>, в остальной части решение не исполнено по причине отсутствия финансирования.
Представитель административного ответчика- ОСП Боровичского, Мошенского и Любытинского районов УФССП России по Новгородской области Василенко Н.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем обоснованно.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ОСП Боровичского, Мошенского и Любытинского районов УФССП по Новгородской области Иванова Т.В. также возражала против удовлетворения иска, поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства Администрацией своевременно получено, в декабре 2018 г. Администрации была предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 01 июня 2019 г. Последующие заявления об отсрочке исполнения решения оставлены судом без удовлетворения, однако решение в полном объеме до настоящего времени не исполнено.
Представитель административного ответчика- УФССП России по Новгородской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Заинтересованное лицо – Боровичский межрайонный прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1, 2, 6, 7 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 указанной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора ( ст. 112 Федерального закона « Об исполнительном производстве»).
Как следует из п. 75 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 г. № 50 « О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства), при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что за исключением субъектов предпринимательской деятельности, иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 35 Конституции РФ недопустимо.
В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Боровичского районного суда от 13 марта 2018 года на Администрацию Боровичского муниципального района возложена обязанность привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», СНиП 23-05-95 «Естественное освещение и искусственное освещение» искусственное наружное освещение улиц и автомобильных дорог общего пользования местного значения на следующих участках: <адрес> от <адрес> до <адрес> <адрес>, <адрес>; <адрес>, на участке от <адрес> до <адрес>; <адрес> на участке от <адрес> до мостового сооружения через <адрес>; <адрес> до переезда в направлении мкр. Комбикормового завода <адрес>.
22.11.2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП Боровичского, Любытинского и Мошенского районов УФССП по Новгородской области Ивановой Т.В. на основании исполнительного листа №2а- 394/2018 возбуждено исполнительное производство с установлением 5-дневного срока для добровольного исполнения.
Копия постановления получена должником-Администрацией Боровичского муниципального района 30 ноября 2018 г.
Определением Боровичского районного суда от 24.12.2018 г. Администрации Боровичского муниципального района предоставлена отсрочка исполнения решения Боровичского районного суда по делу № 2а-394/2018 на срок до 01 июня 2019 года.
Определениями Боровичского районного суда от 03 сентября 2019 г. и 25 мая 2020 г. Администрации Боровичского муниципального района отказано в предоставлении отсрочки.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Боровичского, Любытинского и Мошенского районов УФССП России по Новгородской области Ивановой Т.В. от 13.03.2020 года с Администрации Боровичского муниципального района взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей по причине неисполнения решения суда в установленный законом срок.
Материалами дела подтверждается, что должник своевременно получил копию постановления о возбуждении исполнительного производства, до настоящего времени решение суда в полном объеме не исполнил.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Совершенные Администрацией Боровичского муниципального района во исполнение решения суда действия не свидетельствуют о проявлении достаточной заботливости и осмотрительности, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
В тоже время, размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен.
Принимая во внимание, что возложенная на Администрацию Боровичского муниципального района обязанность требует значительных финансовых затрат и частично исполнена, с учетом характера совершенного правонарушения, степени вины административного истца, его материального положения, с учетом мнения судебного пристава-исполнителя, суд приходит к выводу о возможности снизить размер исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 173-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Администрации Боровичского муниципального района удовлетворить частично
Уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с Администрации Боровичского муниципального района, по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП Боровичского, Мошенского и Любытинского районов №-ИП от 13 марта 2020 года, до 37500 рублей
В удовлетворении остальной части заявленных требований,-отказать
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца в апелляционном порядке.
Судья Е.М.Кудрявцева
Мотивированное решение изготовлено «25» июня 2020 года