Решение по делу № 2-113/2019 ~ М-17/2019 от 15.01.2019

    по гражданскому делу

    Р Е Ш Е Н И Е

                                            Именем Российской Федерации

    19 февраля 2019 г.                                                 <адрес>

<адрес> городской суд <адрес> в составе

председательствующего судьи                                   Бурдиной Т.А.,

с участием ст. пом. прокурора <адрес>                                 Грачевой Д.Л.,

истца                                          Вертуновой М.Ю.,

при секретаре                                         Киреёнок О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Вертуновой М.Ю. к МКДОУ «Теремок» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

                               УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах в интересах Вертуновой М.Ю. к МКДОУ «Теремок» с иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы по тем основаниям, что в ходе проведённой прокуратурой <адрес> проверки исполнения законодательства, регулирующего оплату труда, было установлено, что Вертунова М.Ю. работает МКДОУ «Теремок» в должности младшего воспитателя. Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года в размере 9489 рублей в месяц, с 01 мая 2018 года в размере 11163 рубля в месяц. В силу положений постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда. Повышенная оплата труда обеспечивается путём установления соответствующих районных коэффициентов и процентных надбавок. С учётом установленного постановлением администрации <адрес> от 21.08.1992 районного коэффициента для <адрес> в размере 1,30 и процентной надбавки в размере 30%, заработная плата истцов не должна быть ниже с 01.01.2018 – 15182,40 рублей (9489 руб. * (30%+30%)), с 01.05.2018 – 17860,80 рублей (11163 руб. * (30%+30%)). С учётом данных положений закона истцу недоначислена и не выплачена заработная плата с января по май 2018 г. в размере 5910,59 рублей, в том числе:

- за январь 506,87 руб. (15182,40 руб. / 17 дней (норма рабочего времени) * 12 дней (фактически отработано) = 10716,99 руб. (подлежало начислению) – 10210,12 руб. (начислено) = 506,87 руб.);

- за февраль 2018 г. в размере 718,08 руб. (15182,40 руб. / 19 дней (норма рабочего времени) * 19 дней (фактически отработано) = 15182,40 руб. (подлежало начислению) – 14464,32 руб. (начислено) = 718,08 руб.);

- за март 2018 г. в размере 718,08 руб. (15182,40 руб. / 20 дней (норма рабочего времени) * 20 дней (фактически отработано) = 15182,40 руб. (подлежало начислению) – 14464,32 руб. (начислено) = 718,08 руб.);

- за апрель 2018 г. в размере 718,08 руб. (15182,40 руб. / 21 день (норма рабочего времени) * 21 день (фактически отработано) = 15182,40 руб. (подлежало начислению) – 14464,32 руб. (начислено) = 718,08 руб.);

- за май 2018 г. в размере 3249,48 руб. (17860,80 руб. / 20 дней (норма рабочего времени) * 14 дней (фактически отработано) = 17860,80 руб. (подлежало начислению) – 14611,32 руб. (начислено) = 3249,48 руб.)

Прокурор <адрес> просит взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с января 2018 года по май 2018 года в размере 5910,59 рублей.

В судебном заседании ст. пом. прокурора <адрес> Грачева Д.Л. уточнённые Вертуновой М.Ю. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске и в уточнении иска.

     Истец Вертунова М.Ю. исковые требования, заявленные прокурором <адрес> в её интересах, уточнила. Просит восстановить срок обращения в суд за разрешением спора о неполной выплате заработной платы за период с марта 2017 года по август 2017 года, мотивируя тем, что данный срок пропущен не по её вине, поскольку коллективная жалоба работников детского сада, включая её (истца), была подана в прокуратуру <адрес> 05.03.2018 года, тогда, как прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением 21.09.2018. Кроме того, полагает, что прокурором <адрес> расчёт суммы задолженности за период с января 2018 года по май 2018 года произведён, исходя из общих сумм начисленной заработной, без учёта того обстоятельства, что в соответствии с приказом Министерства образования и науки <адрес> от 15.12.2009 младшим воспитателям и помощникам воспитателей краевых государственных и казенных образовательных организаций, реализующих основную программу дошкольного образования детей, производится ежемесячная краевая выплата в размере 2155,20 рублей, которая начисляется и выплачивается ежемесячно пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда сверх месячной заработной платы. Районный коэффициент и процентная надбавка начисляются на сумму краевой выплаты. Общие суммы начислений включали сумму краевой выплаты в размере 3448,32 рублей (2155,20 рублей*1,6) и частью заработной платы не являются. Просит взыскать с ответчика в свою пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с марта 2017 года по май 2018 года в размере 39437,30 рублей (5632 руб. (за март июнь 2017 г.) + 7552 руб. (за июль, август, октябрь, ноябрь 2017 г.) + 2094,32 руб. (за сентябрь 2017 г.), + 2020,99 руб. (отпускные за 36 дней) + 2940,99 руб. (за январь 2018 г.) + 12499,20 руб. (за февраль, март, апрель 2018 г.) + 6697,80 руб. (за май 2018 г.)).

Представитель ответчика Гостевская Т.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была уведомлена надлежащим образом, представила возражение на уточнённое исковое заявление, из которого следует, что с исковыми требованиями не согласна, поскольку в соответствии с первоначальной редакцией приказа министерства образования <адрес> от 15.12.2009 краевые выплаты воспитателям, младшим воспитателям и помощникам воспитателей образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования детей устанавливались на основании приказа руководителя организации в виде выплаты стимулирующего характера, входящей в состав заработной платы, в размере не более 2155,2 рублей на одного работника (младшего воспитателя и помощника воспитателя). Данные выплаты производились сверх месячной заработной платы, начисленной с учётом компенсационных выплат, в том числе доплаты до минимального размера оплаты труда, региональной выплаты и выплат стимулирующего характера, и пропорционального отработанному времени. Данный порядок предоставления краевой выплаты был закреплён в постановлении администрации <адрес> от 01.10.2014 . Впоследствии постановлением администрации <адрес> от 29.12.2016 данный порядок предоставления краевой выплаты младшим воспитателям был изменён: с 01.01.2017 абзац, предусматривающий осуществление краевой выплаты сверх месячной заработной платы, был исключён, краевая выплата стала включаться в состав заработной платы. Просит в иске отказать, рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель третьего лица МКСУ «Межведомственная централизованная бухгалтерия» - директор-главный бухгалтер Мерзлякова О.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была уведомлена надлежащим образом, представила возражение на исковое заявление, в котором выразила несогласие с исковыми требованиями, просила дело рассмотреть в её отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

        В силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

     В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

    В силу ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается: организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; другими работодателями - за счет собственных средств.

    Согласно ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

    Федеральным законом от 19.06.2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с последующими изменениями) установлен минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года в сумме 7500 рублей в месяц, с 1 июля 2017 года в сумме 7 800 рублей в месяц, с 1 января 2018 года в сумме 9 489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 года в сумме 11163 рубля в месяц.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 07.12.2017 № 38-п отметил, что повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

     В судебном заседании установлено, что Вертунова М.Ю. работает в МКДОУ «Теремок» младшим воспитателем с окладом 3226 рублей, а с 09.01.2018 - 3355 рублей, что подтверждается трудовым договором, соглашением об изменении трудового договора, приказом о приёме на работу и трудовой книжкой истца.

     Прокуратурой <адрес> на основании коллективного письменного обращения работников МКДОУ «Теремок» о проведении проверки правильности начисления и выплаты заработной платы за период с июля 2017 года по март 2018 года, поступившего в прокуратуру <адрес> 05.03.2018, была проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего оплату труда.

21.09.2018 прокурор <адрес> обратился с настоящим иском в суд.

В силу части 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1 и 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).

    В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

    Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. При этом законом перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, не установлен. Указанный же в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.

    Таким образом, с учетом положений статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в системной взаимосвязи с требованиями статей 2, 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, оценивая, является ли то или иное основание достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, должен действовать не произвольно, а проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Принимая во внимание, что Вертунова М.Ю. в числе других работников МКДОУ «Теремок» обратилась к прокурору, вследствие чего у Вертуновой М.Ю. возникли правомерные ожидания, что её трудовые права за данный период времени будут восстановлены во внесудебном порядке, суд приходит к выводу о наличии причин, объективно препятствовавших Вертуновой М.Ю. своевременно обратиться в суд для разрешения индивидуального трудового спора – с самостоятельным иском о взыскании недоначисленной заработной платы за указанный в коллективном обращении период.

    Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд о взыскании заработной платы за период с июля 2017 года по август 2017 года пропущен истцом по уважительным причинам и подлежит восстановлению.

           В соответствии со ст. 4 Закона <адрес> от 29.10.2009 N 9-3864 "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений" Правительство края определяет виды, условия, размер и порядок выплат стимулирующего характера, в том числе критерии оценки результативности и качества труда для работников учреждений, учредителем которых является, и для работников учреждений, подведомственных органам исполнительной власти края, которые находятся в непосредственном ведении Правительства края. Выплаты стимулирующего характера производятся по    решению руководителя учреждения с учетом критериев оценки результативности и качества труда работника. Критерии оценки результативности и качества труда работника не учитываются при выплате стимулирующих выплат за условиях работы в муниципальном образовании <адрес> муниципальном районе, в целях повышения уровня оплаты труда молодым специалистам, обеспечения заработной платы работника на уровне размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда), обеспечения региональной выплаты, установленной пунктом 2 настоящей статьи.

    В соответствии с Приказом министерства образования и науки <адрес> от 15.12.2009 N 988 "Об утверждении видов, условий, размера и порядка установления выплат стимулирующего характера, в том числе критериев оценки результативности и качества труда работников краевых государственных бюджетных и казенных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования <адрес>" (до изменений, внесенных Приказом министерства образования <адрес> от 29.06.2018 N 14-11-04 и вступивших в силу с 1 сентября 2018 года), краевые выплаты воспитателям, младшим воспитателям и помощникам воспитателей образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования детей, устанавливаются на основании приказа руководителя учреждения в виде выплаты стимулирующего характера, входящей в состав заработной платы работника, но не более 718,4 рубля на одного работника (воспитателя), 2155,2 рубля на одного работника (младшего воспитателя и помощника воспитателя). Выплаты производятся сверх месячной заработной платы (с учетом компенсационных выплат, в том числе доплаты до размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда), региональной выплаты и выплат стимулирующего характера), пропорционально отработанному времени. На выплаты начисляются районный коэффициент, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

     Исходя из изложенного, заработная плата за период с июля 2017 года по май 2018 года должна производиться с учётом региональной выплаты, после выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, при этом доводы представителя ответчика о применении местных нормативных актов при расчёте заработной платы, не предусматривающих региональную выплату, не состоятельны.

    Как следует из материалов дела, Вертуновой М.Ю., полностью отработавшей норму рабочего времени, начислена заработная плата без краевой выплаты:

    в июле, августе, октябре, ноябре 2017 года (за каждый месяц) на 1888 рублей меньше заработной платы, подлежащей начислению с учётом установленного федеральным законом с 01.07.2017 минимального размера оплаты труда, процентной надбавки и районного коэффициента, а также краевой выплаты младшим воспитателям с процентной надбавкой и районным коэффициентом: 12480 рублей (должно быть начислено, исходя из расчёта 7800 руб. (величина МРОТ с 01.07.2017) * (30% + 30%) (процентная надбавка и районный коэффициент) + 3448,32 рубля (выплата с начисленной процентной надбавкой и районным коэффициентом) – 14040,32 рубля (фактически начисленная заработная плата).

    в сентябре 2017 года на 2094,32 рублей     меньше заработной платы, подлежащей начислению с учётом установленного федеральным законом с 01.07.2017 минимального размера оплаты труда, процентной надбавки и районного коэффициента, а также краевой выплаты младшим воспитателям с процентной надбавкой и районным коэффициентом: 12480 рублей (должно быть начислено) + 3448,32 рубля (выплата с начисленной процентной надбавкой и районным коэффициентом) – 13834,00 рубля (фактически начисленная заработная плата).

    в декабре 2017 года отпускные на 2020,99 рублей ниже суммы отпускных, подлежащих начислению с учётом действовавшего в расчётный период с января 2017 по декабрь 2017 года минимального размера оплаты труда, процентной надбавки и районного коэффициента, а также краевой выплаты младшим воспитателям с учётом процентной надбавки и районного коэффициента: 19248,84 рубля (должно быть начислено) – 17227,85 рублей (фактически начисленная заработная плата).

    в январе 2018 года за 12 отработанных дней на 2940,99 рублей меньше заработной платы, подлежащей начислению с учётом установленного федеральным законом с 01.01.2018 минимального размера оплаты труда, процентной надбавки и районного коэффициента, а также краевой выплаты младшим воспитателям с процентной надбавкой и районным коэффициентом: 10716,99 рублей (должно быть начислено) + 2434,12 рублей (выплата с начисленной процентной надбавкой и районным коэффициентом) – 10210,12 рублей (фактически начисленная заработная плата).

    в феврале, марте, апреле 2018 года (за каждый месяц) на 4166,40 рублей меньше минимального размера оплаты труда, процентной надбавки и районного коэффициента, а также краевой выплаты младшим воспитателям с процентной надбавкой и районным коэффициентом: 15182,40 рублей (должно быть начислено) + 3448,32 рубля (выплата с начисленной процентной надбавкой и районным коэффициентом) – 14464,32 рубля (фактически начисленная заработная плата).

    в мае 2018 года на 6697,80 рублей меньше заработной платы, подлежащей начислению с учётом установленного федеральным законом с 01.05.2018 минимального размера оплаты труда, процентной надбавки и районного коэффициента, а также краевой выплаты младшим воспитателям с процентной надбавкой и районным коэффициентом: 17860 рублей (должно быть начислено) + 3448,32 рублей (выплата с начисленной процентной надбавкой и районным коэффициентом) – 14611,32 рублей (фактически начисленная заработная плата).

    Таким образом, недоначисленная и невыплаченная истцу заработная плата за период с июля 2017 года по май 2018 года составляет 33805,30 рублей (1888 рублей + 1888 рублей + 1888 рублей + 1888 рублей + 2094,32 рублей + 2020,99 рублей + 2940,99 рублей + 4166,40 рублей + 4166,40 рублей + 4166,40 рублей + 6697,80 рублей) и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым … судами общей юрисдикции, … освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

        Государственная пошлина, исчисленная в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, в размере 1214,16 рублей, подлежит взысканию с ответчика в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, согласно которой издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Вертуновой М.Ю. удовлетворить частично.

    Взыскать с МКДОУ «Теремок» в пользу Вертуновой М.Ю. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с июля 2017 года по май 2018 года в размере 33805,30 рублей, в остальной части исковых требований отказать.

        Взыскать с МКДОУ «Теремок» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1214,16рублей.

    Решение может быть обжаловано в <адрес> краевой суд через <адрес> городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                Т.А. Бурдина

Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2019 г.

2-113/2019 ~ М-17/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г. Бородино
Вертунова Марина Юрьевна
Ответчики
МКДОУ детский сад "Теремок"
Другие
МКСУ "Межведомственная централизованная бухгалтерия"
Суд
Бородинский городской суд Красноярского края
Судья
Феськова Татьяна Александровна
Дело на странице суда
borodino--krk.sudrf.ru
15.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2019Передача материалов судье
15.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2019Судебное заседание
18.02.2019Судебное заседание
21.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2020Дело оформлено
30.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее