№ 2-1215/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Боровичи 07 июля 2015 года
Боровичский районный суд Новгородской области в состав председательствующего судьи Степановой С.Н.,
с участием прокурора Молчановой М.В.,
представителя ответчика Збинского Е.Л.,
представителя третьего лица Кваскова А.С.,
при секретаре Бахштейн Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Боровичскому районному потребительскому обществу об обязании совершить определенные действия,
установил:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование указав, что во исполнение задания прокуратуры Новгородской области от 09 апреля 2015 года № 7-42-2015 Боровичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства противопожарного законодательства в торговых комплексах с массовым пребыванием людей. В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности в ТЦ «Универмаг» Боровичского Райпо, расположенном по адресу: <адрес>.
Проведенной 21 апреля 2015 года проверкой установлено, что в ТЦ «Универмаг» Боровичского Райпо, расположенном по адресу: <адрес>, имеются нарушения требований пожарной безопасности, а именно: здание не оборудовано эвакуационным освещением в соответствии с утвержденным проектом; запоры на дверях эвакуационных выходов из запасных лестничных клеток не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; дверь эвакуационного выхода в левую запасную лестничную клетку на втором этаже магазина открывается не по направлению выхода из здания; дверь левой запасной лестничной клетки не оборудована приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах; ширина эвакуационного выхода со второго этажа в левую запасную лестничную клетку менее 1,2 м (фактически 0,9 м); предел огнестойкости лестничных маршей и площадок в лестничных клетках (несущие элементы маршей и площадок лестницы выполнены незащищенными стальными конструкциями) не соответствует требуемому для 2-й степени огнестойкости здания; высота горизонтальных участков путей эвакуации в запасных лестничных клетках на уровне лестничных площадок, расположенных между этажами менее 2 м. (фактически 1,8м.); выход на чердак здания из лестничной клетки не оборудован противопожарным люком 2-го типа (Е130); центральная лестница 2-го типа не имеет вестибюля отделенного от смежных помещений на уровне первого этажа противопожарными перегородками 1-го типа.
На основании изложенного, прокурор просит обязать Боровичское Райпо устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности в ТЦ «Универмаг», расположенном по адресу: <адрес>, в срок до 31 августа 2015 года:
- оборудовать здание эвакуационным освещением в соответствии с утвержденным, проектом;
- обеспечить свободное открывание без ключа запоров на дверях эвакуационных выходов из запасных лестничных клеток;
- обеспечить открывание двери эвакуационного выхода в левую запасную лестничную клетку на втором этаже магазина по направлению выхода из здания;
- оборудовать дверь левой запасной лестничной клетки приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах;
- обеспечить ширину эвакуационного выхода со второго этажа в левую запасную лестничную клетку более 1,2м.;
- обеспечить предел огнестойкости лестничных маршей и площадок в лестничных клетках (несущие элементы маршей и площадок лестницы выполнены незащищенными стальными конструкциями) в соответствии требованиям;
- обеспечить высоту горизонтальных участков путей эвакуации в запасных лестничных клетках на уровне лестничных площадок, расположенных между этажами 2 м.;
- оборудовать выход на, чердак здания из лестничной клетки противопожарным люком 2-го типа (Е1ЗО);
- оборудовать центральную лестницу 2-го типа противопожарными перегородками 1-го типа.
В настоящем судебном заседании принят отказ прокурора от требования об обязании ответчика оборудовать выход на чердак здания из лестничной клетки противопожарным люком 2-го типа (Е130), производство по делу в указанной части требований прекращено, о чем вынесено определение.
Исковые требования в остальной части прокурор Молчанова М.В. в судебном заседании поддержала, просила установить срок устранения указанных в заявлении нарушений до 01 октября 2015 года.
Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам по доверенности Квасков А.С. в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика Боровичского Райпо Збинский Е.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, пояснил, что указанные в исковом заявлении нарушения обязательных требований пожарной безопасности устранены, однако представить суду доказательства в подтверждение не может.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, полагает удовлетворить исковые требования.
В соответствии с положениями ст.3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
В соответствии со ст.38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные" владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в |; том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Как следует из материалов дела, Боровичское Райпо является собственником нежилого помещения по адресу: <адрес> (л.д.12), в котором расположен ТЦ «Универмаг».
В ходе проверки, проведенной Боровичской межрайонной прокуратурой совместно с ОДН по Боровичскому и Любытинскому районам 21 апреля 2015 года, установлено, что в ТЦ «Универмаг» Боровичского Райпо имеются нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно: здание не оборудовано эвакуационным освещением в соответствии с утвержденным проектом; запоры на дверях эвакуационных выходов из запасных лестничных клеток не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; дверь эвакуационного выхода в левую запасную лестничную клетку на втором этаже магазина открывается не по направлению выхода из здания; дверь левой запасной лестничной клетки не оборудована приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах; ширина эвакуационного выхода со второго этажа в левую запасную лестничную клетку менее 1,2 м; предел огнестойкости лестничных маршей и площадок в лестничных клетках (несущие элементы маршей и площадок лестницы выполнены незащищенными стальными конструкциями) не соответствует требуемому для 2-й степени огнестойкости здания; высота горизонтальных участков путей эвакуации в запасных лестничных клетках на уровне лестничных площадок, расположенных между этажами менее 2 м; центральная лестница 2-го типа не имеет вестибюля отделенного от смежных помещений на уровне первого этажа противопожарными перегородками 1-го типа.
В соответствии с пунктом 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности.
В развитие требований статьи 89 ФЗ № 123 разработан свод правил СП 1.13130.2009. «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009N 171).
Согласно п. 4.3.1 СП 1.13130.2009 в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».
Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 № 783 с 20.05.2011 года введена в действие актуализированная редакция данного документа СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение».
В соответствии с п.7.105 и п. 7.108 СП 52.13330.2011, освещение путей эвакуации в помещениях или в местах производства работ вне зданий следует предусматривать по маршрутам эвакуации: в коридорах и проходах по маршруту эвакуации; в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия; в зоне каждого изменения направления маршрута; при пересечении проходов и коридоров; на лестничных маршах, при этом каждая ступень должна быть освещена прямым светом; перед каждым эвакуационным выходом; перед каждым пунктом медицинской помощи; в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации; в местах размещения первичных средств пожаротушения; в местах размещения плана эвакуации; эвакуационное освещение больших площадей (антипаническое освещение) предусматривается в больших помещениях площадью более 60 м2 и направлено на предотвращение паники и обеспечение условий для безопасного подхода к путям эвакуации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона Российской Федерации № 35-Ф3 от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п.«д» ст.11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Ненадлежащее исполнение требований пожарной безопасности, не принятие своевременных мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности, с учетом скопления большого количества людей на указанном объекте, создают условия для быстрого распространения пожара, в случае его возникновения, и соответственно, может способствовать возникновению условий для проявления негативных явлений террористического характера, последствия которых могут причинить реальную угрозу жизни и здоровью потребителей тепловой энергии, а также сотрудников предприятия.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доводы представителя ответчика относительно устранения нарушений требований пожарной безопасности не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств в подтверждение указанных обстоятельств суду не представлено.
При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению.
Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку прокурор в силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, то она подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от ее уплаты – Боровичского Райпо в местный бюджет.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Боровичского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Боровичское Райпо в срок до 01 октября 2015 года устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности в ТЦ «Универмаг», расположенном по адресу: <адрес>:
- оборудовать здание эвакуационным освещением в соответствии с утвержденным, проектом;
- обеспечить свободное открывание без ключа запоров на дверях эвакуационных выходов из запасных лестничных клеток;
- обеспечить открывание двери эвакуационного выхода в левую запасную лестничную клетку на втором этаже магазина по направлению выхода из здания;
- оборудовать дверь левой запасной лестничной клетки приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах;
- обеспечить ширину эвакуационного выхода со второго этажа в левую запасную лестничную клетку более 1,2м.;
- обеспечить предел огнестойкости лестничных маршей и площадок в лестничных клетках (несущие элементы маршей и площадок лестницы выполнены незащищенными стальными конструкциями) в соответствии требованиям;
- обеспечить высоту горизонтальных участков путей эвакуации в запасных лестничных клетках на уровне лестничных площадок, расположенных между этажами 2 м.;
- оборудовать центральную лестницу 2-го типа противопожарными перегородками 1-го типа.
Взыскать с Боровичского Райпо в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца.
Судья С.Н.Степанова