Дело № 12-356/2021
РЕШЕНИЕ
13 декабря 2021 года город Рыбинск
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Попова Е.Л., рассмотрев жалобу АО «Рыбинский мукомольный завод» на постановление государственного инспектора Центрального управления Ростехнадзора Спасской С.Е. от 5 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ,
установил:
постановлением государственного инспектора Центрального управления Ростехнадзора Спасской С.Е. от 5 октября 2021 года АО «Рыбинский мукомольный завод» привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в сумме 200 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, АО «Рыбинский мукомольный завод» обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление надзорного органа отменить, освободить от административного наказания в виду малозначительности деяния либо заменить штраф на предупреждение. В жалобе указывается на то, что юридическое лицо имеет статус малого предприятия со штатной численностью 65 человек, до окончания проверки все выявленные нарушения обществом были устранены, о чем сообщено в надзорный орган.
В судебном заседании представитель АО «Рыбинский мукомольный завод» по доверенности Ткаченко Н.А. доводы жалобы поддержал, указал, что юридическое лицо является малым предприятием, все выявленные надзорным органом нарушения устранены, штраф в сумме 200 000 руб., наложенный на юридическое лицо, является чрезмерно высоким и может быть снижен.
Заслушав представителя АО «Рыбинский мукомольный завод» по доверенности Ткаченко Н.А., изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Как видно из дела, на основании решения заместителя руководителя Центрального управления Ростехнадзора от 20 сентября 2021 года № в отношении АО «Рыбинский мукомольный завод» Центральным Управлением Ростехнадзора в период с 23 сентября 2021 года по 28 сентября 2021 года проводилась выездная плановая проверка в рамках осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
По результатам проверки Центральным управлением Ростехнадзора составлены: акт проверки от 28 сентября 2021 года, протокол об административном правонарушении от 28 сентября 2021 года, вынесено постановление от 5 октября 2021 года о привлечении АО «Рыбинский мукомольный завод» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Из содержания представленных материалов следует, что АО «Рыбинский мукомольный завод» эксплуатирует опасные производственные объекты: цех по производству муки (рег. номер А18-00075-0002, 3 класс опасности), элеватор (рег. номер А18-00075-0001, 3 класс опасности).
В период проверки надзорным органом были выявлены нарушения обязательных требований, допущенные АО «Рыбинский мукомольный завод» при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов:
- не исключено проникновение поверхностных вод в заглубленное здание мельницы. Отсутствует система организованного водостока оконных проемов и парапетов, что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 494 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв. приказом Ростехнадзора от 3 сентября 2020 года № 331.
- отсутствует несгораемый козырек над отверстием помещения ТП в осях (1/1-1)/А у здания мельницы, что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 564 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв. приказом Ростехнадзора от 3 сентября 2020 года № 331.
- отсутствуют ограждения окон, расположенных на высоте менее 1 метра от пола в здании мельницы, что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 471 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв. приказом Ростехнадзора от 3 сентября 2020 года № 331.
- негерметично соединение (имеется насыпь продукта) у трубы сепаратора 1А-БИС100 № 5Б на 6 этаже мельницы, что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 31, 53, 508 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв. приказом Ростехнадзора от 3 сентября 2020 года № 331.
- неверно указан номер аспирационной системы АС № 2 (стоит АС № 12) на 6 этаже мельницы, что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 278 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв. приказом Ростехнадзора от 3 сентября 2020 года № 331.
- негерметичен рассев № 175 на 5 этаже мельницы (имеется насыпь продукта), что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 31, 53, 508 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв. приказом Ростехнадзора от 3 сентября 2020 года № 331.
- негерметичен приемный патрубок рассева № 163 на 5 этаже мельницы (имеется видимое отверстие), что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 31, 53, 508 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв. приказом Ростехнадзора от 3 сентября 2020 года № 331.
- неполный комплект приводных ремней на аспираторе 1БДА № 46 на 4 этаже мельницы, что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 65 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв. приказом Ростехнадзора от 3 сентября 2020 года № 331.
- нарушена герметичность трубы аспирационной системы № 2 элеватора (разрыв в стыковом элементе), что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 31, 53, 508 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв. приказом Ростехнадзора от 3 сентября 2020 года № 331.
- не закреплен защитный кожух муфты электродвигателя аспирационной системы № 1 элеватора, что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 161 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв. приказом Ростехнадзора от 3 сентября 2020 года № 331.
- отсутствует обозначение кнопки пожарной сигнализации на 6 этаже элеватора, что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 160 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв. приказом Ростехнадзора от 3 сентября 2020 года № 331.
- отсутствует жесткое крепление фонаря (висит на электропроводке) у входа в помещение на 5 этаже элеватора, что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 548 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв. приказом Ростехнадзора от 3 сентября 2020 года № 331.
- отсутствует маркировка на аспирационной системе АС № 7 элеватора, что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 278 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв. приказом Ростехнадзора от 3 сентября 2020 года № 331.
- не указан номер циклона на 4 этаже элеватора, что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 278 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв. приказом Ростехнадзора от 3 сентября 2020 года № 331.
- отсутствует обозначение категории помещений здания элеватора, что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 457 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв. приказом Ростехнадзора от 3 сентября 2020 года № 331.
С выводом должностного лица Центрального управления Ростехнадзора о наличии в действиях АО «Рыбинский мукомольный завод» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, соглашаюсь.
Правонарушение совершено юридическим лицом виновно, оно имело возможность не допустить нарушение законодательства в области промышленной безопасности, однако без объективных к тому препятствий этого не сделало.
Вина юридического лица в совершении данного административного правонарушения подтверждается актом проверки надзорного органа, протоколом об административном правонарушении.
Нормативные акты, которые нарушены в результате противоправных действий (бездействия) АО «Рыбинский мукомольный завод», содержат требования промышленной безопасности, являются действующими и подлежат исполнению юридическим лицом, как лицом, эксплуатирующим опасный производственный объект.
Процедура привлечения к административной ответственности надзорным органом соблюдена.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не усматриваю.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного деяния не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо вредных материальных последствий правонарушения, а в неисполнении требований закона, охраняющего безопасность жизни, здоровья и имущества неопределенного круга лиц.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы представителя юридического лица о возможности снижения назначенного АО «Рыбинский мукомольный завод» административного штрафа в сумме 200 000 руб.
В силу части 3.2 статьи 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Из обжалуемого постановления следует, что административное наказание назначено АО «Рыбинский мукомольный завод» в пределах санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, однако учитывая наличие у юридического лица статуса малого предприятия, устранение им выявленных нарушений, учитывая обстоятельства дела, считаю, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Учитывая, что АО «Рыбинский мукомольный завод» устранило выявленные в ходе проверки нарушения при эксплуатации опасных производственных объектов, полагаю возможным снизить размер административного штрафа, назначенного АО «Рыбинский мукомольный завод» в качестве административного наказания, с 200 000 руб. до 100 000 руб.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление государственного инспектора Центрального управления Ростехнадзора Спасской С.Е. от 5 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении АО «Рыбинский мукомольный завод» изменить, размер штрафа снизить до 100 000 руб.
Судья Е.Л. Попова