Дело № 2-3876/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2014 года г.Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кратенко М.В.,
при секретаре Луновской О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грицай Д.В. к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями сотрудников следственного изолятора
У С Т А Н О В И Л:
Грицай Д.В. обратился с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю о компенсации морального вреда в сумме 200 000 руб.
Исковые требования мотивировал тем, что в период с 05.04.2009г. по 06.11.2013г. в связи с предъявлением обвинения содержался в СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю (ИЗ-24/1). В период содержания администрацией изолятора к нему и другим содержащимся под стражей лицам предъявлялись незаконные требования – о выходе на утреннюю и вечернюю проверку с раздетом до пояса виде, а в периоды пребывания на посту № – дополнительное без носков. Указанные требования администрации СИЗО-1 истец считает необоснованными, направленными на унижение его человеческого достоинства. В проведении проверки участвуют лица другого пола (женщины), что создает для истца дискомфорт, кроме того, из-за отсутствия одежды и носков истец испытывает холод, что также причиняет физические и нравственные страдания. Со ссылкой на вышеуказанные обстоятельства, положения ст.ст. 1069-1070, 1100-1101 ГК РФ просил взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ компенсацию морального вреда в сумме 200 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФКУ ИЗ-24/1 (СИЗО-1) ГУФСИН России по Красноярскому краю.
В судебном заседании, проведенном с использованием видеоконференцсвязи, Грицай Д.В. исковые требования поддержал по изложенным выше основаниям. Дополнительно пояснил, что вследствие выхода на утренние и вечерние проверки в раздетом до пояса виде какие-либо заболевания не получил, за медицинской помощью не обращался, требования о компенсации морального вреда связывает с унижением его человеческого достоинства. Также пояснил, что при проведении утренних и вечерних проверок врач присутствует не всегда, поэтому необходимости в осмотре заключенных под стражу в раздетом виде нет. Ходатайствовал о допросе свидетелей из числа лиц, содержащихся в СИЗО-1, в целях подтверждения факта проведения проверок с требованием к содержащимся под стражей раздеться до пояса. Указанное ходатайство судом отклонено, поскольку подобный порядок проведения утренних и вечерних проверок третьим лицом по делу не отрицался.
Представитель Министерства финансов РФ – Майорова Е.Н. (доверенность от 17.01.2014г.) с иском не согласилась, представила письменные возражения на иск, в которых указала, что истцом не представлены доказательства перенесенных физических и нравственных страданий, а также причинной связи между действиями администрации ИЗ-24/1 и причиненных моральным вредом.
Представитель третьего лица ФКУ ИЗ-24/1 – Плюхина Э.В. (доверенность от 12.02.2014г.) исковые требования также не признала, поддержала ранее представленные возражения о том, что осмотр подозреваемых и обвиняемых во время утренней и вечерней проверки в раздетом до пояса виде вызван необходимостью постоянного контроля за состоянием их здоровья, выявления лиц с признаками опасных заболеваний и их последующей изоляции.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон и третьего лица по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка (ст. 18 Закона).
Приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. В Приложении № к указанным Правилам предусмотрен примерный распорядок дня подозреваемых и обвиняемых, который включает в себя утренний осмотр (проверку) с 8 до 10ч., участие в следственных действиях и пр. Согласно п. 16 Правил при поступлении в СИЗО подозреваемые и обвиняемые проходят первичный медицинский осмотр и санитарную обработку, после чего размещаются в карантинном отделении. В последующем для оказания подозреваемым и обвиняемым медицинской помощи в СИЗО организуется медицинская часть. Согласно п. 127 Правил подозреваемые и обвиняемые обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику СИЗО во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания – к любому сотруднику СИЗО, который обязан принять меры для оказания медицинской помощи.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Обязательными условиями ответственности в форме компенсации морального вреда являются: противоправный характер действий (бездействия) причинителя вреда, наличие вреда (физических и нравственных страданий), причинной связи между действиями и наступившим вредом, а также вины причинителя вреда (ст. 1064 ГК РФ).
В силу ст.ст. 151, ст. 1100 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, а также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевшего.
Судом установлено, что Грицай Д.В. был задержан в порядке ст. 91 УПК РФ 12.11.2012г. по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 185 УК РФ, после чего был помещен в ИВС ОП № 4 МУ МВД России «Красноярское», где содержался до 20.11.2012г., после чего был этапирован в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю для дальнейшего содержания под стражей, на момент рассмотрения данного спора также содержится в СИЗО-1. В период содержания под стражей в указанном изоляторе Грицай Д.В. периодически доставлялся в ОП № 4 МУ МВД России «Красноярское» для участия в следственных действиях.
Из пояснений истца Грицай Д.В. в судебном заседании и в исковом заявлении следует, что в период содержания в СИЗО-1 он вынужден был по требованию администрации изолятора выходит на утренние и вечерние проверки в раздетом до пояса виде.
Указанные пояснения истца представителями ФКУ СИЗО-1 не опровергнуты. Представлено возражение, в котором указывается, что подобный порядок проверки направлен на своевременное выявление и предотвращение инфекционных заболеваний среди обвиняемых и подозреваемых, содержащихся в изоляторе, то есть на обеспечение их безопасности. Кроме того, проведение медицинского осмотра в ходе утренней и вечерней проверки предусмотрено Приказом Министерства юстиции РФ № 204-дсп от 03.11.2005г. «Об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы», а также Приказом МЗиСР и Министерства юстиции РФ № 190 от 17.10.2005г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу - организация и проведение медицинских осмотров, диспансеризация».
С данными доводами представителя ФКУ ИЗ-24/1 суд согласиться не может, поскольку из Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов (утв. приказом Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 № 189) необходимость ежедневного медицинского осмотра в ходе утренней и вечерней проверки обвиняемых и подозреваемых не следует. Поступившие в следственный изолятор лица подвергаются первичному медицинскому осмотру и санитарной обработке, помещаются в карантинное отделение, в последующем медицинская помощь оказывается обвиняемым и подозреваемым на основании их личных обращений, то есть в заявительном порядке.
Кроме того, как пояснил истец в судебном заседании, в составе комиссии, осуществляющей утреннюю и вечернюю проверку медицинский работник присутствует не всегда, в связи с чем требование администрации СИЗО-1 выходить на проверку в раздетом до пояса виде лишено какого-либо смысла, не может быть оправдано заботой о состоянии здоровья обвиняемых и подозреваемых. Указанные доводы истца ответчиком и третьим лицом по делу также не опровергнуты. Между тем, уголовно-исполнительное законодательство и законодательство о содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых исходят из принципов уважения личных прав граждан, недопустимости действий, имеющих целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд полагает необходимым установить (констатировать) факт предъявления сотрудниками ФКУ ИЗ-24/1 (СИЗО-1) к содержащимся в изоляторе обвиняемым и подозреваемым незаконных требований о выходе на утреннюю и вечернюю проверку в раздетом до пояса виде, а также без носков.
Вместе с тем, суд не усматривает достаточных оснований для удовлетворения исковых требований Грицай Д.В. к Министерству финансов РФ о взыскании денежной компенсации морального вреда.
Согласно представленной в материалы дела справки медсанчасти СИЗО-1 Грицай Д.В. содержится в СИЗО-1 с 20.11.2012г., состоит на диспансерном учете с диагнозом «Язвенная болезнь ДПК, ремиссия», за время содержания в учреждении с жалобами на простудные заболевания не обращался. Опрошенный в судебном заседании истец также подтвердил то обстоятельство, что исполнение требований администрации СИЗО-1 о выходе на проверки в раздетом до пояса виде не привели к возникновению и развитию у него каких-либо заболеваний, в том числе простудных. Таким образом, факт причинения истцу физических и нравственных страданий по вине сотрудников СИЗО-1 необходимыми доказательствами не подтверждается. Доводы истца о том, что он испытывал дискомфорт в связи с участием в процедурах проверки лиц женского пола, сами по себе также не являются достаточным основанием для взыскания денежной компенсации морального вреда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Грицай Д.В. удовлетворить частично.
Установить факт незаконных действий администрации ФКУ ИЗ-24/1 (СИЗО-1) ГУФСИН России по Красноярскому краю в части предъявления к обвиняемым и подозреваемым, содержащимся в изоляторе, выходить на утренние и вечерние проверки в раздетом до пояса виде и без носков.
В удовлетворении требования о компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Председательствующий М.В. Кратенко
Мотивированное решение изготовлено 21.03.2014г.