Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1368/2014 ~ М-1184/2014 от 08.07.2014

Дело № 2-1368/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Каменск-Уральский 22 октября 2014 года

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Земской Л.К.

при секретаре Тараховой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Каменска-Уральского, Отраслевому органу администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству г.Каменска-Уральского», МКУ «Управление городского хозяйства» об обязании организовать наружное искусственное освещение,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Каменска-Уральского обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Каменска-Уральского, указав, что в результате проведенной прокуратурой города Каменска-Уральского проверки состояния законности в сфере выполнения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения было установлено, что в д.Волкова г.Каменска-Уральского отсутствует наружное освещение на следующих улицах:

- ул. 1-я Набережная - из 5 установленных опор электроснабжения светильник старого образца на 1 опоре;

- ул. Штукатуров - из 4 установленных опор электроснабжения 1 светильник старого образца с разбитой лампочкой у дома №37; на участке от ул. 1-ой Набережной до ул. 1 Мая освещение отсутствует;

- ул. Куйбышева - из 9 установленных опор электроснабжения светильник старого образца на 1 опоре возле дома №14;

- ул. Столяров - из 17 установленных опор электроснабжения светильник на 1 опоре возле дома №6;

- ул. Папанинцев - из 13 установленных опор электроснабжения светильники на 2 опорах возле домов №29 и №65;

- ул. Бетонщиков - из 9 установленных опор электроснабжения светильник на 1 опоре возле дома №23;

- ул. Бабушкина - из 13 установленных опор электроснабжения светильник на 3 опорах;

- ул. Социалистическая - наружное уличное освещение отсутствует;

- ул. Овражная - из 15 установленных опор электроснабжения светильник на 1 опоре возле дома №5а;

- ул. Герцена - наружное уличное освещение отсутствует;

- ул. Декабристов - наружное уличное освещение отсутствует;

- ул. Плотины - наружное уличное освещение отсутствует;

- ул. Февральской революции - в наличии 3 опоры, на которых установлены светильники;

- ул. Союзная - наружное уличное освещение отсутствует;

- пер. Советский - наружное уличное освещение отсутствует;

- ул. Волкова - на протяжении всего участка в наличии 6 светильников;

- ул. Малышева, ул. Славянская - на протяжении всего участка в наличии 4 светильника.

Указанные улицы внесены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Согласно предоставленной Администрацией города информации на территории д.Волкова г.Каменска-Уральского отсутствуют линии наружного освещения. На первом этапе инженерного обустройства территории д.Волкова проведено строительство потребительской линии для устойчивого электроснабжения жилых домов, на втором этапе планируется разработка проектно-сметной документации на строительство линии наружного освещения. Имеющиеся светильники установлены гражданами – владельцами частных домов.

Отсутствие наружного освещения в д.Волково г.Каменска-Уральского способствует ухудшению обстановки в сфере безопасности дорожного движения, незащищенности участников дорожного движения, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, затрудняет работу специальных служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, в том числе правоохранительных органов и медицинских работников, а также создает благоприятные условия для преступной и иной противоправной деятельности, что свидетельствует о наличии у прокурора права на обращение в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).

В полномочия ответчика входит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц), в связи с чем прокурор просил обязать Администрацию г.Каменска-Уральского организовать наружное искусственное освещение улиц в д.Волкова г. Каменска-Уральского в соответствии с нормами и правилами естественного и искусственного освещения и стандартами обеспечения безопасности дорожного движения в течении двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования прокурором были уточнены, в качестве соответчиков указаны Орган местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству г. Каменска-Уральского» (далее ОМС «КАиГ»), Отраслевой орган Администрации г.Каменска-Уральского по городскому хозяйству (далее Отраслевой орган по городскому хозяйству), а также МКУ «Управление городского хозяйства (далее МКУ «УГХ»). В соответствии с уточненными исковыми требованиями Прокурор г. Каменска-Уральского просит обязать ответчиков организовать проектирование и устройство наружного искусственного освещения улиц деревни Волкова г.Каменска-Уральского в соответствии с нормами и правилами искусственного освещения и стандартами обеспечения безопасности дорожного движения в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора г. Каменска-Уральского Павлов Д.В. заявленные требования с учетом уточнений поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, дал суду аналогичные объяснения. Настаивал на том, что выявленные факты нарушения ответчиками требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения противоречат интересам государства и общества в указанной сфере, создают потенциальную угрозу жизни и здоровью неограниченного количества участников дорожного движения. Дополнил, что поддерживает исковые требования в отношении перечня улиц, перечисленных в исковом заявлении, при этом дополнительная проверка нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в д.Волкова г.Каменска-Уральского проводилась выборочно и свидетельствует только о наличии факта указанных нарушений. В ходе проведенных совместно с сотрудниками органов ИБДД проверок было установлено, что как таковые сети наружного освещения в д.Волкова г.Каменска-Уральского отсутствуют, имеются единичные светильники, установленные самовольно жителями на отдельных опорах, при этом опоры предназначены для сетей бытового снабжения, по которым электричество подается в жилые дома. Каких-либо приборов учета эти светильники не имеют, жителями также самовольно в нарушение всех существующих требований прямо на опорах установлены выключатели для этих светильников – индивидуально для каждого светильника на опоре, на которой он расположен. Единой спроектированной в соответствии с действующими нормами и правилами сети наружного освещения не имеется. На вопросы указал, что действительно каких-либо замеров не производилось, однако этого и не требуется, нельзя учитывать освещение, которое имеется от самовольно установленных единичных светильников в отсутствие единой сети.

Представитель Администрации МО «Каменск-Уральский» Белянина Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что Администрация города Каменска-Уральского является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, поскольку дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц) относится к компетенции Отраслевого органа администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, который осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств в отношении МКУ «УГХ», созданного для целей организации содержания городских автомобильных дорог и объектов безопасности дорожного движения в г.Каменске-Уральском. При этом полномочии и функции по строительству объектов инженерной инфраструктуры переданы ОМС «КАиГ», которое является главным распорядителем бюджетных средств, в том числе в части строительства объектов инженерной инфраструктуры. Просила учесть, что полномочия собственника муниципального имущества в МО г.Каменск-Уральский осуществляет ОМС «КУИ», на который в возложено в силу ст.210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества. (дата) между ОМС «КУИ» и ЗАО «Горэлектросеть» заключен договор аренды городского электросетевого комплекса, на основании которого во владение и пользование ЗАО передано имущество для самостоятельного предоставления услуг по подаче электрической энергии. Также указала, что бюджет муниципального образования утверждается не Администрацией, а Городской Думой г.Каменска-Уральского. Полагала, что предусмотренных ст.322 Гражданского кодекса РФ оснований для возложения на ответчиков солидарной ответственности не имеется. Помимо этого считала, что прокурором не доказано отсутствие искусственного освещения улиц д.Волкова, а также не подтверждено несоответствие имеющегося фактического освещения установленным нормам и правилам. Указанная позиция изложена также в письменном отзыве на иск, представленном в материалы дела.

Представитель ОМС «КАиГ» Родионова Ю.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указав, что ОМС «КАиГ» не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку осуществляет полномочия и некоторые функции по строительству новых объектов инженерной инфраструктуры на территории г.Каменска-Уральского. Однако, в связи с тем, что объекты наружного искусственного освещения улиц д.Волкова имеются, полномочия собственника в отношении указанных объектов осуществляет ОМС «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского», которое несет бремя содержания указанного имущества. ОМС «КАиГ» не осуществляет самостоятельно проектирование и строительство каких-либо объектов, для этого создано МКУ «Управление капитального строительства», которому и поручается исполнение указанных обязанностей. К полномочиям ОМС «КАиГ» не относятся вопросы благоустройства и дорожной деятельности. Просила в удовлетворении исковых требований к ОМС «КАиГ» отказать.

Представитель ответчика Отраслевого органа администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству Коновницин А.М., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам. В состоявшемся 28.08.2014 г. судебном заседании пояснил, что объекты наружного искусственного освещения, расположенные в д.Волкова не входят в состав муниципальной собственности г.Каменска-Уральского, в связи с чем их содержание не относится с компетенции Отраслевого органа администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству, а также МКУ «УГХ». Отраслевой орган осуществляет содержание тех объектов, которые имеются и находятся в муниципальной собственности, бюджетные средства не могут расходоваться на содержание не принадлежащего муниципальному образованию имущества.

Представитель ответчика МКУ «УГХ» Юровский А.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился. В ранее состоявшемся 28.08.2014 г. судебном заседании указал, что МКУ «УГХ» не является надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем просил в удовлетворении исковых требований прокурора к МКУ «УГХ» отказать. Пояснил, что прокурором не доказана ненадлежащая освещенность улиц в Д.Волкова, поскольку никаких замеров уровня освещенности не производилось. Также указал, что согласно Устава юридического лица (п.2.1) МКУ «УГХ» осуществляет содержание только тех объектов, которые находятся в муниципальной собственности и переданы учреждению в оперативное управление. Поскольку в данном случае по утверждению истца сети отсутствуют вообще, право муниципальной собственности на них не зарегистрировано, и имущество МКУ «УГХ» не передавалось, у них не имеется оснований и содержать его.

Представитель третьего лица ОМС «КУИ» в судебное заседание не явился. Согласно представленного в материалы дела письменного отзыва на иск, подписанного представителем ответчика Сергеевым О.А., действующим на основании доверенности, ОМС «КУИ» осуществляет полномочия только по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, полномочий по заявленным прокурором требованиям не имеет, связи с чем не может являться стороной по данному делу.

Представители третьих лиц МКУ «Управление капитального строительства г.Каменска-Уральского», ОГИБДД ММО МВД России «Каменск-Уральский» в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в срок, причин уважительности неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.

С согласия явившихся сторон на основании ст.167 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителей неявившихся ответчиков и третьих лиц.

Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав письменные доказательства в материалах гражданского дела, учитывая показания свидетеля Ш., допрошенного в судебном заседании 28.08.2014 г., суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст.46 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В силу ст.45 ч.1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из объяснений помощника прокурора Павлова Д.В. в судебном заседании, и представленных прокурором письменных материалов, Прокуратурой г.Каменска-Уральского совместно с отделом ГИБДД ММО МВД России «Каменск-Уральский» была проведена проверка, в ходе которой было установлено отсутствие единой сети наружного освещения на перечисленных в исковом заявлении улицах д.Волкова г.Каменска-Уральского Свердловской области.

Так (дата) прокурору г.Каменска-Уральского поступило от жителей д.Волкова г.Каменска-Уральского коллективное письменное обращение относительно отсутствия освещения на улицах в течение восьми лет, копия которого представлена в материалы гражданского дела.

Все указанные в исковом заявлении прокурором улицы согласно Постановления Администрации г.Каменска-Уральского от (дата) (с изменениями и дополнениями к нему) отнесены к перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Каменск-Уральский.

В ходе рассмотрения гражданского дела участниками процесса не оспаривалось и подтверждается представленными в материалы дела выписками из реестра муниципальной собственности от (дата) г., актов приема-передачи от (дата) г., (дата) г., (дата) г., (дата) г., (дата) г., (дата) г., (дата) г., (дата) г., (дата) г., (дата) г., (дата) г., что указанные прокурором в исковом заявлении дороги находятся в муниципальной собственности, переданы в оперативное управление МКУ «УГХ».

Несмотря на утверждения представителей ответчиков и третьих лиц в ходе рассмотрения гражданского дела на недоказанность прокурором отсутствия системы наружного искусственного освещения на указанных в иске улицах д.Волкова, суд находит данный факт установленным совокупностью представленных по делу доказательств.

Так помощником прокурора г.Каменска-Уральского Павловым Д.В. совместно с гос.инспектором службы дорожного надзора ОГИБДД ММО МВД России г.Каменск-Уральский (дата) был составлен акт, из которого следует, что в д.Волкова г.Каменска-Уральского отсутствует наружное освещение на следующих улицах ул. 1-я Набережная - из 5 установленных опор электроснабжения светильник старого образца на 1 опоре; ул. Штукатуров - из 4 установленных опор электроснабжения 1 светильник старого образца с разбитой лампочкой у дома №37; на участке от ул. 1-ой Набережной до ул. 1 Мая освещение отсутствует; ул. Куйбышева - из 9 установленных опор электроснабжения светильник старого образца на 1 опоре возле дома №14; ул. Столяров - из 17 установленных опор электроснабжения светильник на 1 опоре возле дома №6; ул. Папанинцев - из 13 установленных опор электроснабжения светильники на 2 опорах возле домов №29 и №65; ул. Бетонщиков - из 9 установленных опор электроснабжения светильник на 1 опоре возле дома №23; ул. Бабушкина - из 13 установленных опор электроснабжения светильник на 3 опорах; ул. Социалистическая - наружное уличное освещение отсутствует; ул. Овражная - из 15 установленных опор электроснабжения светильник на 1 опоре возле дома №5а; ул. Герцена - наружное уличное освещение отсутствует; ул. Декабристов - наружное уличное освещение отсутствует; ул. Плотины - наружное уличное освещение отсутствует; ул. Февральской революции - в наличии 3 опоры, на которых установлены светильники; ул. Союзная - наружное уличное освещение отсутствует; пер. Советский - наружное уличное освещение отсутствует; ул. Волкова - на протяжении всего участка в наличии 6 светильников; ул. Малышева, ул. Славянская - на протяжении всего участка в наличии 4 светильника.

(дата) помощником прокурора г.Каменска-Уральского Павловым Д.В. совместно с мастером участка по ремонту воздушных линий электропередач Каменск-Уральского РКЭС ЗАО «Комэнерго» Е. проведена проверка исполнения законодательства при организации наружного уличного освещения улиц д.Волкова г.Каменска-Уральского, по результатам которой составлен акт, копия которого с фототаблицей к нему представлены в материалы дела. При этом согласно пояснений помощника прокурора Павлова Д.В. в судебном заседании проверка была проведена выборочно по улицам, указанным в акте от (дата) Из акта от (дата) следует, что сети наружного уличного освещения в д.Волкова отсутствуют, на улицах Февральской Революции, Герцена и Союзной обнаружены отдельные светильники наружного освещения, расположенные на опорах бытовых линий электроснабжения, в части которых отсутствуют лампы, светильники подключены к сети помимо приборов учета, на части опор зафиксированы пакетные выключатели.

Помимо этого в материалы гражданского дела представлена многочисленная переписка жителей д.Волкова с органами местного самоуправления, из ответов которых на обращения жителей следует, что наружное искусственное уличное освещение в д.Волкова отсутствует, в том числе отсутствует сама система такого освещения (обращения жителей в Администрацию Красногорского района от (дата) г., в ОМС «КАиГ» (дата) г., в МКУ «УКС» (дата) г., письма главы Администрации Красногорского района от (дата) г., (дата) г., (дата) г., письмо Отраслевого органа от (дата) г., Администрации г.Каменска-Уральского от (дата) г., МКУ «УГХ» от (дата) г., ОМС «КАиГ» от (дата) г.).

Так первый заместитель главы города по городскому хозяйству Г. в сообщении от (дата) на имя зам.прокурора г.Каменска-Уральского А.В. указывает, что на территории д.Волкова отсутствуют линии наружного освещения, на первом этапе инженерного обустройства территории д.Волкова проведено строительство потребительской линии для устойчивого электроснабжения жилых домов, на втором этапе планируется разработка проектно-сметной документации на строительство линии наружного освещения, предложение о строительстве линии направлено в ОМС «КАиГ» для внесения изменений в план муниципальной программы «Реализация мероприятий в области градостроительной деятельности на территории муниципального образования город Каменск-Уральский на 2014-2016 годы». Соответствующее письмо на имя председателя ОМС «КАиГ» Т. (от (дата) г.) приложено к материалам дела.

В письме от (дата) начальник Отраслевого органа П., по сути подтверждая доводы прокурора по делу, указывает, что для проведения освещения на территории д.Волкова необходимо разработать проектно-сметную документацию. Глава города А. (дата) сообщает на обращение жительницы пер.Бабушкина Л., что для организации и последующей эксплуатации наружного освещения улиц жилого сектора Волкова необходимо разработать проектно-сметную документацию на строительство линий наружного освещения.

При этом необходимо отметить, что все ответы органов местного самоуправления по сути сводятся к тому, что поставленный гражданами в обращении вопрос не относится к компетенции именно этого созданного в МО г.Каменск-Уральский органа местного самоуправления, должен быть решен каким-то иным органом. По сути только позиция МКУ «УГХ» на протяжении как переписки, так и в судебном заседании остается неизменной (а именно отсутствие у них обязанности по обслуживанию сетей, которые не находятся в муниципальной собственности и не передавались им в оперативное управление).

Согласно представленных на запросы суда сообщений Каменск-Уральского отдела Управления Росреестра по Свердловской области от (дата) г., филиала «Южное БТИиРН» от (дата) г., не имеется сведений о зарегистрированных правах в отношении сетей наружного освещения на указанных прокурором в иске улицах.

Из сообщения председателя ОМС «КУИ» В. от (дата) следует, что сети наружного освещения перечисленных прокурором в иске улиц в реестре муниципальной собственности не числятся. Согласно сообщения МКУ «УГХ» от (дата) за подписью зам.главного бухгалтера П.Т. сети наружного освещения д.Волкова на балансе МКУ «УГХ» не числятся.

Проектирование и строительство наружных сетей освещения д.Волкова на момент рассмотрения дела не включено в принятые на территории МО г.Каменск-Уральский муниципальные программы, в частности представленные в дело в копиях участниками процесса программы «Реализация мероприятий в области градостроительной деятельности на территории МО г.Каменск-Уральский на 2014-2017 годы», «Обеспечение функционирования городского хозяйства на территории МО г.Каменск-Уральский на 2014-2016 годы», и не подкреплено соответствующим бюджетным финансированием, на что указали обе стороны в ходе рассмотрения гражданского дела.

Суд полагает обоснованными доводы стороны истца в иске и в судебных заседаниях о том, что наличие на части предназначенных для электроснабжения жилых домов частного сектора в д.Волкова самовольно установленных жителями светильников наружного освещения, подключенных в обход приборов учета, и имеющих пакетные выключатели (индивидуально для каждого светильника на опоре), не может расцениваться как наличие на указанных прокурором в иске улицах д.Волкова наружного искусственного освещения. Тем самым доводы представителей ответчиков о том, что не производилось замеров уровня освещенности от имеющихся источников освещения, не могут быть приняты во внимание как основание к отказу в удовлетворении иска.

В соответствии с п.1 ст.130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Вопросы местного значения согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 г.№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельно­сти населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления само­стоятельно. В силу ч.1 ст. 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относятся: организация освещения улиц; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и за­конных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Согласно ст.3 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу требований с ч. 4 ст. 6 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Ремонт и содержание дорог на террито­рии Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам; стандартам, техническим нормам и дру­гим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержа­ние автомобильных дорог (ст.12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожно­го движения»).

В соответствии с п.1 ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожно­го движения» мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния, оценке ее технического состояния, а также организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Пунктом 4.6 ГОСТа Р 50597-93 предусмотрено, что дороги должны иметь наружное освещение.

В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к Эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. (п. 4.6.1); допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. (п. 4.6.4).

Согласно п. п. 2.5, 2.6 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» на автомобильных дорогах на участках в пределах населенных пунктов следует предусматривать стационарное электрическое освещение. Освещение участков автомобильных дорог в пределах населенных пунктов следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 г. № 783 введен в действие свод правил "СНиП 23-05-95* "Естественное и искусственное освещение", разделом 7 которого установлены требования к освещению улиц, дорог и площадей, пешеходных переходов, пешеходных пространств.

В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 г. № 270-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по СП 52.13390.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*, на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток.

В соответствии с СП 52.13330.2011 Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95 Таблица 15, средняя освещенность дорожного покрытия, имеющего класс объекта Б, должна быть не менее 15 лк.

В соответствии с п. 7.44 СНиП 23-05-95 в ночное время допускается предусматривать снижение уровня наружного освещения городских улиц, дорог и площадей при нормируемой средней яркости более 0,4 кд/кв. м или средней освещенности более 4 лк путем выключения не более половины светильников, исключая при этом выключение подряд расположенных, либо без отключения светильников с помощью регулятора светового потока разрядных ламп высокого давления в установке до уровня не ниже 50 % ее нормируемого уровня наружного освещения. Допускается с целью получения дополнительной экономии электроэнергии в вечернее и утреннее темное время суток снижать регулятором уровень освещения: на 30 % при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимальной величины; на 50 % при уменьшении интенсивности до 1/5 максимальной величины. На улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0,3 кд/м2, или средней освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений частичное пли полное отключение освещения в ночное время не допускается.

Таким образом, обеспечение автомобильных дорог искусственным освещением в темное время суток является обязанностью владельцев дорог по обеспечению безопасного движения на этих дорогах. Вышеуказанные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Невыполнение мероприятий по проектированию и строительству сетей наружного искусственного освещения улиц д.Волкова нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность в частности в сфере дорожного движения, способствует незащищенности участников дорожного движения, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, затрудняет работу специальных служб по оказанию помощи лицам, проживающих и пребывающим в жилых домах частного сектора на территории д.Волкова г.Каменска-Уральского, что следует из вышеизложенного и на что указано прокурором в обоснование иска. Доказательств обратного ответчиками в порядке ст.56 ГПК РФ приведено не было. Таким образом, могут быть нарушены права неопределенного круга граждан.

Тем самым суд полагает обоснованными исковые требования прокурора о необходимости возложения на органы местного самоуправления г.Каменска-Уральского обязанности по проектированию и устройству наружного искусственного освещения улиц д.Волкова. Отсутствие запланированного финансирования мероприятий по проектированию и устройству, на которые указывала сторона ответчика, не может являться основанием для освобождения органов местного самоуправления от исполнения возложенных на них законом обязанностей.

Определяя надлежащего ответчика по иску суд соглашается с доводами представителей ответчиков о том, что предусмотренных ст.322 Гражданского кодекса РФ (т.е. наличие правовой нормы или договора) оснований возложения на указанных прокурором г.Каменска-Уральского ответчиков солидарной ответственности не имеется.

В силу ст.125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п.4 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования «г.Каменск-Уральский», принятого Решением Каменск-Уральской городской Думы от 22.02.2006 № 148, к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Согласно п. 21.9,21.22 «Положения об органе местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского», утвержденного Решением Городской Думы г. Каменска-Уральского от 27.04.2011 г. № 334, к полномочиям Администрации города относится: Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; Организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Согласно п.3.4,3.13,4.6 Положения об отраслевом органе администрации г.Каменска-Уральского по городскому хозяйству, утвержденного Решением Городской думы от 26.11.2008 г. № 24, к компетенции Отраслевого органа по осуществлению полномочий администрации г.Каменска-Уральского относится, в том числе: Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; Разработка, реализация планов мероприятий и перспективных программ развития коммунально-энергетического, дорожно-транспортного и природоохранных комплексов, координация этих работ и контроль их выполнения; Организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Полномочия и определенные функции по строительству объектов инженерной инфраструктуры в муниципальном образовании г.Каменск-Уральский переданы ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству г.Каменска-Уральского». Согласно пунктам 3.3, 3.4, 3.7 «Положения об органе местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского», утв. решением Каменск-Уральской городской Думы от 24.05.2006 г. № 173, данный орган местного самоуправления выполняет следующие функции: участвует в разработке городских и территориальных программ в области градостроительной деятельности, жилищного строительства, социального развития города, его инженерной инфраструктуры и транспорта; осуществляет мероприятия по комплексному сбалансированному развитию территории города, инженерной и транспортной инфраструктуре, рациональному землепользованию, осуществляемых методами градостроительной деятельности; выступает заказчиком при разработке градостроительной проектно-планировочной документации, проводит согласования и готовит ее утверждение, согласовывает проекты развития инженерной и транспортной инфраструктуры на территории города.

Согласно п.п. 3 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «г.Каменск-Уральский», принятого Решением Каменск-Уральской городской Думы от 22.02.2006 № 148, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают, в том числе, полномочиями по созданию муниципальных учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений. В связи с указанными полномочиями, в целях организации содержания объектов городского хозяйства, на основании постановления главы города от (дата) г., решения ОМС «КУИ» от (дата) было создано МКУ «УГХ». В силу п. 1.11 Устава МКУ «УГХ», утвержденного приказом ОМС «КУИ» от (дата) учреждение несет ответственность за качество содержания муниципального имущества, переданного в оперативное управление Учреждения в пределах, выделяемых на эти цели из бюджета муниципального образования город Каменск-Уральский денежных средств. Учреждение находится в ведении Отраслевого органа администрации города по городскому хозяйству, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (п. 1.7 Устава). Согласно п.2.1 Устава МКУ «УГХ» названное учреждение создано в целях организации содержания объектов городского хозяйства, переданных учреждению в оперативное управление. Из представленного в дело сообщения МКУ «УГХ» от (дата) за подписью зам.главного бухгалтера П.Т. сети наружного освещения д.Волкова на балансе МКУ «УГХ» не числятся.

Исходя из анализа вышеприведенных правовых норм, в том числе муниципальных правовых актов, определяющих полномочия образованных в муниципальном образовании город Каменск-Уральский органов местного самоуправления, следует вывод, что применительно к рассматриваемым требованиям полномочиями по проектированию и строительству объектов инженерной инфраструктуры на территории г. Каменска-Уральского наделен ОМС «КАиГ», полномочиями по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечению безопасности дорожного движения на них, включая освещение улиц, наделен Отраслевой орган по городскому хозяйству, для чего оба указанных органа местного самоуправления наделены широким кругом полномочий, не ограничивающихся только распределением бюджетных средств. При этом ОМС «КАиГ» является главным распорядителем бюджетных средств, в том числе в части строительства объектов инженерной (коммунальной) инфраструктуры, в частности согласно постановления Администрации г. Каменска-Уральского от (дата) (в редакции постановления Администрации города Каменска-Уральского от (дата) ) «Об утверждении муниципальной программы «Реализация мероприятий в области градостроительной деятельности на территории муниципального образования город Каменск-Уральский на 2014-2016 годы», а также подпрограммы «Строительство объектов транспортного комплекса» ОМС «КАиГ» является ответственным исполнителем муниципальной программы «Реализация мероприятий в области градостроительной деятельности на территории муниципального образования город Каменск- Уральский на 2014-2016 годы».

Тем самым суд соглашается с доводами представителей ответчиков Администрации города и МКУ «УГХ» о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по иску, поскольку соответствующими полномочиями не наделены.

Однако поскольку из совокупности представленных и проанализированных судом вышеуказанных доказательств следует, что для организации наружного искусственного освещения улиц д.Волкова необходимо как создание проектно-сметной документации (проектирование), так и исходя из созданного в установленном порядке проекта возможное строительство сетей наружного освещения, а равно и использование и содержание уже существующих объектов (опор электроснабжения), в отсутствие возможности на данной стадии разграничить объем требований к каждому из надлежащих ответчиков исходя из их полномочий, суд полагает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить к двум поименованным в иске ответчикам – ОМС «КАиГ» и Отраслевому органу по городскому хозяйству, обязав их организовать проектирование и устройство наружного искусственного освещения поименованных прокурором в исковом заявлении улиц д.Волкова г.Каменска-Уральского в соответствии с требованиями СП 52.13330.2011 "Естественное и искусственное освещение", ГОСТа 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", Строительных норм и правил Российской Федерации "Естественное и искусственное освещение" СНиП 23-05-95, Инструкции по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов СН 541-82.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок, в течение которого надлежит осуществить проектирование и устройство наружного искусственного освещения улиц д.Волкова, суд полагает необходимым согласиться с исковыми требованиями прокурора г.Каменска-Уральского, который просил определить его как два года с момента вступления решения суда в законную силу. Ответчиками в ходе рассмотрения гражданского дела не было высказано возражений против указанного срока, не приведено в порядке ст.56 ГПК РФ доказательств невозможности выполнения работ в указанный срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора г.Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Каменска-Уральского, Отраслевому органу администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству г.Каменска-Уральского», МКУ «Управление городского хозяйства» удовлетворить частично.

Обязать ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству г.Каменска-Уральского» и Отраслевой орган администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству в течение двух лет с момента вступления настоящего решения в законную силу организовать проектирование и устройство наружного искусственного освещения в соответствии с требованиями СП 52.13330.2011 "Естественное и искусственное освещение", ГОСТа 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", Строительных норм и правил Российской Федерации "Естественное и искусственное освещение" СНиП 23-05-95, Инструкции по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов СН 541-82, следующих улиц д.Волкова г.Каменска-Уральского: ул. 1-я Набережная; ул.Штукатуров; на участке от ул. 1-ой Набережной до ул. 1 Мая; ул. Куйбышева; ул. Столяров; ул. Папанинцев; ул. Бетонщиков; ул. Бабушкина; ул. Социалистическая; ул. Овражная; ул. Герцена; ул. Декабристов; ул. Плотины; ул. Февральской революции; ул. Союзная; пер. Советский; ул. Волкова; ул. Малышева; ул. Славянская.

В удовлетворении оставшейся части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского.

Решение изготовлено в машинописном варианте и является подлинником.

Судья: . Земская Л.К.

2-1368/2014 ~ М-1184/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор города
Ответчики
ОМС Администрация города
Суд
Синарский районный суд г. Каменск-Уральского Свердловской области
Судья
Земская Л.К.
Дело на странице суда
sinarsky--svd.sudrf.ru
08.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.07.2014Передача материалов судье
11.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2014Подготовка дела (собеседование)
06.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.08.2014Судебное заседание
09.10.2014Судебное заседание
21.10.2014Судебное заседание
22.10.2014Судебное заседание
06.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2015Дело оформлено
15.05.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее