Дело № 2-106/2022
№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пгт. Лучегорск 4 марта 2022 года
Пожарский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Стефанюк Е.А., при секретаре Колещук С.Г., с участием:
истца Кураповой И.В.,
представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кураповой ФИО6 к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» Пожарского муниципального района Приморского края о признании незаконным приказа, взыскании неполученного заработка, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Курапова И.В. обратилась в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» Пожарского муниципального района Приморского края, указав, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком. ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца ответчиком издан приказ №-л об отстранении от работы с ДД.ММ.ГГГГ в связи с непредставлением ответчику сведений о прохождении вакцинации. При этом требования об отстранении от работы со стороны должностных лиц Роспотребнадзора, в адрес ответчика не поступало. Полагает, что ответчик отстранил его от работы по собственной инициативе, в отсутствие законных оснований. В связи с продлением срока действия сертификата о перенесенном заболевании до ДД.ММ.ГГГГ, был издан приказ о допуске истца к работе. Полагает свое право нарушенным. В соответствии с требованием со ссылкой на постановление Главного государственного санитарного врача ответчик обязывал пройти вакцинацию в сроки, оговоренные в требовании ответчика. При этом ответчик не разъяснил ему права и обязанности в полном объёме, в том числе право на отказ от предоставления сведений, содержащих врачебную тайну; на отказ от медицинского вмешательства; на отказ от профилактических прививок, иные права и обязанности истца в соответствии с вакцинацией. Требование ответчика о предоставлении медицинских документов в подтверждение вакцинации, отсутствие которых явилось причиной для отстранения от работы, нормами трудового права не предусмотрено, кроме того считает, что указанная информация составляет врачебную тайну. Отстранить истца от работы ответчик мог при наличии у работника инфекционного заболевания, либо при наличии вероятности того, что работник является источником распространения инфекционного заболевания, однако, каких-либо заболеваний, препятствующих осуществлению трудовой функции истец не имеет. Считает, что действующее законодательство не позволяет главным санитарным врачам возлагать обязанности по проведению вакцинации на работодателя. Незаконное отстранение истца от работы повлекло за собой вынужденный прогул, который должен быть компенсирован ответчиком. В связи с тем, что ответчик в отсутствие у него законных оснований ограничил истца в конституционном праве на труд, создал условия нервозности и не спокойствия на работе, отстранил от работы, истец переживает глубокие моральные и нравственные переживания, которые выражаются в том, что истец не может осуществлять любимую работу, общаться с коллегами, будучи патриотом, вносить вклад в развитие экономики страны. Незаконные действия ответчика лишили истца спокойного и продолжительного сна, а сама ситуация явилась для истца психотравмирующей, разрешение которой стало возможным только в судебном порядке. Просит признать незаконными приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-Л, обязать ответчика оплатить истцу дни вынужденных прогулов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 42 194 рублей 57 копеек, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В судебном заседании истец Курапова И.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ФИО5 просила в удовлетворении исковых требований отказать, представив возражения на иск, указав, что обжалуемый истцом приказ издан в полном соответствии с действующим законодательством, является законным и обоснованным по следующим основаниям. В Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Для работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность прививка от коронавируса обязательна. Работодатель обязан отстранить от работы работника, выразившего отказ от проведения вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний, в соответствии с абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ. Во исполнение Постановления главного государственного санитарного врача по Приморскому краю № 7 от 11 октября 2021 года, директором МОБУ СОШ № Пожарского муниципального района Приморского края издан Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении профилактических прививок». С указанным Приказом все сотрудники МОБУ «СОШ №» Пожарского муниципального района Приморского края ознакомлены под роспись. ДД.ММ.ГГГГ в информационную группу, в которой состоит и истец даны разъяснения о невозможности предоставления отсрочки вакцинации и обязательности работников предоставления документов в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с непредставлением ФИО1 информации о проведении вакцинации либо медицинского отвода от вакцинации ДД.ММ.ГГГГ приказом №-Л Курапова И.В. последняя отстранена от работы с ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 17, ч. 3 ст. 37, ч. 2 ст. 21, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, в том числе, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, при этом, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пг «О мерах по предотвращению распространения на территории <адрес> новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» на территории <адрес> введен режим повышенной готовности и установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51, ст. 10, ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделяются, в том числе, полномочиями о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям, при этом, установлены обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о выполнении требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Приморскому краю № 7 от 11 октября 2021 года «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Приморском крае», вынесенного в рамках полномочий, определенных в п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Приморского края установлены категории граждан, подлежащих проведению профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе в сфере образования, на руководителей, возложена организация проведения профилактических прививок против коронавирусной инфекции не менее 80% от общей численности сотрудников: первым компонентом до 15 ноября 2021 года; вторым компонентом до 15 декабря 2021 года, при этом, предписано отстранить от работы, перевести на дистанционный режим работы с 15 ноября 2021 года лиц, не получивших ни одного компонента вакцины против новой коронавирусной инфекции; с 15 декабря 2021 года лиц, не имеющих законченного курса вакцинации.
В судебном заседании установлено, что Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» Пожарского муниципального района Приморского края (далее МОБУ «СОШ №») относится к организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкции, с которой Курапова И.В. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, трудовой книжке, Курапова И.В. является <данные изъяты> МОБУ «СОШ №».
Во исполнение Постановления № Главного государственного санитарного врача по Приморскому краю от 11 октября 2021 года, директором МОБУ «СОШ №» ДД.ММ.ГГГГ издан приказ № «О проведении профилактических прививок», согласно которому работники МОБУ «СОШ №» предписано пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19); сообщить о сроках прохождения вакцинации или об отказе от этой процедуры, с предоставлением документа медицинского отвода или противопоказаниях, ответственному лицу; предоставить сведения ответственному лицу о прохождении вакцинации, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ - 1 прививка; ДД.ММ.ГГГГ - 2 прививка; при этом, приказано отстранить от работы лиц без сохранения заработной платы, в случае отказа прохождения вакцинации без уважительных причин. Курапова И.В. ознакомлена с приказом ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ фельдшером МОБУ «СОШ №» ФИО4 сообщено ответчику о непредставлении ФИО1 документов о прохождении вакцинации, медицинских отводов и противопоказаний против новой коронавирусной инфекции COVID-19. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа директора МОБУ «СОШ №» №-л «Об отстранении от работы», ФИО1 на основании абзаца 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» и приказа директора МОБУ «СОШ №» № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении профилактических прививок», Курапова И.В. в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 отстранена от работы с ДД.ММ.ГГГГ и до момента ее прохождения. Согласно п. 2 вышеуказанного приказа предписано не начислять Кураповой И.В. заработную плату на весь период отстранения. С данным приказом истец ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец не отрицала, что от прохождения вакцинации отказалась, документы о прохождении вакцинации, либо о наличии противопоказаний к вакцинации работодателю не представляла.
Суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Кураповой И.В. в силу следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ от 17 сентября 1998 года «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года № 825 (в редакции от 24 декабря 2014 года).
При этом, риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно постановлению Правительства РФ от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», новая коронавирусная инфекция (COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 декабря 2020 года № 1307-н профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Указанная норма регулирует отношения в сфере санитарного благополучия населения, поэтому в противоречие с Перечнем работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года № 825 не вступает.
Таким образом, если в субъекте Российской Федерации вынесено постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей) об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной вне зависимости от того, перечислены выполняемые ими работы в Перечне или нет.
Приказом директором МОБУ «СОШ №» № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении профилактических прививок» работодатель разъяснил работникам положения действующего законодательства о мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при этом, за работником сохранялось право самостоятельно принять решение о прохождении вакцинации, либо подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться от профилактической прививки.
Обязательность прививок в этом случае обуславливается нормами Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Отказ от такой прививки влечет те же последствия, что и отказ от прививки в обычных условиях работы с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.
МОБУ «СОШ №» не имело полномочий исключать кого-либо из работников из состава лиц, участвующих в вакцинации, поскольку Постановлением № 7 Главного государственного санитарного врача по Приморскому краю от 11 октября 2021 года устанавливалась ее обязательность для всех работников в сфере образования, до 15 ноября 2021 года пройти вакцинацию первым компонентом вакцины не менее 80% от общей численности работников (количество вакцинированных работников МОБУ «СОШ №» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляло менее 80%), и было дано с тем, чтобы определить наличие в действиях работодателя состава административного правонарушения за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Поскольку Курапова И.В. добровольно отказалась от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины, документов подтверждающих наличие прохождения вакцинации, либо наличия противопоказаний к проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции работодателю не представила, как и не представила документов, подтверждающих получение первого компонента прививки, то работодателем правомерно ДД.ММ.ГГГГ был издан оспариваемый приказ №-л об ее отстранении от работы. Приказ содержит имя и должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения и решение о невыплаты заработной платы. Суд не усматривает в действиях работодателя нарушения процедуры отстранения работника от работы по основаниям, предусмотренным ст. 76 ТК РФ и приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Кураповой И.В. о признании незаконным указанного приказа.
Трудовая функция Кураповой И.В. не может выполняться дистанционно, что следует из должностной инструкции, поэтому работник не мог быть временно переведен работодателем на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 312.9 ТК РФ.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, Курапова И.В. на основании приказа №-л от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ допущена к работе.
Поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> сохранялся режим повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Постановление № Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, равно как и приказ директора МОБУ «СОШ №» № от ДД.ММ.ГГГГ, действовали, таким образом, объективных оснований для допуска Кураповой И.В. к работе не имелось.
Поскольку в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется по правилам ст. 76 ТК РФ, отстранение Кураповой И.В. от работы связано с ее личным волеизъявлением не предоставлять работодателю документов, подтверждающих получение профилактической прививки, а также выраженного отказа от обязательной вакцинации, МОБУ «СОШ №» обоснованно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не начислялась и не выплачивалась истцу заработная плата.
В связи с изложенным, требование Кураповой И.В. о выплате ей компенсации за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является неправомерным и удовлетворению не подлежит.
Кроме того, поскольку судом не установлено нарушений трудовых прав истца со стороны работодателя, оснований для возложения на ответчика ответственности по ст. 237 ТК РФ в виде компенсации морального вреда не имеется, в связи с чем, требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда удовлетворению так же не подлежит.
Руководствуясь ст. 194 - ст. 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кураповой ФИО7 к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» Пожарского муниципального района Приморского края - отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Жалоба подлежит подаче через Пожарский районный суд Приморского края.
Судья Стефанюк Е.А.
Мотивированное решение изготовлено 14 марта 2022 года.