Дело № 2-524/2022
УИД №34RS0002-01-2021-006604-54
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 01 марта 2022 года
Советский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Пустовой А.Г.,
при секретаре Дербенько Т.Ю.,
с участием:
помощника прокурора
Советского района г. Волгограда Киселевой М.С.,
представителя истца
администрации Волгограда
по доверенности от 07.09.2021г. Коченковой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Волгограда к Литвинову Владимиру Викторовичу об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права собственности, о возложении обязанности передать жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Истец администрация Волгограда обратилась в суд с иском к Литвинову В.В.., в котором просит: изъять для муниципальных нужд городского округа город-герой Волгограда у Литвинова Владимира Викторовича, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение (квартиру) номер, расположенное по адресу: адрес, со встречным предоставлением в собственность Литвинова В.В. жилого помещения (квартиры) номер, расположенного по адресу: адрес, прекратить право собственности Ф.И.О.1 на принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение (квартиру) номер, расположенное по адресу: адрес; признать право собственности муниципального образования городской округ город-герой Волгоград на жилое помещение, расположенное по адресу: адрес; обязать Ф.И.О.1 передать принадлежащее им жилое помещение (квартиру) номер, расположенное по адресу: адрес, по акту приема-передачи администрации Волгограда.
В обоснование заявленных требований указано, что Литвинов В.В. является собственником жилого помещения (квартиры) номер, расположенного по адресу: адрес. Заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов адрес Волгограда от 04.03.2013г. номер многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: адрес, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Волгограда от 30.11.2021г. номер «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: адрес, и помещений в указанном многоквартирном жилом доме» жилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданам, расположенные в указанном многоквартирном жилом доме, изъяты для муниципальных нужд. Постановлением администрации адрес от 01.04.2019г. номер-п «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории адрес в 2019-2025 годах» утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории адрес в 2019-2025 годах», многоквартирный жилой адрес многоквартирных домов, признанных аварийными до датаг., со сроком расселения до 31.12.2022г.
Заявлением от 02.03.2021г. Литвиновым В.В. выбран способ переселения в виде предоставления жилого помещения по договору мены. На основании муниципального контракта на приобретение жилого помещения для обеспечения переселения граждан из аварийного жилья в адрес комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда приобретено жилое помещение общей площадью 45,1 кв.м., расположенное по адресу: адрес. Жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру, расположенную на 1-ом этаже шестиэтажного многоквартирного жилого адрес года постройки. адрес квартиры составляет 45,1 кв.м., жилая площадь комнат составляет 14,3 кв.м. и 11,7 кв.м. Жилое помещение соответствует требованиям, установленным приложением номер к региональной адресной программе. До настоящего времени договор мены жилыми помещениями с ответчиком не заключен. В целях реализации жилищных прав собственнику предложено жилое помещение, отвечающее нормам благоустроенности, по общей площади предоставленное жилое помещение превышает жилое помещение, расположенное в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. Многоквартирный жилой адрес признан аварийным и подлежащим сносу, с учетом физического износа конструкций и инженерных систем дома эксплуатации здания опасна, проживание ответчика в указанном доме угрожает его жизни и здоровью.
Представитель истца администрации Волгограда по доверенности Коченкова А.О. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Ответчик Литвинов В.В в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомил, заявления о рассмотрении дела в его отсутствие не представил.
Помощник прокурора Советского района г. Волгограда Киселева М.С., в судебном заседании считала заявленные требования истца не подлежащими удовлетворению, указав на то, что администрацией г. Волгограда нарушен порядок уведомления лица об изъятии жилого помещения с предоставлением другого, а так же о возможности ответчика предоставить свои возражения или согласие на обмен жилого помещения. Представленные со стороны Администрации адрес о направлении лицу уведомления о возможности осмотра нового жилого помещения, являются не допустимым доказательством в связи с тем, что как следует из уведомления которое датировано дата направленное ответчику, было направлено простой почтовой корреспонденцией дата. Исковое заявление датировано и подготовлено дата, которое было зарегистрировано в суде дата, что свидетельствует о том, что какого -либо соглашения Администрация адрес ответчику не направляла, доказательств о получении или об отказе в получении какого либо соглашения об изъятии жилого помещения в замен нового ответчик не получал и получить не мог. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент подачи исковых требований, а именно на дата, каких - либо прав истца Администрации адрес со стороны ответчика не нарушено. Между тем, Администрацией адрес нарушены права лиц которые не выразили согласие на предоставление им квартиры для переселения без соблюдения процедуры, прописанной в статье 32 Жилищного кодекса РФ, и волеизъявление ответчиков, как собственников жилого помещения, расположенного в аварийном и подлежащем сносу многоквартирном жилом доме, относительно способа защиты их жилищных прав.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Киселевой М.С., полагавшую исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Обеспечение жилищных прав собственников жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в соответствии со статьёй 32 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также на переселение граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от дата N147-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Из положений названного Федерального закона от дата N147-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» следует, что федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с данным федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение (часть 3 статьи 16).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Если аварийный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственник жилого помещения в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от дата №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от дата N185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
При этом собственник имеет прав выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от дата, выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
В судебном заседании установлено, что Литвинов В.В. является собственником жилого помещения (квартиры) номер, расположенного по адресу: адрес.
Заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов адрес Волгограда от 04.03.2013г. номер многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: адрес, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Волгограда от 30.11.2021г. номер «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: адрес, и помещений в указанном многоквартирном жилом доме» жилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданам, расположенные в указанном многоквартирном жилом доме, изъяты для муниципальных нужд.
Постановлением администрации адрес от 01.04.2019г. номер-п «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории адрес в 2019-2025 годах» утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории адрес в 2019-2025 годах», многоквартирный жилой адрес многоквартирных домов, признанных аварийными до датаг., со сроком расселения до 31.12.2022г.
В целях реализации мероприятий региональной адресной программы муниципальным образованием городской округ город-герой Волгоград и комитетом строительства адрес 20.10.2020г. заключено соглашение номер-ПС/2021 о реализации на территории городского округа город-герой Волгоград III этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающее порядок взаимодействия сторон при выполнении условий Федерального закона от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», реализации этапа III этапа региональной адресной программы, в том числе порядок финансирования мероприятий региональной адресной программы.
Заявлением Литвинова В.В. от дата выбран способ переселения в виде предоставления жилого помещения по договору мены.
На основании муниципального контракта на приобретение жилого помещения для обеспечения переселения граждан из аварийного жилья в адрес комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда приобретено жилое помещение общей площадью 45, 1 кв.м., расположенное по адресу: адрес.
Жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру, расположенную на 1 этаже шестиэтажного многоквартирного жилого адрес года постройки. адрес квартиры составляет 45,1кв.м., жилая площадь комнат составляет 14,3 кв.м. и 11,7 кв.м.
Частью 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В ходе судебного заседания установлено, что в нарушение положений приведенной нормы, решение об изъятии земельного участка и соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужда в адрес собственника Литвинова В.В. не направлена, соглашение о предоставлении другого жилого помещения не заключено.
Как следует из списка №2 от 22.12.2021г. отправки почтовой корреспонденции Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда, под №8 значится почтовое отправление в адрес Литвинова В.В.
Однако, 23.12.2021г. исковое заявление об изъятии у Литвинова В.В. жилого помещения для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права собственности, о возложении обязанности передать жилое помещение, уже поступило в Советский районный суд адрес.
Совокупность установленных обстоятельств позволяет суду прийти к выводу о том, что собственник Литвинов В.В. не выразил согласие на предоставление им квартиры для переселения без соблюдения процедуры, прописанной в статье 32 Жилищного кодекса РФ, и волеизъявление Литвинова В.В., как собственника жилого помещения, расположенного в аварийном и подлежащем сносу многоквартирном жилом доме, относительно способа защиты их жилищных прав истцом выяснено и учтено не было.
Более того, согласно материалам дела 14 февраля 2022 года между комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда и Литвиновым В.В. заключен договор мены жилыми помещениями согласно пояснениям представителя истца документы переданы на регистрацию.
При таких обстоятельствах основания полагать о соответствии действий администрации Волгограда вышеприведенным требованиям закона, отсутствуют, в этой связи суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку соглашение об изъятии жилого помещения в адрес ответчиков не направлялось, доказательств нарушения прав истца со стороны ответчика, в материалы дела не представлено.
Суд, исследовав собранные по делу доказательства, оценив их с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, признавая их в совокупности достаточными для разрешения данного гражданского дела, приходит к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований администрации Волгограда к Литвинову Владимиру Викторовичу об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права собственности, о возложении обязанности передать жилое помещение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований администрации Волгограда к Литвинову Владимиру Викторовичу об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права собственности, о возложении обязанности передать жилое помещение – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья А.Г. Пустовая