Дело № 2-3353/18
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 мая 2018 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Юрковой Н.С.,
При секретаре судебного заседания Залевской Н.В.,
с участием истца Макаровой Е.В., представителя ответчика – ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) Жижиновой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Макаровой Е. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) о признании незаконным решения в части отказа в назначении пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж период работы, назначить страховую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Макарова Е.В. обратилась в суд с настоящим иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное), в обоснование которого указала, что 26 декабря 2017 года истец обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в городе Благовещенске Амурской области (межрайонное) с заявлением для назначения трудовой пенсии как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность. Решением ГУ УПФР в г. Благовещенске Амурской области № 475470/17 от 13 февраля 2018 года истцу отказано в назначении трудовой пенсии в виду отсутствия требуемого специального стажа. В льготный стаж ответчиком не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 09 ноября 2004 года по 20 ноября 2004 года, с 09 июня 2008 года по 21 июня 2008 года; с 23 сентября 2010 года по 02 октября 2010 года, с 10 марта 2011 года по 19 марта 2011 года, с 07 ноября 2011 года по 11 ноября 2011 года, с 23 марта 2015 года по 28 марта 2015 года. Считает незаконным не включение в льготный стаж указанных периодов, поскольку за ней сохранялось рабочее место, заработная плата, из которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
На основании изложенного, истец просила признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) № 475470/17 от 13 февраля 2018 года в части не включения в льготный педагогический стаж Макаровой Е.В. периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 09 ноября 2004 года по 20 ноября 2004 года, с 09 июня 2008 года по 21 июня 2008 года; с 23 сентября 2010 года по 02 октября 2010 года, с 10 марта 2011 года по 19 марта 2011 года, с 07 ноября 2011 года по 11 ноября 2011 года, с 23 марта 2015 года по 28 марта 2015 года; обязать ответчика включить в её специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 09 ноября 2004 года по 20 ноября 2004 года, с 09 июня 2008 года по 21 июня 2008 года; с 23 сентября 2010 года по 02 октября 2010 года, с 10 марта 2011 года по 19 марта 2011 года, с 07 ноября 2011 года по 11 ноября 2011 года, с 23 марта 2015 года по 28 марта 2015 года; возложить на ответчика обязанность назначить досрочную пенсию по старости с момента обращения – с 26 декабря 2017 года.
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивала, пояснила об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.
Представитель ответчика предъявленные требования не признала, суду пояснила, что на дату обращения специальный стаж истца составил 24 года 11 месяцев 05 дней. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не были включены в специальный стаж истца в связи с тем, что в данный период времени истом не осуществлялась педагогическая деятельность.
Выслушав доводы истца, представителя ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, не оспаривается сторонами и подтверждается заявлением Макаровой Е.В., 26 декабря 2017 года истец обратилась в УПФР в городе Благовещенске Амурской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии лицам, занимающимся педагогической деятельностью.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Решением комиссии УПФР в городе Благовещенске Амурской области (межрайонное) № 475470/17 от 13 февраля 2018 года Макаровой Е.В. было отказано в назначении пенсии. В подсчет специального стажа не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 09 ноября 2004 года по 20 ноября 2004 года, с 09 июня 2008 года по 21 июня 2008 года; с 23 сентября 2010 года по 02 октября 2010 года, с 10 марта 2011 года по 19 марта 2011 года, с 07 ноября 2011 года по 11 ноября 2011 года, с 23 марта 2015 года по 28 марта 2015 года. Данные периоды не засчитаны в соответствии Постановлением № 516 п. 5, разъяснением Минтруда от 22.05.1996 года № 5.
Данным решением установлено, что специальный стаж истца составил 24 года 11 месяцев 05 дней, в связи с чем в назначении досрочной пенсии истцу было отказано.
С указанным решением ГУ УПФР в г. Благовещенске Макарова Е.В. в части не включения в специальный стаж перечисленных периодов работы не согласилась, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском, полагая, что данные периоды подлежат включению в её специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Рассматривая вопрос о правомерности не включения ответчиком в специальный стаж истца спорных периодов, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать, как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Положения статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 года № 310-О, согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственной пенсии, как того требует ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Согласно трудовой книжке истца АТ-V № *** от 25 апреля 1989 года, справке, уточняющей занятость истца МОАУ СОШ № 16 от 28 декабря 2017 года № 677, истец работала МОАУ СОШ № 16 в период с 15 декабря 1989 года и по настоящее время в должности учителя начальных классов. В рассматриваемые периоды истец проходила курсы повышения квалификации.
Из материалов дела усматривается, что в указанные периоды работы работодатели уплачивали за истца страховые взносы.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно ст. ст. 30, 31 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.ст. 3, 11, 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года пенсия назначается лицам, имеющим определенный страховой стаж, в течение которого им уплачивались страховые взносы.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы в силу п. 2 ст. 30 данного Федерального закона устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ, действующей в период, когда истец находилась на курсах повышения квалификации с 09 ноября 2004 года по 20 ноября 2004 года, с 09 июня 2008 года по 21 июня 2008 года; с 23 сентября 2010 года по 02 октября 2010 года, с 10 марта 2011 года по 19 марта 2011 года, с 07 ноября 2011 года по 11 ноября 2011 года, с 23 марта 2015 года по 28 марта 2015 года, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Постановлением Минтруда РФ от 15 июня 1995 года № 31 предусматривается, что за работниками предприятий, организаций, учреждений любой формы собственности за время их обучения (профессиональной подготовки, переподготовки кадров, обучение вторым профессиям, повышение квалификации) с отрывом от работы сохраняется заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета Макаровой Е.В., в указанные периоды работодатель уплачивал за истца страховые взносы.
В связи с изложенным суд полагает, что периоды работы, когда истец находилась на курсах повышения квалификации, подлежат зачету в стаж работы по специальности при досрочном назначении истцу пенсии по старости и неправомерно не включены ответчиком в указанный стаж.
На основании изложенного, решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) № 475470/17 от 13 февраля 2018 года об отказе Макаровой Е. В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости является незаконным и необоснованным, на ответчика следует возложить обязанность включить вышеуказанные периоды работы истца в его специальный льготный стаж для досрочного назначения пенсии.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Как указано выше, трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Таким образом, суд полагает, что на ответчика следует возложить обязанность назначить истцу трудовую пенсию по старости со снижением возраста с момента обращения – с 26 декабря 2017 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) № 475470/17 ░░ 13 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░.:
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░:
░ 09 ░░░░░░ 2004 ░░░░ ░░ 20 ░░░░░░ 2004 ░░░░,
░ 09 ░░░░ 2008 ░░░░ ░░ 21 ░░░░ 2008 ░░░░;
░ 23 ░░░░░░░░ 2010 ░░░░ ░░ 02 ░░░░░░░ 2010 ░░░░,
░ 10 ░░░░░ 2011 ░░░░ ░░ 19 ░░░░░ 2011 ░░░░,
░ 07 ░░░░░░ 2011 ░░░░ ░░ 11 ░░░░░░ 2011 ░░░░,
░ 23 ░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ 28 ░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░ 26 ░░░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░