Дело № 2-1449/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2017 года город Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Моисеевой О.В.,
при секретаре Вировской Е.В.,
с участием истца Терентьева А.А., представителя ответчика - Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области - Талашова В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Терентьева А.А. к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о признании решения неправомерным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Терентьев А.А. обратился в суд с иском к Администрации МО "Смоленский район" Смоленской области о признании решения неправомерным, возложении обязанности. В обоснование своих требований указал, что он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м для создания фермерского хозяйства, путем выдела из земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Решением Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от __..__..__ ему было отказано в предоставлении указанного земельного участка в связи с тем, что данный участок находится в собственности Российской Федерации.
Просит признать решение неправомерным, возложить на ответчика обязанность выделить испрашиваемый земельный участок и предоставить его в аренду истцу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Смоленской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях.
Истец ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Администрации МО "Смоленский район" Смоленской области - ФИО1 в суде иск не признал и указал на то, что земельный участок кадастровый N № находится в федеральной собственности и администрация не обладает полномочиями по его распоряжению.
Третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Смоленской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, представили суду заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях пояснил, что до настоящего времени Федеральное агентство по управлению государственным имуществом согласие на раздел земельного участка с кадастровым номером № не давала.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
Статьей 39.6 Земельного кодекса определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
В соответствии с пунктами 2 статей 9 - 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляют соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Судом установлено, что истец обратился в Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду площадью <данные изъяты> кв.м для создания фермерского хозяйства, путем выдела из земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
При рассмотрении настоящего дела на основании представленных сторонами схем, суд установил, что истребуемый истцом земельный участок площадью 33656 кв.м находятся в границах земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, границы земельного участка установлены.
Письмом Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от __..__..__ Терентьеву А.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, разъяснено, что предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, путем выдела из земельного участка с кадастровым номером №, не представляется возможным, так как указанный земельный участок находится в федеральной собственности (л.д.7).
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка.
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером № (обособленный участок) входит в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером № который находится в собственности Российской Федерации, указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРП.
__..__..__ за № в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок № (л.д.48-49).
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
Пунктом 3 статьи 214 Кодекса установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Кодекса.
Таким образом, соответствующими полномочиями по распоряжению земельным участком, находящимся в федеральной собственности, обладает территориальный орган Росимущества.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Принимая во внимание, что испрашиваемый истцом земельный участок полностью входит в границы находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером № суд полагает, что у Администрации МО "Смоленский район" Смоленской области не имелось правовых оснований для принятия решения о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, разделе земельного участка с кадастровым номером № и предоставлении истцу участка площадью <данные изъяты> кв.м, в связи с отсутствием у ответчика соответствующих правомочий собственника.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Терентьева А.А. к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о признании решения неправомерным, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Моисеева
Мотивированное решение изготовлено 25.12.2017