24RS0049-01-2019-000709-61
Гр.дело № 2-13/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2020 года. г.Сосновоборск.
Сосновоборский городской суд Красноярского края.
В составе: председательствующего судьи Альбрант М.О.
при секретаре Кузнецовой Н.И..
с участием истца Розайненко В.В.,
представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Сосновоборске Красноярского края Килепо Н.В. по доверенности от 20.01.2020, Чернявской Л.А. по доверенности от 09.01.2020,
рассмотрев материалы гражданского дела по иску Розайненко Веры Владимировны к УПФ РФ (ГУ) в г. Сосновоборске Красноярского края о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда в г. Сосновоборске № <данные изъяты> от 20.05.2019 о не включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Розайненко В.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г. Сосновоборске Красноярского края о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда в г. Сосновоборске № <данные изъяты> от <данные изъяты> о не включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, ссылаясь на следующие обстоятельства дела.
Она работает в должности воспитателя в ККСДР № 5 «Красноярский Краевой Специализированный дом ребенка № 5» г. Сосновоборска, в период с 26.02.2001 по настоящее время. (на сегодняшний день 18 лет 4 месяца). С <данные изъяты> (всего 5 лет 1 месяц 23 дня) она работала в качестве воспитателя детского сада-яслей № 4 Красноярского завода автомобильных прицепов. С <данные изъяты> она работала в качестве воспитателя в Центре социального обслуживания населения (всего 4 года 7 месяцев 27 дней). На данный момент ее педагогический стаж составляет более 27 лет.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сосновоборске Красноярского края № <данные изъяты> года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ей было отказано, при этом не включены в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды: с <данные изъяты>; в качестве воспитателя в Центре социального обслуживания населения (всего 4 года 7 месяцев 27 дней).
Считает отказ в назначении пенсии незаконным, в оспариваемые периоды она работала в качестве воспитателя в Центре социального обслуживания населения. Данный центр был открыт 1 мая 1994 года на основании распоряжения Администрации г. Сосновоборска, для улучшения социально–бытового обслуживания престарелых граждан, защиты социальных прав и гарантий детей и других категорий населения. В данном центре было открыто подразделение –Приют временного пребывания для детей и подростков в котором она и работала в должности «воспитателя» согласно штатному расписанию, во время работы она проходила аттестацию.
Согласно п.1 п.п.1.13 списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах в других учреждениях для детей (постановление правительства № 781 от 29.10.2002) входит центр социального обслуживания – социальный приют для детей и подростков где она и работала воспитателем.
С решением ответчика в части исключения из льготного стаж периодов ее нахождения в учебных отпусках с <данные изъяты>, а всего 4 месяцев 29 дней, а также не согласна. В спорные периоды находилась в учебных отпусках в связи с получением среднего профессионального образования по заочной форме обучения.
Просит признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Сосновоборске № 358016/19 от 20.05.2019 об отказе назначить ей трудовую пенсию. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сосновоборске назначить ей льготную пенсию, включать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости:
- период ее работы с <данные изъяты> в качестве воспитателя в Центре социального обслуживания населения (всего 4 года 7 месяцев 27 дней);
-периоды ее нахождения в учебных отпусках с <данные изъяты>, а всего 4 месяца 29 дней.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сосновоборске назначить ей льготную пенсию с 08 мая 2019 года-дня приема ответчиком ее заявления со всеми необходимыми документами о назначении ей льготной пенсии.
В судебном заседании истец Розайненко В.В. поддержала исковые требования в полном объеме по основания, изложенным в иске. Суду пояснила, что в оспариваемый период она работала в приюте посменно, сутки через трое, взрослых детей она отправляла в школу, а с младшими занималась постоянно педагогической деятельностью как воспитатель (лепка, рисованием и т.п.).
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Сосновоборске Красноярского края Килепо Н.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что фактически истец просит установить тождественность работы в структурном подразделении учреждения работам в учреждении наделенного правами юридического лица и поименованного Списками, однако такого рода тождественность установлена быть не может. Характер и объем работ в МАУ КЦОН с детьми не сопоставим с работой воспитателя в социальном приюте для детей и подростков. Периоды нахождения истца в учебных отпусках так же не может быть включен в льготный стаж, так как данные отпуска не относятся к ежегодным дополнительным отпускам.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Сосновоборске Красноярского края Чернявская Л.А. данную позицию поддержала.
Заслушав стороны, свидетеля Копытову Н.И., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" регламентировано, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пп. "м" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
В действующем в спорный период работы истицы Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 953) в соответствии со ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в графе "наименования учреждений", работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, были указаны детские дома всех типов и наименований, дома ребенка;
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067, предусмотрена должность воспитателя социального приюта для детей и подростков (в учреждениях социального обслуживания - п. 1.13).
Как установлено в судебном заседании, <данные изъяты> Розайненко В.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сосновоборске Красноярского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сосновоборске Красноярского края от № <данные изъяты> истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях " в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа в связи с осуществлением педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей.
Согласно трудовой книжке Розайненко В.В. работала с <данные изъяты> воспитателем в Центре социального обслуживания населения г. Сосновоборска Красноярского края.
Пенсионным органом в специальный стаж не был включен период ее работы с <данные изъяты>; в качестве воспитателя в Центре социального обслуживания населения, так как наименование учреждения Постановлениями Правительства РФ от 06.09.1991 N 463, от 22.09.1999 N 1067 и от 29.10.2002 года № 781, не предусмотрено. Так же не был включен в специальный стаж периоды нахождения в ученическом отпуске с <данные изъяты>, так как согласно абз. 1 п. 4, абз. 2 п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 11.07.2002 № 516 указанные периоды не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ.
При этом на дату подачи заявления педагогический стаж был подтвержден в количестве 22 лет 10 месяцев 23 дней.
Центр социального обслуживания г. Сосновоборска Красноярского края открыт распоряжением администрации г. Сосновоборска Красноярского края от 12.05.1994 № 74 с 1 мая 1994 в целях дальнейшего улучшения социально-бытового обслуживания престарелых граждан, защиты социальных прав и гарантий детей и других категорий населения.
Данным распоряжением утверждено положение о Центре социального обслуживания, в соответствии с которым основным видом деятельности центра является осуществление на территории г. Сосновоборска организационной и профилактической деятельности по оказанию различных видов соц.помощи престарелым гражданам, инвалидам, детям, подросткам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Центр является юридическим лицом, имеет свои банковские счета, печать, штамп с наименованием Центра. Штатным расписанием социального обслуживания предусмотрено 4 должности воспитателя на 15 детей и подростков центра (л.д. 44-55).
Должностные инструкции воспитателей социального обслуживания не сохранились.
Из структуры Центра социального обслуживания следует, что в состав учреждения входит, в том числе, приют временного пребывания детей и подростков, который создан в целях социальной защиты беспризорных детей и подростков, ограждения их от внимания преступной среды, проведения комплексных мер по их реабилитации и нравственному развитию.
Основными задачами приюта является предоставление беспризорным детям и подросткам: места временного проживания (от нескольких дней до 6 месяцев); питания; консультаций специалистов (психиатра, психолога, нарколога, юриста).
Приют принимает для проживания лиц, как правило, до 14 лет, по их добровольному согласию, а так же по направлению комиссии по делам несовершеннолетних с последующим заключением комиссии о необходимости пребывания ребенка в приюте.
Как следует из показаний свидетеля Копыловой Н.Н., занимавшую в оспариваемый период времени должность директора Центра социального обслуживания, в центре круглосуточно содержались как дети разного возраста, так и престарелые. Дети содержались до 1995 года, пока не построили в г. Сосновоборске Детский дом. По сути учреждение использовалось как перевалочная база до определения детей в детский дом.
В соответствии со справкой уточняющей характер работы или условий труда, необходимых для льготного пенсионного обеспечения МАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Сосновоборска Красноярского края от 26.03.2015 Розайненко В.В. в период с 10.06.1998 по 09.01.1999 находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 2 лет. Центр социального обслуживания населения не имел лицензии на образовательную деятельность.
Принимая во внимание вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Центр социального обслуживания г. Сосновоборска Красноярского края не соответствует наименованию, а также по содержанию целей и задач и направлению деятельности учреждения, не соответствует учреждениям, предусмотренным Списком, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463, которым предусмотрены - детские дома всех типов и наименований, дома ребенка и предусмотренным п. 1.13 раздела "наименование учреждений" Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, которым предусмотрены - учреждения социального обслуживания.
Таким образом, Центр социального обслуживания населения, как учреждение социального обслуживания, целью которого является оказание социальных услуг не только несовершеннолетним, но и иным категориям граждан, не может быть приравнен к социальному приюту для детей и подростков, центру помощи детям, оставшимся без попечения родителей, следовательно, оснований для вывода о тождественности работы истца в указанном Центре как работе в учреждениях, предусмотренных Списками, как и оснований для признания решения пенсионного органа незаконным не имеется.
При этом сама по себе работа истца с несовершеннолетними не может служить правовым основанием для включения данного периода в специальный стаж, так как, законодатель, определяя в соответствующих Списках требования к виду учреждения, с учетом особенностей работы в этих учреждениях, четко регламентирует их организационо-правовую форму. Право на досрочное назначение пенсий связывается не с любой работой с детьми, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленной спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также различия в характере туда, функциональных обязанностях лиц работающих на одних тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Суду не представлено сведений о выполнении истцом в исследуемый период функциональных обязанностей по занимаемой должности, нагрузках, что должно быть подтверждено только документально.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периоды ее нахождения в ученическом отпуске с <данные изъяты>, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено этими правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Исходя из смысла ст. 173 ТК РФ, одним из видов дополнительных отпусков является отпуск, предоставляемый работодателем работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения.
Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Данный вывод основан и на разъяснениях высшей судебной инстанции, содержащихся в п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017.
В связи с этим периоды нахождения в отпусках, связанных с обучением с <данные изъяты> - всего 4 месяца 29 дней, подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Доводы ответчика о том, что периоды нахождения истца в учебных отпусках не могут быть включены в льготный стаж, так как данные отпуска не относятся к ежегодным дополнительным отпускам, судом не принимаются во внимание, поскольку не основаны на нормах материального права.
Таким образом, на 08.05.2019, день подачи заявления в пенсионный орган, стаж работы Розайненко В.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, составил 23 года 03 месяца 22 дня (22 года 10 месяцев 23 дня + 4 месяца 29 дней), то есть менее установленного законом срока (25 лет). В связи с чем, суд отказывает истцу в удовлетворении требования об обязании ответчика назначить ей льготную пенсию с 08 мая 2019 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Розайненко Веры Владимировны к УПФ РФ (ГУ) в г. Сосновоборске Красноярского края о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда в г. Сосновоборске № 358016/19 от 20.05.2019 о не включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, удовлетворить частично.
Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сосновоборске (ГУ) от № 358016/19 от 20.05.2019 в части отказа Розайненко Вере Владимировне во включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью периоды ее нахождения в ученических отпусках, незаконным.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сосновоборске Красноярского края обязанность включить Розайненко Вере Владимировне в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, период ее нахождения в учебных отпусках с <данные изъяты>.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Сосновоборский городской суд.
Председательствующий: М.О. Альбрант