Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1675/2012 ~ М-463/2012 от 06.02.2012

дело № 2-1675/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пушкино 23 мая 2012 года

Пушкинский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Лютой О.В.

при секретаре Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О. к ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области, администрации Пушкинского муниципального района о признании незаконным отказа в приостановлении осуществления кадастрового учета, отказа в учете изменений объекта недвижимости, обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, признании права собственности на земельный участок,

установил:

О. обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконным решения ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости, обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 965 кв.м. с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>; признании незаконным решения ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления кадастрового учета и решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка , признании права собственности на земельный участок площадью 965 кв.м., расположенный по вышеуказанному адресу.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ему отказано в постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 965 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, со ссылкой на то, что площадь земельного участка превышает более чем на десять процентов от площади земельного участка по правоустанавливающим документам. Истец полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку нарушает его право на оформление земельного участка в собственность в полном размере.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено СНТ «Беркут».

В судебном заседании представители истца по доверенности А., Н. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен (л.д.77), возражений по заявленным требованиям не представил.

Представитель администрации Пушкинского муниципального района по доверенности К. иск не признал, пояснив, что истцу предоставлен земельный участок площадью 600 кв.м. Сведений о том, что земельный участок площадью 965 кв.м. имеет ту же категорию земель, что и земельный участок площадью 600 кв.м., истцом не представлено.

Представитель СНТ «Беркут» в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен (л.д.75), ранее в судебном заседании иск О. поддержал, просил удовлетворить.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Правоотношения, возникшие между сторонами, регулируются нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Постановлением Главы администрации Пушкинского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за садоводческим товариществом «Беркут» закреплены земли общего пользования в коллективную совместную собственность площадью 1,02 га, за членами СТ «Беркут» закреплены земли площадью 4,98 га в соответствии с прилагаемым списком. Утвержден план границ отведенного земельного участка общей площадью 6,0 га (л.д.69). О. в собственность передан земельный участок площадью 600 кв.м. (л.д.8-8 оборот), выдано свидетельство о праве собственности на землю (лд.9), земельный участок поставлен на кадастровый учет (л.д.10).

В свидетельстве о праве собственности истца на землю площадь земельного участка указана 600 кв.м.

Постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, отнесен к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения (л.д.14).

Согласно геодезическим измерениям, проведенным при межевании земельного участка истца в 2011 году, фактическая площадь земельного участка в существующих границах составила 965 кв.м., данные границы согласованы смежными землепользователями, а также председателем СНТ «Беркут», в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии спора по границам земельного участка истца (л.д.23-35).

Из пояснений представителей истца в судебном заседании следует, что собранная землеустроительная документация по участку была передана истцом в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области.

ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области принято решение об отказе осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, со ссылкой на не соответствие заявления и представленных для кадастрового учета документов по форме и содержанию требованиям Закона, а именно, что образуется новый земельный участок в результате перераспределения земельного участка площадью 600 кв.м. и земель Пушкинского района, муниципальная собственность на которые не разграничена.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ «гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы».

Согласно ст. 255 ГПК РФ к таким решениям, действиям (бездействиям) относятся, в том числе и те, в результате которых «нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод».

Это право предоставлено и ч. 13 ст. 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон № 221-ФЗ), согласно которому решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

Как установлено судом, спорный земельный участок находится у истца на праве собственности.

Статья 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон № 221-ФЗ) содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении кадастрового учета, одним из которых в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона № 221-ФЗ является: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

По указанному основанию истцу было отказано в осуществлении кадастрового учета.

В соответствии со ст. 22 Закона № 221-ФЗ 1. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы:

2) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

3) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте капитального строительства);

4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости);

5) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

7) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

8) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке);

9) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений);

10) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении).

Истцом были представлены все необходимые документы для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Отказ ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области» в осуществлении кадастрового учета со ссылкой на не соответствие заявления и представленных для кадастрового учета документов по форме и содержанию требованиям Закона суд находит необоснованным.

Ссылка в решении ответчика на то, что муниципальная собственность не разграничена на образуемый новый земельный участок из земель Пушкинского района, несостоятельна по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004г. № 172-ФЗ 1. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

2. В случае, если категория земель указана не в документах государственного кадастра недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в документы государственного кадастра недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

3. В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

4. В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

5. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

6. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона.

7. Сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение тридцати дней бесплатно вносятся в государственный кадастр недвижимости по заявлению правообладателя земельного участка. Внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отнесении земельного участка к определенной категории земель осуществляется в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Земельный участок О. площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> отнесен к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для садоводства.

В соответствии с ч. 5 ст. 27 Закона 221-ФЗ в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение, в том числе, об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 2 ноября 2006 г. N ВК/1699 «Об уточнении площади и границ земельного участка и выдаче кадастрового плана земельного участка для целей межевания» разъяснено, что в случае если уточненная площадь земельного участка в документах о межевании (описании земельного участка), представленных для проведения государственного кадастрового учета или учета текущих изменений характеристик земельного участка, отличается от площади земельного участка, указанной в правоустанавливающем документе на такой земельный участок, на величину, не превышающую минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти или органов местного самоуправления (статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации), то государственный кадастровый учет проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.

В соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» разрешается регистрировать право собственности на земельный участок по фактической уточненной площади, даже если она превышает площадь, указанную в документах, удостоверяющих права граждан на земельные участки, но не более чем на минимальный размер, установленный правовыми нормативными актами субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления для земельных участков различного целевого и разрешенного использования.

В соответствии с Законом Московской области от 17.06.2003г. № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» минимальный размер земельного участка для садоводства составляет 0,06 га.

Суд приходит к выводу, что содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка истца не превышает указанную в постановлении площадь более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с указанным выше нормативным актом Московской области для земель с целевым назначением – для ведения садоводства.

Указание в решении ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области на образование нового земельного участка в результате перераспределения ранее учтенного земельного участка и земель Пушкинского муниципального района, муниципальная собственность на которые не разграничена, не основан на Законе и представленных для осуществления кадастрового учета документах.

Границы ранее учтенного земельного участка истца не были установлены в соответствии с действующим земельным законодательством (л.д.10), в связи с чем, площадь предоставленного О. в собственность земельного участка подлежала уточнению.

Категория ранее учтенного земельного участка установлена и распространяется на земельный участок в уточненных границах, в связи с чем, у ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области не было препятствий для учета сведений об уточненной площади земельного участка истца, содержащихся в представленных документах о его межевании (л.д.23-35).

По указанным выше основаниям суд также считает незаконным решение ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления кадастрового учета спорного земельного участка и решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений земельного участка.

В соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Истцу земельный участок предоставлен в СНТ «Беркут» для ведения садоводства. Постановлением Пушкинского муниципального района земельный участок отнесен к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, в связи с чем, у ответчика не имелось правовых оснований для приостановления кадастрового учета и отказа в осуществлении кадастрового учета указанного земельного участка.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Частью 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу ч.2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Истец является членом СНТ «Беркут», за ним закреплен земельный участок площадью 600 кв.м.

По инициативе истца выполнены землеустроительные работы, по результатам составлен межевой план (л.д.23-35). Границы земельного участка согласованы смежными землепользователями (л.д.33 оборот). В материалы дела представлены проект застройки СНТ «Беркут», выкопировка из генплана, из которых следует, что земельный участок находится в границах отвода СНТ и соответствует фактическому пользованию (л.д.78-80,91).

Действующее законодательство предусматривает упрощенный порядок оформления в собственность ранее выделенного под садоводство земельного участка, при этом законодатель имел цель предоставить возможность оформить права при наличии любых документов, подтверждающих законность владения данным недвижимым имуществом, что связано с несовершенством ранее действующего законодательства и частым изменением порядка оформления прав на землю, длительностью процедур оформления.

При таких обстоятельствах иск О. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск О. к ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области, администрации Пушкинского муниципального района о признании незаконным отказа в приостановлении осуществления кадастрового учета, отказа в учете изменений объекта недвижимости, обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, признании права собственности на земельный участок удовлетворить.

Признать за О. право собственности на земельный участок площадью 965 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для садоводства.

Признать решения ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и отказе в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка площадью 965 кв.м. с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> необоснованными.    

Обязать Пушкинский отдел ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости – земельного участка площадью 965 кв.м. с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка, с указанием категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для садоводства.

Решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:

2-1675/2012 ~ М-463/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Орлов Владимир Иванович
Ответчики
Администрация Пушкинского района
Филиал ФГБУ"ФКП Росреестра"
Другие
Ананенков Андрей владимирович
Нефедова Наталья Александровна
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Судья
-Лютая Олеся Владимировна
Дело на странице суда
pushkino--mo.sudrf.ru
06.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2012Передача материалов судье
09.02.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2012Подготовка дела (собеседование)
22.03.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2012Судебное заседание
02.05.2012Судебное заседание
23.05.2012Судебное заседание
01.07.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2012Дело оформлено
17.07.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее