Дело № 2-2308/2016
Решение
Именем Российской Федерации
23 мая 2016 года г. Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Кривенковой М.М.,
при секретаре Захарцевой Д.Ю.,
с участием
помощника прокурора Пролетарского района г.Ростова-на-Дону Филипповой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пролетарского района города Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «ЖЭУ-5» о понуждению к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пролетарского района г. Ростова-на-Дону обратился в Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «ЖЭУ-5» о понуждению к совершению определенных действий, ссылаясь в обоснование исковых требований на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Пролетарского района г. Ростова-на-Дону в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст.ст. 21,22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка исполнения требований законодательства в жилищнокоммунальной сфере организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. В ходе которой, установлено, что управление многоквартирным домом, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора осуществляет МУП «ЖЭУ-5».
Согласно представленным в ходе проверки документам и объяснениям многоквартирный дом по адресу: <адрес>, газифицированы.
Собственниками помещений указанных многоквартирных домов в г. Ростову-на-Дону обязанность по содержанию общего имущества, в том числе системы газоснабжения, предусмотренная ст. 158 ЖК РФ, реализуется посредством внесения МУП «ЖЭУ-5» платы за содержание и ремонт (ст. 154 ЖКРФ).
При этом, управляющая организация МУП «ЖЭУ-5» не имеет лицензии на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования.
По причине данных нарушений, в силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор Пролетарского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с требованиями о понуждению МУП «ЖЭУ-5» устранить нарушения законодательства в жилищно-коммунальной сфере путем заключения договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, со специализированной организацией (л.д.5).
В судебном заседании помощник прокурора Пролетарского района г. Ростова-на-Дону Филиппова Е.А. поддержала исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме по основаниям указанным в иске.
В судебное заседание ответчик - МУП «ЖЭУ-5» о времени и месте проведения, которого извещен надлежащим образом (л.д.29), представителя, для защиты своих интересов не направил, ходатайств об отложении в канцелярию Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от ответчика не поступало.
В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося ответчика, извещенного о слушании надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, исследовав доказательства представленные в материалах настоящего дела, оценив их в совокупности в ходе рассмотрения дела по существу, суд приходит к следующим выводам.
Прокуратурой в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст.ст. 21,22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проводится проверка исполнения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в феврале 2016 года Прокуратурой Пролетарского района г. Ростова-на-Дону осуществлялась проверка деятельности управляющей компании МУП «ЖЭУ-5» по вопросу заключения договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение в многоквартирных домах (л.д.6-17).
В ходе, которой, установлено, что управление многоквартирным домом, расположенного по адресу: <адрес>, осуществляет МУП «ЖЭУ-5» (л.д.15-17).
Согласно представленным в ходе проверки документам многоквартирный дом по адресу: <адрес> газифицированы (л.д.7). Управляющая организация МУП «ЖЭУ-5» не имеет лицензии на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования. В виду того, что стоимость работ на техническое обслуживание газового оборудования выходит за пределы суммы статьи содержание и ремонт являющимся единственным источником прибыли управляющей компании, ответчиком поэтапно осуществляется заключение договоров с АО «Ростовгоргаз» на техническое обслуживание и ремонт газового оборудование, о чем свидетельствует ответ за исх. № от 28.03.2016 года (л.д.13,14).
Управление многоквартирным домом в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, которое в свою очередь должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей, должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, а также постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме регулируются, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491, в состав общего имущества включаются, в том числе газовое оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, устанавливают, что газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно- диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, а также допускают приостановление подачи газа потребителям ввиду отсутствия действующих договоров о техническом обслуживании и ремонте (пункты 131 и 132).
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170, предусмотрены обязательные требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, ответственные за техническое состояние внутренних устройств газоснабжения, возложение контроля за соблюдением правил пользования газом на пользователя и организацию по обслуживанию жилищного фонда.
Так, в соответствии с п. 5.5.6 Правил № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в том числе, своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Таким образом, нормы жилищного законодательства предусматривают, что обеспечение надлежащего технического состояния внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которое означает, прежде всего, поддержание исправности этого оборудования, осуществляется путем технического обслуживания и ремонта на основании комплексного договора о техническом обслуживании и ремонте, заключенного со специализированной организацией.
Собственниками же помещений указанных многоквартирных домов в г. Ростове-на-Дону обязанность по содержанию общего имущества, в том числе системы газоснабжения, предусмотренная ст. 158 ЖК РФ, реализуется посредством внесения МУП «ЖЭУ-5» платы за содержание и ремонт (ст. 154 ЖК РФ).
Газоснабжение, в отличие от других коммунальных услуг, сопряжено с повышенным риском возникновения аварий, большинство из которых сопровождается человеческими жертвами, разрушением жилых зданий.
Применяемый во исполнение Федерального закона от 30.12.2009 № 384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» национальный стандарт РФ «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ Р 22.1.12 - 2005)» от 28.03.2005 № 65-ст, указывает, что жилые здания, включая системы газоснабжения, являются потенциально опасными объектами, создающими реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации (п. 4.4).
Частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и утвержденных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, урегулированы Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 года № 410 (далее по тексту - Правила).
Согласно п. 3 Правил взрывобезопасность, механическая, пожарная, термическая, химическая, экологическая и электрическая безопасность, а также исправность внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в процессе их использования и содержания достигаются путем технического обслуживания и ремонта указанного оборудования, выполняемых на основании договора, заключаемого между заказчиком и исполнителем, а также соблюдения указанными сторонами договора иных требований, предусмотренных настоящими Правилами и инструкцией по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.
По причине потенциальной опасности эксплуатации и ремонта газового оборудования п. 4 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 (далее - Правила № 410), установлено, что безопасное использование и содержание внутридомового газового оборудования обеспечиваются путем осуществления комплекса работ (услуг), в том числе технического обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, аварийно-диспетчерского обеспечения.
В силу п.п.6, 7 Правил № 410 работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией, а аварийно-диспетчерское обеспечение - аварийно-диспетчерской службой на основании договора, заключенного между заказчиком и исполнителем.
При этом в соответствии с п. 17 Правил № 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома являются: управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению.
При рассмотрении дела установлено, что управляющей организацией МУП «ЖЭУ-5» в нарушение названных требований законодательства не заключались договоры со специализированными организациями на проведение работ по техническому обслуживанию и ремонт внутридомового газового оборудования жилого дома № по <адрес> (л.д.6-8,13,14).
Осуществление газоснабжения потребителей при несоблюдении условий надлежащего содержания и ремонта внутридомового газового оборудования специализированной организацией, создает угрозу и опасность причинения вреда жизни и здоровья неопределенному кругу лиц и не обеспечивает их конституционное право на охрану здоровья, предусмотренное ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. Несоблюдение требований законодательства о технической эксплуатации внутридомового газового оборудования ставит под угрозу защищенность жизни здоровья граждан, сохранность их имущества, а также создает реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
Ответчик МУП «ЖЭУ-5» в судебное заседание не явился, возражений и доказательств согласно ст. 56 ГПК РФ, на заявленные требования не представил, что в силу ст. 150 ч.2 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в нем материалам.
Таким образом, исследовав все обстоятельства дела в их совокупности, суд находит исковые требования прокурора, заявленные в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12,194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Пролетарского района города Ростова-на-Дону к МУП «ЖЭУ-5» - удовлетворить.
Обязать МУП «ЖЭУ-5» устранить нарушения законодательства в жилищно-коммунальной сфере путем заключения со специализированной организацией договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 мая 2016 года.
Судья: