Дело № 2-303/2016
Поступило в суд 15.02.2016 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Ордынское 10 марта 2016 года
Судья Ордынского районного суда Новосибирской области Лисицын А.Н., единолично при секретаре Ганюгине Н.В.
С участием истца ИЭР и её представителе ЗЮЛ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ИЭР к Администрации Вагайцевского сельсовета Ордынского района Новосибирской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок
УСТАНОВИЛ:
ИЭР обратилась в суд с иском к Администрации Вагайцевского сельсовета Ордынского района Новосибирской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования и в обосновании своих требований указала, что она является падчерицей своего отчима ТНС (наследодателя) и его наследником седьмой очереди, и приняла наследство в установленный законом срок. В соответствии с п. 3 ст. 1145 ГК РФ если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя. У наследодателя отсутствуют иные наследники, кроме истца. Наличие отношений свойства между истцом и наследодателем подтверждается следующими документами:
а) Свидетельством о заключении брака № № выдано ДД.ММ.ГГГГ между ТНС и И М А:
б) Свидетельством о рождении № выдано ДД.ММ.ГГГГ ИЭР, ДД.ММ.ГГГГ г.р., матерью которой является ИМА.
Таким образом, связь истца ИЭР с наследодателем ТНС в виде «отчим-падчерица» подтверждается официальными документами.
Учитывая отсутствие других наследников, спора у Истца относительно прав на наследство нет.
Истец фактически вступила во владение наследственным имуществом, а именно жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> кадастровый №, после умершего ДД.ММ.ГГГГ отчима ТНС, так как проживала в этом доме на момент смерти наследодателя и продолжала проживать в нем после его смерти, при этом заботясь о доме как о своем собственном и оплачивая за дом все необходимые платежи.
Истец вступила во владение домом с момента смерти наследодателя, она была регистрирована и проживала по адресу: <адрес>. <адрес>. Истец приняла меры по сохранению наследственного имущества и произвела за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, так она содержала дом в порядке, вовремя оплачивала коммунальные и иные необходимые платежи.
Никакого иного, кроме спорного дома, жилья у истицы не было и нет, что подтверждается Уведомлением об отсутствии в ЕГРП сведений о правах на недвижимое имущество, выданное Росреестром по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за №.
ДД.ММ.ГГГГ из газеты «Ордынская газета» № (стр. 13) истица узнала, что администрация Вагайцевского сельсовета <адрес> поставила на учет спорный дом как безхозяйное имущество. Таким образом, она полагает, что её право нарушено и, кроме как через судебное решение, его восстановить невозможно. Поэтому она просит суд признать за ней право собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, и земельный участок размером <данные изъяты> кв.м. расположенные по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец ИЭР и её представитель ЗЮЛ исковые требования поддержали в полном объёме по изложенным в заявлении обстоятельствам.
Представитель ответчика Администрации Вагайцевского сельсовета Ордынского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Учитывая, что представитель истца не возражал на рассмотрении дела в порядке заочного производства, на основании ст. 233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
В письменном заявлении представитель ответчика ШИА просил в иске отказать, применив в соответствии со ст. 199 ГПК РФ исковую давность, так как по смыслу наследственных правоотношений, течение срока исковой давности начинается по истечении срока принятия наследства. Наследодатель ТНС умер ДД.ММ.ГГГГ, срок принятия наследства истек ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ начинается течение срока исковой давности, который составляет три года. Срок исковой давности не может превышать десяти лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен. На дату обращения истца в суд с настоящим иском, истцом был пропущен срок исковой давности относительно заявленных требований.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ч. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Согласно ст.1142, ст. 1143, ст. 1145 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.
В силу ч. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. В соответствии с ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Днем открытия наследства является день смерти гражданина (ст. 1114 ГК РФ).
В судебном заседании установлено следующее, что ИЭР является падчерицей ТНС умершего ДД.ММ.ГГГГ.
При жизни ДД.ММ.ГГГГ ТНС ДД.ММ.ГГГГ года рождения заключил брак с ИМА ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о чем бюро ЗАГС Кировского района г. Новосибирска ДД.ММ.ГГГГ составлена запись №. На момент заключения брака согласно свидетельства о рождении № выданного отделом ЗАГС Октябрьского района г. Новосибирска у ИМА имелась дочь ИЭР ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ ТНС получил свидетельство о праве на наследство по завещанию оставленного после смерти НАК на имущество состоящего из жилого дома бревенчатого полезной площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м с сараем и сооружением дощатыми и баней бревенчатой расположенного на земельном участке мерой <данные изъяты> кв.м. согласно свидетельства о праве собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащего наследодателю по свидетельству о праве на наследство выданному Ордынской государственной нотариальной конторой ДД.ММ.ГГГГ по реестру № и справке Ордынской рай.бюро Технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ №. Настоящее свидетельство подлежит регистрации в БТИ и земельном комитете. Денежного вклада в Ордынском сбербанке №2297 Новосибирской области на счете № со всеми причитающимися процентами и компенсацией. Согласно адресной справки ОУФМС России по Новосибирской области в Ордынском районе ИЭР ДД.ММ.ГГГГ года рождения была зарегистрирована по месту жительства ч ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>. В судебном заседании достоверно установлено, что ИЭР после смерти ТНС фактически приняла наследство, оставшееся после его смерти.
В судебном заседании ИЭР пояснила, что с детства она проживала с матерью ИМА и отчимом ТНС Проживали они в <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ году умерла её мама, она осталась проживать вместе с отчимом, который ДД.ММ.ГГГГ умер в Ордынской ЦРБ. Она осуществила его похороны, после которых осталась проживать в доме по адресу <адрес>. Имуществом оставшимся после смерти отчима она распоряжалась, владела, пользовалась. В частности содержала дом, платила коммунальные услуги, производила ремонт. На земельном участке выращивала овощи. Она считала, что имущество она приняла как наследница седьмой очереди, так как других наследников не было. В 2007 году она была вынуждена уехать на работу в г. Новосибирск, где ей предоставили в общежитии комнату. Ей пришлось выписаться из дома в с. Вагайцево и прописаться в общежитии в г. Новосибирске. По окончании работы в этом же 2007 году она вернулась домой в с. Вагайцево, но её не прописали, так как не были оформлены документы на право собственности. В доме она стала проживать без регистрации по настоящее время. Из Ордынской газеты в январе 2016 года ей стало известно, что её дом поставлен Администрацией Вагайцевского сельсовета как безхозяйное имущество, в связи с чем, она обратилась в суд о признании права собственности в порядке наследования. С возражениями ответчика о пропуске исковой давности она не согласна, так как фактически приняла наследственное имущество сразу же после смерти наследодателя и по сегодняшний день пользуется, владеет и распоряжается этим имуществом.
Свидетели ЖСП и ТТГ в судебном заседании подтвердили факт принятия наследства ИЭР оставшееся после смерти её отчима ТНС в 2003 году.
ДД.ММ.ГГГГ умер ТНС (копия св-ва о смерти л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ умерла ИМА (копия св-ва о смерти л.д.12).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ИЭР проживала по адресу <адрес> (копия адресной справки л.д.15 и копия паспорта л.д.16-17)
Задолженность по коммунальным услугам по дому расположенному <адрес> отсутствует (справки на л.д.28-29).
Согласно сведений нотариуса КОВ наследственное дело после смерти ТНС не открывалось. (л.д.35).
Согласно п. 3 ст. 1145 ГК РФ, следует, что если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.
Как следует из разъяснений п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 9 от 29.05.2012г. «О судебной практике по делам о наследовании » к наследникам по закону седьмой очереди, призываемым к наследованию согласно п. 3 ст. 1145 ГК РФ, относятся пасынки и падчерицы наследодателя - неусыновленные наследодателем дети его супруга независимо от их возраста. Названные в п. 3 ст. 1145 ГК РФ лица призываются к наследованию и в случае, если брак родителя пасынка, падчерицы с наследодателем, а равно брак отчима, мачехи с родителем наследодателя был прекращен до дня открытия наследства вследствие смерти или объявления умершим того супруга, который являлся соответственно родителем пасынка, падчерицы либо родителем наследодателя. В случаях, если брак прекращен путем его расторжения, а также признан недействительным, указанные в п. 3 ст. 1145 ГК РФ лица к наследованию не призываются.
Истица ИЭР является, падчерицей ТНС
Мать истицы ИМА и ТНС состояли в браке. Брак при жизни между ними не расторгался, в связи с чем, истица может быть призвана к наследованию после смерти ТНС как наследник седьмой очереди по закону.
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
На основании ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Поскольку суд пришёл к выводу, что истец является единственным наследником седьмой очереди по закону после смерти ТНС, фактически приняла наследство, то в силу п. 4 ст. 1152 ГК РФ за ним может быть признано право собственности в порядке наследования на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №. и земельный участок размером <данные изъяты> кв.м. расположенные по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» одним из оснований для государственной регистрации прав являются судебные решения (абз. 6 п. 1 ст. 17 Закона), вступившие в законную силу.
Стороной ответчика заявлено о пропуске истцом сроков исковой давности по требованию о признании за ней собственности на жилой дом и земельный участок. Суд считает данный довод не состоятельным, так как судом установлен факт принятия наследства ИЭР после смерти отчима ТНС
Оценивая представленные доказательства, суд считает установленным факт того, что наследодатель ТНС при жизни приобрел право собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №. и земельный участок размером <данные изъяты> кв.м. расположенные по адресу: <адрес> как наследник по завещанию. Право собственности возникло при жизни у ТНС, после смерти которого никем из наследников наследство не принято. ИЭР фактически приняла наследство по закону после смерти ТНС, следовательно, к истцу как к наследнику по закону перешло право на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №. и земельный участок размером <данные изъяты> кв.м. расположенные по адресу: <адрес>. В соответствии со ст. 1152 ГК РФ п.1 - для приобретения наследства наследник должен его принять; п.2 - принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. п.4 - принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. При таких обстоятельствах исковые требования ИЭР подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать за ИЭР право собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №. и земельный участок размером 2311.0 кв.м. расположенные по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество в Управлении Росреестра по Новосибирской области.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.Н.Лисицын