Дело №2-1/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«19» февраля 2015 года
Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Кривенковой М.М.,
при секретаре Бродовской Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалевой ГВ к Администрации г. Ростова-на-Дону, МКУ «УЖКХ» Пролетарского района» г. Ростова-на-Дону, Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону о сохранении комнаты в перепланированном состоянии, признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Ковалева ГВ обратилась в Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону с иском к Администрации г. Ростова-на-Дону, Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, МКУ «УЖКХ Пролетарского района» г. Ростова-на-Дону признании права собственности на жилое помещение, комнату № площадью 22,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, ссылаясь в обоснование исковых требований на следующие обстоятельства.
В указанной комнате она проживает на основании договора соцнайма, заключенного с ней на основании ордера (путевки).
Ранее в приватизации жилых помещений истец не участвовала, что подтверждается соответствующей справкой.
В период проживания с разрешения исполнительного директора общежития, она за собственные средства произвела перепланировку в комнате, а именно демонтировала подоконную часть стены и произвела монтаж оконного и дверного блока, в результате общие параметры комнаты не изменились, был образован выход на лоджию.
В порядке ст. 39 ГПК РФ истица уточнила исковые требования, просила сохранить спорное жилое помещение в перепланированном состоянии и признать на него право собственности в порядке приватизации.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала, просила об их удовлетворении по основаниям указанном в иске.
Интересы ответчика - МКУ «Управления жилищно-коммунального хозяйства Пролетарского района» г. Ростова-на-Дону, в судебном заседании представляла Жученко Е.А. на основании доверенности от 12.01.2015 года (л.д.36), просила отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснила, что здание имеет статус общежития, на жилые помещения в нем зарегистрировано право оперативного управления, в связи с чем приватизация в нем невозможна в силу закона. Договор социального найма был заключен по поручению администрации г.Ростова-на-Дону. Организация, которая предоставляла истцу помещение в связи с трудовыми отношениями, не была собственником общежития.
Ответчики - Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, Администрации г. Ростова-на-Дону в судебное заседание, о времени и месте проведения которого извещены надлежащим образом, своих представителей не направили, не ходатайствовали перед судом об отложении дела, дело рассмотрено в их отсутствии, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив доказательства представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 2 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает право граждан, занимающих жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (ст. 11 названного Закона).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что с 1992г. истица зарегистрирована по адресу: <адрес> ком. 336(л.д.8,9). Вместе с ней в спорной комнате зарегистрированы члены ее семь: муж ФИО6 и дочери ФИО7 и ФИО8, которые от участия в приватизации отказались (л.д.47-49).
С разрешения исполнительного директора общежития, истица за собственные средства произвела перепланировку в комнате, а именно демонтировала подоконную часть стены и произвела монтаж оконного и дверного блока, в результате общие параметры комнаты не изменились, был образован выход на лоджию.
Согласно заключению № произведенная истицей перепланировка не влеят на несущую способность здания, не создает угрозу для жизни и здоровья граждан (л.д.50-80).
В соответствии с ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
04.06.2014г. на спорную комнату зарегистрирован договор социального найма с ФИО6, вместе с ним в жилое помещение вселены его жена Ковалева ГА и дети ФИО8 и ФИО7(л.д.4-7).
Общежитие, в котором истец проживает изначально, согласно плану приватизации, было включено в уставный капитал АООТ «<данные изъяты>».
В 2013 году правопреемник АООТ <данные изъяты>» ЗАО «<данные изъяты>» безвозмездно передало данное общежитие в собственность г.Ростова-на-Дону, а 11 сентября 2013 года на общежитие, было зарегистрировано право муниципальной собственности и передано на баланс МКУ «УЖКХ Пролетарского района» г.Ростова-на-Дону, закрепив за ним на праве оперативного управления (л.д.10, 11).
В соответствии со ст.6 Закона РФ № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст.18 Закона РФ №1541-1, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления.
В силу ст.217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Корреспондирующая ей ст.235 ГК РФ устанавливает, что по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. При этом, наряду с правом органа местного самоуправления (собственника) передать имущество (жилые помещения) в частную собственность, возникает право гражданина, отвечающего установленным законом условиям, требовать приватизации соответствующего имущества.
Постановлением Мэра г.Ростова-на-Дону № от 04 сентября 2013 года общежитие общей площадью 5074 кв.м. (этажность: 5), по адресу: <адрес>, находящееся в собственности ЗАО «<данные изъяты>», на безвозмездной основе было принято в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону и передано на баланс МКУ «УЖКХ Пролетарского района» г.Ростова-на-Дону, закрепив за ним на праве оперативного управления, что подтверждается ответом ДИЗО г. Ростова-на-Дону направленного в адрес суда (л.д.41).
Основания вселения истицы в спорные комнаты и право пользования указанным жилым помещением ответчик не оспорил
Из буквального смысла ст. 7 Закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Кроме того, согласно разъяснениям Верховного суда РФ от 07.06.2006 года и 14.06.2006 года, общежития, которые принадлежат государственным и муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органом местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
То есть, на возникшие правоотношения распространяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Необходимо также учитывать, что приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальную собственность (муниципальный жилищный фонд), могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность при условии, если это жилое помещение является изолированным.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в силу положений ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Указанные обстоятельства также нашли свое отражение в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года.
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации указанного права.
В силу положений ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Принимая во внимание, что жилая комната, предоставленные в пользование истицы является изолированной, ее перепланировка не нарушает прав третьих лиц, не создает угрозу жизни здоровью граждан, а также то обстоятельство, что истица ранее в приватизации не участвовала, суд приходит к выводу о наличии оснований для сохранения комнаты в перепланированном состоянии, и у истицы права на получение спорного жилого помещения в собственность бесплатно, в порядке приватизации.
Оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности, с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ковалевой ГВ удовлетворить.
Сохранить жилое помещение-комнату № площадью 22,4 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> в перепланированном состоянии.
Признать за Ковалевой ГВ в порядке приватизации право собственности на жилое помещение комнату № общей площадью 22,4 кв. м., в том числе жилой 22,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, прекратив право муниципальной собственности на указанную комнату
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 24 февраля 2015 года.
Судья