Дело № 2-550/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2013 года город Сосногорск
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Бохоновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канева А.В. к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании излишне удержанного налога на доходы физических лиц и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Канев А.В. (далее по тесту истец) обратился с иском, просил взыскать с ОАО «РЖД» сумму излишне удержанного налога на доходы физических лиц в размере <скрытые данные> рублей, и компенсацию морального вреда в размере <скрытые данные> рублей.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что с <дата обезличена> работает <скрытые данные>. За период с <дата обезличена> по настоящее время из его заработной платы был удержан налог на доходы физических лиц со стоимости проезда по бесплатным транспортным требованиям в общей сумме <скрытые данные> рублей, а именно: <скрытые данные> рубля в <дата обезличена>;
<скрытые данные> рублей в <дата обезличена>. В справках 2-НДФЛ коды дохода, с которого удержан НДФЛ со стоимости проезда - <скрытые данные> и <скрытые данные>. Подсчет удержанной суммы производится путем сложения суммы дохода по кодам <скрытые данные> и <скрытые данные> за год и умножения на 0,13. В расчетных листках сумма дохода указана в разделе «доходы в натуральной форме», подсчет удержанной суммы производится умножением суммы дохода за год на 0,13. Считает удержание налога на доходы физических лиц за проезд по бесплатным требованиям незаконно, поскольку предоставление бесплатных билетов, является компенсациями, предусмотренными ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ», ссылается на Федеральный закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Данная компенсация по налоговому законодательству не подлежит налогообложению. Из-за незаконного удержания суммы налога истец испытывал моральные и нравственные страдания, переживал чувства обиды и ущемленности.
Истец о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Установлено, что истец состоит с ответчиком в трудовых отношениях, с <дата обезличена> и по настоящее время работает <скрытые данные>.
Из представленных истцом справок о доходах физического лица следует, что ответчиком произведены удержания из заработной платы Канева А.В. в <дата обезличена> сумм подоходного налога по ставке 13 % на общую сумму <скрытые данные> рублей со стоимости проезда на железнодорожном транспорте.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации, к доходам от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
Истец работает на территории Российской Федерации, является ее резидентом.
Согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений, с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удерживать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоя щей статьей.
Доход от стоимости железнодорожных билетов истец получил в результате трудовых отношений с ОАО «РЖД», в связи с этим ОАО «РЖД», являясь налоговым агентом по отношению к данному доходу, исчислило и удержало у Канева А.В. налог на доходы физических лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Понятие компенсаций, связанных с исполнением трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом РФ. Согласно статье 164 Трудового кодекса РФ, компенсация- это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
Согласно пункту 5 ст.25 Федеральною закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», работники железнодорожного транспорта общего пользования пользуются правом бесплатного проезда на железнодорожном транспорте за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.
Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам железнодорожного транспорта общего пользования при исполнении ими служебных обязанностей в период нахождения на территории иностранного государства, устанавливаются международным и договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Организации железнодорожного транспорта общего пользования, в которых работают такие работники, могут дополнительно устанавливать для них гарантии, льготы и компенсации.
Удержания налога на доходы физических лиц из заработной истца производились в <дата обезличена>. В <дата обезличена> подлежали применению Отраслевое соглашение на 2008 года, продленное на 2009 и 2010 годы, Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2008-2010 годы, в 2012 году- Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2011-2013 годы.
Согласно пункту 7.2.1 Отраслевого соглашения на 2011-2013 годы, работодателем работникам предоставляется гарантия в виде проезда по личным надобностям в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий 1 раз в год и проезда в пригородном сообщении или в поездах дальнего следования (при отсутствии пригородного) на суммарное расстояние двух направлений до 150 км или оплаты (компенсации) проезда.
В силу пункта 3.4.1 Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2008-2010 годы, работники имеют право бесплатного проезда на железнодорожном транспорте общего пользования от места жительства до места работы (учебы), работнику предоставляется право бесплатного проезда по личным надобностям в поездах пригородного сообщения на суммарное расстояние двух направлений до 200 км. (или в дальних поездах на участках, где отсутствует пригородное сообщение) или выплачивается компенсация в размере и на условиях, установленных Компанией.
До <дата обезличена> действовали «Временные правила выдачи билетов для бесплатного проезда работников железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от <дата обезличена> <номер обезличен>р.
В силу пункта 4.2.3 Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2011-2013 годы, работники имеют право бесплатного проезда по личным надобностям по разовому транспортному требованию в купейном вагоне дальнего следования всех категорий в направлении туда и обратно.
Правила выдачи транспортных требований ОАО «РЖД», утвержденные <дата обезличена> <номер обезличен>р, для оформления безденежного проезда на железнодорожном транспорте общего пользования (далее - Правила) определяют порядок и условия выдачи транспортных требований ОАО «РЖД» (далее - транспортные требования) для оформления безденежного проезда на железнодорожном транспорте общего пользования и провоза багажа по служебным и личным надобностям, порядок пользования транспортными требованиями, их формы и нормы выдачи, а также порядок организации работы в ОАО «РЖД» по выдаче и учету транспортных требований.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил, к видам проезда по личным надобностям относятся:
4.1.1.Проезд от места жительства к месту основной работы.
4.1.2.Проезд один раз в год по территории Российской Федерации в направлении "туда" и "обратно".
4.1.3.Проезд в пригородном сообщении на суммарное расстояние в двух направлениях до 200 км от места жительства.
4.1.4.Проезд в лечебные учреждения за получением медицинской помощи, в протезные мастерские, на обследование в направлении "туда" и "обратно".
4.1.5.Проезд в торговые пункты и предприятия бытового обслуживания в направлении "туда" и "обратно".
4.1.6.Проезд к месту учебы в высшие, средние специальные и общеобразовательные учебные заведения.
Для реализации права работника на бесплатный проезд работодателем выдаются бесплатные транспортные требования. Согласно Правилам, пользование бесплатными транспортными требованиями возможно лишь штатным работником ОАО «РЖД», либо его детьми до 18 лет, находящимся на его иждивении.
В соответствии с п.4.2.4 Коллективного договора на 2011-2013 годы, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и находящимся на их иждивении детям в возрасте до 18 лет (не более двум) один раз в два года, кроме проезда железнодорожным транспортом, предоставляется право бесплатного проезда в пределах территории РФ по разовому транспортному требованию в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий к месту использования отпуска и обратно.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 N2-П, Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как в социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7), труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1); каждый имеет право на отдых, работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (статья 37, часть 5); каждому гарантируется право на охрану здоровья (статья 41, часть 1).
Провозглашая право каждого на отдых и на охрану здоровья, Конституция Российской Федерации исходит из того, что здоровье человека является высшим неотчуждаемым благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а, следовательно, его сохранение и укрепление играют основополагающую роль в жизни общества и государства. Этим предопределяется характер обязанностей государства, признающего свою ответственность за сохранение и укрепление здоровья людей, и, соответственно, содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами указанных конституционных прав, что в сфере труда требует от законодателя, помимо установления мер, направленных на охрану здоровья работников непосредственно в процессе трудовой деятельности, введения для тех из них, кто осуществляет трудовую деятельность и проживает в неблагоприятных природно-климатических условиях, дополнительных гарантий, призванных компенсировать воздействие на их здоровье обусловленных этими условиями факторов.
Такие гарантии, будучи направленными на достижение социально необходимого результата, вместе с тем не должны нарушать баланс прав и законных интересов работников и работодателей как условие гармонизации трудовых отношений на основе конституционных принципов юридического равенства и свободы труда и вытекающего из них принципа свободы трудового договора, реализация которых в Российской Федерации как правовом и социальном государстве предполагает сочетание государственного и договорного начал в регулировании этих отношений.
С учетом указанных требований в трудовом законодательстве Российской Федерации, целями которого являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей, в числе основных принципов правового регулирования трудовых отношений закрепляется социальное партнерство, включающее право работников, работодателей, их объединений на участие в договорном регулировании трудовых отношений, и наряду с обязанностью работодателей обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, устанавливается приоритет сохранения жизни и здоровья работников (статьи 1 и 2, часть вторая статьи 22, часть первая статьи 210 и часть вторая статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из того, что проживание и осуществление трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оказывает негативное воздействие на здоровья человека и, следовательно, связано с риском преждевременной утраты трудоспособности, в Трудовом кодексе Российской Федерации предусматриваются особенности регулирования труда лиц, работающих в этих районах и местностях (глава 50).
Согласно ст.313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации; дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Закон Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсация для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», как специальный закон, устанавливающий гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно- климатических условиях Севера, предусматривает, что гарантии и компенсации для таких лиц, являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливаются соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, для работников организаций, не относящихся к бюджетной сфере,- работодателем, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом (ч.3 ст.1).
К числу таких гарантий, направленных на обеспечение работникам возможности полноценного отдыха и оздоровления, относится, в частности, законодательное закрепление правила о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Данное правило, основанное на учете влияния на здоровье человека неблагоприятных природно- климатических факторов, было введено в правовое регулирование трудовых отношений в период активного освоения Крайнего Севера, что способствовало достижению целей, которые ставило перед собой государство, заинтересованное в привлечении на северные территории рабочей силы.
Согласно Перечню, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029, Сосногорский район отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
В соответствии со ст.33 Закона РФ №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и ст.325 Трудового кодекса РФ, Лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются- работодателем.
При этом порядок реализации права работника на бесплатный проезд как работающему в районах Крайнего Севера, так и в связи с работой в организациях железнодорожного транспорта, осуществляется путем выдачи бесплатных транспортных требований. Соответственно, названные компенсации, предоставляемые как в рамках Закона о Северах, так и в рамках Федерального закона о железнодорожном транспорте, имеют одинаковую правовую природу.
Таким образом, в силу действующего трудового и налогового законодательства, оплата работодателем работникам и неработающим членам их семей стоимости проезда к месту проведения отпуска, производимая чаще одного раза в два года в соответствии с коллективным договором, локальным нормативным актом организации, трудовыми договорами, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
Указанная позиция подтверждена и Минфином России, указывающим следующее: оплата проезда не подлежит налогообложению даже в том случае, если согласно действующему у работодателя порядку она производится чаще одного раза в два года, например, ежегодно (Письма от 16.04.2012 303-04-06/6-114, от 05.04.2011 №03-04-05/6-224).
В силу ст.34.2 НК РФ, именно Министерство финансов Российской Федерации даёт письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, Налоговый Кодекс РФ связывает освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц в виде оплаты переезда с выполнением работником его трудовых обязанностей.
Анализируя все собранные и исследованные в ходе судебного заседания доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, компенсация в виде бесплатных проездных документов для проезда по личным надобностям для работников ОАО «РЖД», работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предоставляется в связи с осуществлением ими трудовых обязанностей в организациях железнодорожного транспорта. Компенсация в виде бесплатных проездных документов для проезда по личным надобностям для работников ОАО «РЖД» предоставляется в связи с осуществлением ими трудовых обязанностей в организациях железнодорожного транспорта, а потому указанные компенсации относятся к предусмотренной п.3 ст.217 Налогового кодекса РФ категории компенсации, которая не подлежит налогообложению.
При разрешении спора суд также учитывает специфику работодателя истца: ОАО «РЖД» осуществляет деятельность в сфере пассажирских и грузовых перевозок и самостоятельно определяет форму предоставления предусмотренных Коллективным договором и Отраслевым соглашением гарантий, обеспечивающих отсутствие расходов работника на проезд по личным надобностям (безденежный проезд или денежная компенсация). Однако при этом форма реализации права работника на компенсацию, определенная работодателем, - или в виде предоставления права бесплатного проезда или в виде денежной компенсации работнику стоимости проезда, не должна ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством, ущемлять их права, установленные законодательством, в том числе право на освобождение от налогообложения, предусмотренное статьёй 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку действующее законодательство не содержит прямого указания на необходимость взыскания налога на доходы физических лиц со стоимости проезда по бесплатным транспортным требованиям, суд считает также необходимым применить положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах, толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). По указанным основаниям не может быть принята ссылка ОАО «РЖД» о том, что проезд на железнодорожном транспорте по личным надобностям является доходом, полученным в натуральной форме, и не является компенсационной выплатой.
Следовательно, исковые требования о взыскании излишне удержанного налога являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Сведения о фактическом удержании с Канева налога на доходы физических лиц, удержанного со стоимости проезда по личным надобностям за <дата обезличена> в общей сумме <скрытые данные> рублей не оспаривались сторонами, подтверждаются материалами дела, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Суд в условиях состязательности процесса в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ, выносит решение по имеющимся доказательствам в деле и находит подлежащим удовлетворению требования истца о взыскании излишне удержанного налога на доходы физических лиц в размере <скрытые данные> рублей.
Согласно ст.237 Трудового кодекса РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (ст.1101 ГК РФ).
При установленных обстоятельствах, суд считает обоснованными требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
Принимая во внимание степень и характер причиненных истцу нравственных страданий, фактические обстоятельства дела, переживания истца в связи с нарушением его прав, а также с учетом требований разумности и справедливости, суд считает, что в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда частично в размере 500 рублей, что является разумным пределом.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <скрытые данные> рублей (по требованиям имущественного характера- <скрытые данные> рублей и требованиям неимущественного характера- <скрытые данные> рублей) в доход государства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Канева А.В. к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании излишне удержанного налога на доходы физических лиц и компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу Канева А.В. излишне удержанный налог на доходы физических лиц в размере <скрытые данные> рублей и компенсацию морального вреда в размере <скрытые данные> рублей, а всего <скрытые данные> рублей.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину в размере <скрытые данные> рублей в доход государства.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми через Сосногорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Председательствующий Дудина О.С.