Дело № 2-344/2015
Мотивированное решение изготовлено 19.04.2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 апреля 2015 года Режевской городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Быкова А.Н.,
при секретаре Тетериной О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуКалугина Николая Геннадьевича к Государственному унитарному предприятию Свердловской области «Лесохозяйственное производственное объединение», Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л :
Калугин Н.Г. обратился в суд с иском к Государственному унитарному предприятию Свердловской области «Лесохозяйственное производственное объединение», Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он поступил на работу в Режевской лесхоз. Работодателем ему было предоставлено спорное жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ По данным филиала «Режевское БТИ и РН» спорный дом состоит на техническом учете и на дату записи ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован за Режевским механизированным лесхозом. Он обратился к ответчику с заявлением о приватизации спорного жилого помещения. Ответчик не возражает против приобретения им в собственность в порядке приватизации спорного жилого помещения, однако заключить договор приватизации не может, поскольку право собственности Свердловской области, право хозяйственного ведения за ГУП СО «ЛХПО» на спорное жилое помещение не зарегистрировано, свидетельство о праве хозяйственного ведения ГУП СО «ЛХПО» на указанный объект недвижимости из-за реорганизации предприятий лесной отрасли Свердловской области и сложного финансового положения ГУП СО «ЛХПО» не было оформлено. По мнению истца, он имеет право на приобретение спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, поскольку спорный жилой дом является государственной собственностью и принадлежит Свердловской области, передан в хозяйственное ведение ГУП СО «ЛХПО», он занимает спорное жилое помещение на условиях договора социального найма.
Судом установлено, что Постановлением Правительства Свердловской области № 883-ПП от 20.10.2014 г. государственной унитарное предприятие Свердловской области «Лесохозяйственное производственное объединение» реорганизовано в форме преобразования в государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Лесохозяйственное производственное объединение», которое является правопреемником имущественных и неимущественных прав и обязанностей реорганизуемого ГУП СО «ЛХПО». (л.д. №
В судебном заседании представитель истца Сурганов А.С. действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил изложенные в исковом заявлении обстоятельства.
Истец Калугин А.С. извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился направил своего представителя.
Представитель Государственного бюджетного учреждения «Лесохозяйственное производственное объединение» Василькина Е.Н. в судебное заседание не явилась, направив в суд письменный отзыв, содержащий ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Государственного бюджетного учреждения «Лесохозяйственное производственное объединение». В письменном отзыве на иск указала, что спорное жилое помещение является собственностью Свердловской области, оно было передано ответчику Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области на праве хозяйственного ведения и на данный момент находится на балансе ответчика. Данное жилое помещение было предоставлено истцу как работнику «Режевского лесхоза», который в дальнейшем был несколько раз реорганизован. Заключались ли какие-либо договоры при предоставлении истцу спорного жилого помещения неизвестно, какие-либо документы по данному вопросу отсутствуют. ГБУ СО «ЛХПО» не возражает против признания за Калугиным Н.Г. права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. (л.д. №
Представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Лазарева С.С. в судебное заседание не явилась, направив в суд письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, а также указала, что в соответствии с положением о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, утверждённым постановлением Правительства Свердловской области от 26.07.2012г. №824 -ПП, Министерство является основным уполномоченным органом по управлению государственным имуществом по Свердловской области, осуществляющим управление и распоряжение объектами государственной собственности Свердловской области, и уполномоченным органом по управлению государственным казённым имуществом Свердловской области. В соответствии со ст. 6 Закона РФ « приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казёнными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Согласно ч. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Как следует из искового заявления и приложенных документов договор социального найма между истцом и ГУП СО «ЛХПО» заключён не был, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется. Кроме того, в реестре государственного имущества Свердловской области отсутствуют сведения о спорном объекте недвижимости. По указанным основаниям считает иск не подлежащим удовлетворению. (л.д. №
Управление муниципальным имуществом Администрации Режевского городского округа, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило. Представитель УМИ Администрации РГО Гайбович Е.М. направила в суд письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя УМИ Администрации РГО, а также указал, что возражений против удовлетворения исковых требований Калугина Н.Г. о признании за ним права собственности на <адрес> в <адрес> в порядке приватизации не имеется. (л.д. №
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Согласно регистрационного удостоверения, выданного филиалом «Режевское БТИ и РН» от ДД.ММ.ГГГГ г., <адрес> в <адрес> на основании Постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № зарегистрировано по праву государственной собственности за Режевским механизированным лесхозом. (л.д. №
В судебном заседании из объяснений представителя истца, трудовой книжки истца, из справки МКУ «УГХ» (л.д№ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на работу <данные изъяты>. В период работы в Режевском механизированном лесхозе, неоднократно переименовывавшемся, истец вселился в оспариваемое жилое помещение - жилой <адрес> в <адрес>, зарегистрировался в нем ДД.ММ.ГГГГ и с указанного времени проживает в указанном жилом помещении.
Факт вселения истца в спорное жилое помещение, его проживание в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ г. не оспаривается ответчиками. Доводы истца о предоставлении ему указанного спорного жилого помещения на условиях договора социального найма ответчиками не опровергнут.
Из объяснений истца, иных материалов дела установлено, что проживая в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма, Калугин Н.Г. производит оплату жилья в спорном жилом помещении.
Право Калугина Н.Г. на спорное жилое помещение кем-либо не оспаривается. Сведений о том, что спорное жилое помещение предоставлялось иным лицам не имеется.
Защита жилищных прав установлена статьей 11 ЖК РФ, в соответствии с п. 1 ч. 3 которой защита жилищных прав допускается путем признания жилищного права.
Совокупность исследованных доказательств объективно подтверждает доводы истца о том, что он приобрел право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, и не утратил данное право. Право Калугина Н.Г. на спорное жилое помещение не оспаривается кем-либо, утверждения и доводы истца ответчиками не опровергнуты надлежащими, относимыми и допустимыми средствами доказывания.
Согласно статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии с преамбулой ст.ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 г. № 1541-1, право на бесплатную приватизацию жилья имеют граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений(ведомственный фонд), на условиях социального найма, при этом гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых жилых помещений на предусмотренных Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ст. 18 вышеназванного ФЗ, при переходе государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности, либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах этих предприятий, в том числе и на право бесплатной приватизации.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. от 11.06.2008) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 6, 7 Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, и оформляется договором передачи в порядке, установленном законодательством.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статье 1 Протокола № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности.
При этом, как указывает Европейский Суд по правам человека, понятие собственности может включать в себя как существующее имущество, так и права требования, в силу которых заявитель может претендовать на "законное ожидание" получения эффективного пользования правом собственности.
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
П.п.5,8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (ред. от 02.07.2009) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Правом на приватизацию Калугин Н.Г. согласно данным БТИ не воспользовался. (л.д. №
Судом установлено, что Калугин Н.Г. обращался к ответчику - ГБУ СО «ЛХПО» с заявлением о передаче ему спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Однако, в его адрес был направлен ответ о невозможности заключения с ним договора приватизации в связи с тем, что из-за реорганизации предприятий лесной отрасли Свердловской области и сложного финансового положения ГБУ СО «ЛХПО» не было оформлено свидетельство о праве хозяйственного ведения на спорный дом.
Таким образом, на заключение договора приватизации в установленном законом порядке истец лишен права в связи с обстоятельствами не зависящими от него самого, связанными с не оформлением ГБУ СО «ЛХПО» свидетельства о праве хозяйственного ведения на спорный дом.
Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
Следовательно, в данном случае право собственности Калугина Н.Г. на спорное жилое помещение может быть признано за ним в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
В связи с этим суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197-194 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Калугина Н. Г. удовлетворить.
Признать за Калугиным Н. Г. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в порядке приватизации.
Данное решение является основанием для государственной регистрации права Калугина Н. Г. на жилой <адрес> расположенный по <адрес> в <адрес> в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Апелляционная жалоба, представление не могут содержать требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, или прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанных жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
Решение изготовлено в совещательной комнате судьей лично машинописным способом.
Судья А.Н. Быков
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>