Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1119/2020 от 14.02.2020

                            Дело 2-1119/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2020 года                          город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи             Лепихиной М.Н.,

при секретаре                     Бобровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпенко В.В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) об обязании включить периоды работы в общий трудовой и страховой стаж для перерасчета пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Карпенко В.В. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) об обязании включить периоды работы в общий трудовой и страховой стаж для перерасчета пенсии.

В обоснование заявленных требований указано, что Карпенко В.В., являясь получателем страховой пенсии по инвалидности, **.**.2019 обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии согласно ст.18 Федерального Закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ). Однако ему в этом было отказано в связи с отсутствием документального подтверждения периодов работы.

Считая данный отказ незаконным, истец в уточненном иске просит суд включить для перерасчета пенсии по инвалидности с **.**.2019 в общий трудовой и страховой стаж периоды работы: с 15.01.1981 по 22.01.1995 в Ф, с 17.04.1995 по 30.09.1996 в А, с 01.10.1996 по 03.09.2000 в кооперативе «Т», с 07.03.2001 по 22.02.2007 в С

В судебном заседании истец Карпенко В.В. заявленные исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

    В судебном заседании представитель ответчика Летова А.А. иск не признала по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа об отказе в перерасчете пенсии. Указала, что оснований для перерасчета назначенной истцу пенсии не имеется, поскольку спорные периоды не подтверждены документально, ответы на запросы из компетентных органов Республики Кыргызстан не поступили. Пояснила, что в случае удовлетворения иска, размер получаемой истцом пенсии по инвалидности увеличится.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.18 Закона №400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.23 Закона №400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч.2 ст.23 Закона №400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (ч.3 ст.23 Закона №400-ФЗ).

В случае проведения проверки достоверности документов, необходимых для перерасчета размера страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца (ч.7 ст.23 Закона №400-ФЗ).

Согласно ч.6 ст.21 Закона №400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (ч.7 ст.21 Закона №400-ФЗ)

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч.8 ст.21 Закона №400-ФЗ).

Согласно ч.9 ст.21 Закона №400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

В соответствии с п.10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года №1015 (далее – Правила), периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Согласно п.11 приведенных Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пунктом 59 Правил предусмотрено, что документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи.

Порядок определения размера страховых пенсий установлен в ст.15 Закона №400-ФЗ.

Согласно ч.3 ст.36 Закона №400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии со ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закона №173-ФЗ) в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Согласно п.2 ст.30 Закона №173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Из положений ст.30 Закона №173-ФЗ следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица определяется по состоянию на 01.01.2002 года с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.

    В соответствии с п.26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда РФ №16, ПФ РФ №19па от 27.02.2002, утратившего силу с 01.01.2015 года, среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются также копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.     

В соответствии с п.15 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 года №958н, вступивших в действие с 01.01.2015 года, для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Судом установлено, что с **.**..2017 истец является получателем страховой пенсии по инвалидности согласно ст.9 Закона №400-ФЗ, 21.11.2019 Карпенко В.В. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии по инвалидности согласно ст.18 Закона №400-ФЗ, предоставив трудовую книжку, принадлежность которой истцу установлена решением Псковского районного суда (л.д.78-80).

Однако решением ответчика от **.**..2020 №04-27/134 истцу было отказано в перерасчете получаемой им пенсии (л.д.76-77).

При этом для перерасчета пенсии не были учтены в общем трудовом и страховом стаже периоды работы, имевшие место на территории иностранного государства после распада СССР, т.е. с 01.12.1991 по 22.01.1995 на Ф, с 01.10.1996 по 03.09.2000 в Т, с 07.03.2001 по 22.02.2007 в С в связи с не поступлением ответом на запрос пенсионного органа из компетентных органов Республики Кыргызстан.

Период работы с 17.04.1995 по 30.09.1996 в А не включен ответчиком в общий трудовой и страховой стаж, поскольку согласно ответу Аламудунского районного государственного архива документа на хранение не поступали.

Период работы с 15.01.1979 по 30.11.1991 (до распада СССР) не Ф не учтен для перерасчета пенсии, т.к. совпадает с периодом прохождения военной службы по призыву с 29.10.1978 по 05.12.1980.

Согласно записям трудовой книжки истец с 15.01.1979 по 22.01.1995 работал во Ф, с 17.04.1995 по 30.09.1996 - в А, с 01.10.1996 по 03.09.2000 - в Т, с 07.03.2001 по 22.02.2007 - в С (л.д.5-11).

Поскольку данные периоды имели место на территории Республики Кыргызстан, ответчиком для их подтверждения еще при назначении истцу пенсии по инвалидности, а затем повторно при обращении с заявлением о перерасчете пенсии, были направлены запросы в компетентные органы Республики Кыргызстан - Аламединский районный государственный архив и Социальный фонд Кыргызской Республики, Архивное агентство при Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики (л.д.14-17, 32-33, 50-51).

Согласно ответу Аламудунского районного государственного архива от 16.01.2020 документа А в архив не поступали (л.д.72).

Из ответа Архивного агентства при Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики от 12.03.2020 следует, что документы Ф не обнаружены (л.д.75).

Иные документы на запросы ответчика, а также аналогичные запросы суда, направленные в компетентные органы Кыргызской Республики, в адрес пенсионного органа и суда не поступали.

    В связи с чем суд принимает в качестве допустимого доказательства, подтверждающего факт работы истца в спорные периоды трудовую книжку истца, поскольку отсутствие подтверждения данных о работе истца компетентными органами Республики Кыргызстан не может в данном случае повлечь нарушение его пенсионных прав.

Вместе с тем согласно справке Военного комиссариата города Пскова и Псковского района от 17.12.2019 Карпенко В.В. проходил военную службу по призыву с 29.10.1978 по 05.12.1980 (л.д.74).

Свидетель Р. П.А. суду пояснил, что истец работал на стекольном заводе после службы в армии.

Анализируя имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу, что истец не мог осуществлять трудовую деятельность и одновременно проходить военную службы по призыву, в связи с чем полагает, что запись о приеме истца на работу во Ф с 15.01.1979 внесена с ошибкой в указании года приема. В связи с чем суд находи установленным, что истец работал во Ф с 15.01.1981 по 22.01.1995.

Таким образом, учитывая, что оценка пенсионных прав осуществляется на **.**..2002 года, на размер пенсии после указанной даты согласно действующему пенсионному законодательству могут повлиять только уплаченные в ПФР страховые взносы, для перерасчета пенсии с 01.12.2019 подлежат включению в общий трудовой и страховой стаж периоды работы истца с 15.01.1981 по 22.01.1995 во Ф, с 17.04.1995 по 30.09.1996 в А, с 01.10.1996 по 03.09.2000 в Т, с 07.03.2001 по 31.12.2001 в С

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета.

В связи с чем, с ответчика в доход муниципального образования «Город Псков» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковое заявление Карпенко В.В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) об обязании включить периоды работы в общий трудовой и страховой стаж для перерасчета пенсии по инвалидности, удовлетворить частично.

    Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) включить Карпенко В.В. для перерасчета пенсии по инвалидности с 01.12.2019 в общий трудовой и страховой стаж периоды работы: с 15.01.1981 по 22.01.1995 в Ф, с 17.04.1995 по 30.09.1996 в А, с 01.10.1996 по 03.09.2000 в Т, с 07.03.2001 по 31.12.2001 в С

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонного) в доход Муниципального образования «Город Псков» госпошлину в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.Н.Лепихина

Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2020 года

2-1119/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Карпенко Владимир Васильевич
Ответчики
УПФ РФ (ГУ) в г.Пскове и Псковском районе ПО (межрайонное)
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Лепихина Мария Николаевна
Дело на сайте суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
14.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.02.2020Передача материалов судье
20.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2020Судебное заседание
23.04.2020Судебное заседание
08.06.2020Производство по делу возобновлено
25.06.2020Судебное заседание
15.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2020Дело оформлено
01.09.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее