Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-206/2016 ~ М-177/2016 от 02.03.2016

дело № 2-206/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Шебалино 04 апреля 2016 года

Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе

председательствующего судьи Унутова Э.Д.,

при секретаре Мищириковой Т.А.,

рассмотрев исковое заявление прокурора Шебалинского района в интересах Шестакова А.В. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Барагашская средняя общеобразовательная школа» об установлении размера и выплате заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шебалинского района в интересах Шестакова А.В. обратился с требованием к МБОУ «Барагашская СОШ» (далее также - Учреждение) об обязании установить и выплачивать заработную плату без учета районного коэффициента не ниже минимального размера оплаты труда начиная с ноября 2015 года, выплатить недоначисленную заработную плату истцу за период ноябрь, декабрь 2015 года и январь 2016 г. в сумме <данные изъяты>, с последующим вычетом из указанной суммы налога на доходы физических лиц, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Иск мотивирован тем, что Шестаков А.В. работает <данные изъяты> в Учреждении. За период работы Шестаков А.В. с ноября 2015 года по январь 2016 года недоначислена и не выплачена заработная плата в размере <данные изъяты> копейки в нарушение действующего трудового законодательства.

В правовое обоснование иска указаны положения статей 7, 37 Конституции Российской Федерации, 2, 7, 138, 130, 132, 133, 133.1, 146, 148, 423 Трудового кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 38.05.1993 г. № 512 «О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Алтай», ст. 45 ГПК РФ.

Заслушав в судебном заседании помощника прокурора Шебалинского района Шадеева Д.М., поддержавшего доводы иска, и исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37).

При этом, согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которые в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст.22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст.132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст.130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст.146).

В соответствии с частями 2, 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (далее также – МРОТ РФ) и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Статья 130 ТК РФ включает в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников величину МРОТ РФ.

Статья 133.1 ТК предусматривает, что в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ (ч.1).

Согласно частям 1, 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

В соответствии со статьей 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.

Статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 38.05.1993 г. N 512 "О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Горный Алтай" на территории Республики Горный Алтай районный коэффициент к заработной плате установлен в размере 1,4.

Согласно ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Статья 421 ТК РФ устанавливает, что порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 данного Кодекса, устанавливаются федеральным законом.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2015 года устанавливался минимальный размер оплаты труда в сумме 5 965 рублей в месяц, с 1 января 2016 года в сумме 6204 рублей в месяц.Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами.

Из смысла федерального законодательства, в частности, п.2 ст.19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", п.23 Положения о возмещении процессуальных издержек …, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 N 1240, следует, что коэффициенты к заработной плате устанавливаются в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями.

Республика Алтай расположена в сибирской части России, в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года №849 входит в административное формирование Сибирский федеральный округ.

Учитывая нормативное отнесение Республики Алтай к числу регионов Сибирского Федерального округа, Республика Алтай относится к числу районов с особыми климатическими условиями.

При разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. Недопустимо установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности, но в различных климатических условиях.

Заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях, и должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент.

Районные коэффициенты к заработной плате работников относятся к гарантиям оплаты труда и являются элементом заработной платы, выплачивать которую в полном размере в силу статьи 22 ТК РФ - прямая обязанность работодателя.

Системное толкование вышеприведенных положений закона, в том числе статей 138, 133, 146, 148 ТК в их взаимосвязи позволяет сделать вывод, что минимальная месячная заработная плата истцам не может быть установлена менее МРОТ РФ, увеличенного на районный коэффициент.

Таким образом, при исчислении заработной платы истцов с учетом минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне, районный коэффициент должен применяться свыше этого размера.

Региональным соглашением о минимальном размере оплаты труда в Республике Алтай от 25.02.2015 предусматривается на территории Республики Алтай минимальная заработная плата для работников организаций бюджетной сферы, за исключением работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, на уровне величины МРОТ РФ.

В соответствии со ст.1 ТК РФ одним из основных задач трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства…

Одним из основных закрепленных в статье 24 ТК РФ принципов социального партнерства является уважение и учет интересов сторон.

Согласно региональному трехстороннему соглашению между республиканскими объединениями работодателей, Объединением организаций профсоюзов Республики Алтай и Правительством Республики Алтай на 2014-2016 годы, опубликованному на сайте Министерства труда и социального развития Республики Алтай, стороны считают, что главной целью в области доходов населения Республики Алтай является повышение уровня реальной заработной платы, уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (п.23); работодатели обязуются принимать меры по поэтапному приближению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, утвержденного в Республике Алтай (п.25), Правительство Республики Алтай обязуется при формировании проекта закона Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период и регулировании межбюджетных отношений предусматривать средства повышение размеров заработной платы работникам бюджетной сферы, социальных выплат и компенсаций в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Алтай (п.51).

Часть 3 ст.133.1 ТК прямо предусматривает, что размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ.

При этом суд полагает, что по правовому смыслу ч.4 ст.133.1 ТК допускается возможность установления размера минимальной заработной платы в субъекте РФ равной МРОТ РФ, лишь в регионах, где не установлены районные коэффициенты к заработной плате.

Таким образом, установление региональным соглашением минимальной заработной платы в Республике Алтай на уровне величины МРОТ РФ, снижает уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством, противоречит целям социального партнерства, в связи с чем данные условия соглашения в силу ст.9 ТК не подлежат применению.

Факт работы истца в Учреждении ответчиком не оспаривается.

Из расчетных листов по заработной плате Шестакова А.В. следует, что истцу за работу 1 ставки <данные изъяты> за ноябрь 2015 года была начислена заработная плата, в сумме <данные изъяты>, за декабрь 2015 года<данные изъяты>, за январь 2016 года - <данные изъяты>.

Согласно справке-расчету с учетом фактически отработанного времени недоначисленная заработная плата с учетом районного коэффициента Шестакову А.В. за период с ноября 2015 года по январь 2016 года составляет <данные изъяты>.

Исковые требования заявлены на основании данных расчетов недоначисленной истцу заработной платы и районного коэффициента, представленных ответчиком.

Данные обстоятельства фактически признаны сторонами и в силу ч.2 ст.68 ГПК РФ не нуждаются в дальнейшем доказывании.

Из представленного расчета задолженности следует, что работодателем истцу начислялась заработная плата, размер которой без учета районного коэффициента менее МРОТ РФ.

Учитывая, что подобное начисление заработной платы противоречит закону и ухудшает права истца как работника по сравнению с гарантиями, установленными трудовым законодательством, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности установить истцу заработную плату без учета районного коэффициента не менее установленного законом минимального размера оплаты труда являются обоснованными.

Суд полагает, что при исчислении заработной платы истца с учетом минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне, районный коэффициент должен применяться свыше этого размера.

Суд также считает необходимым обязать ответчика выплатить в пользу Шестакова А.В. недоначисленную заработную плату за период с ноября 2015 года по январь 2016 года в пределах заявленных требований в размере <данные изъяты> с вычетом из указанной суммы налога на доходы физических лиц.

Полномочия прокурора на обращение в суд с данным иском предусмотрены ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе подать заявление в защиту интересов граждан, обратившихся к нему за защитой нарушенных прав, свобод и интересов в сфере трудовых отношений.

В материалах дела имеется заявление Шестакова А.В. адресованное прокурору Шебалинского района, с просьбой провести проверку начисления заработной платы и обратиться в суд в защиту его трудовых прав за период с 01.11.2015.

Срок для исполнения решения в виде 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, который просит установить прокурор, суд считает разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Шебалинского района в интересах Шестакова А.В. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Барагашская средняя общеобразовательная школа» удовлетворить.

Обязать МБОУ «Барагашская СОШ» Шестакову А.В.:

установить и выплачивать заработную плату без учета районного коэффициента в размере не ниже минимального размера оплаты труда, начиная с ноября 2015 года;

выплатить недоначисленную заработную плату за период ноябрь, декабрь 2015 года и январь 216 года в сумме <данные изъяты> с последующим вычетом из указанной суммы налога на доходы физических лиц, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Шебалинский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение изготовлено 04.04.2016.

Председательствующий Э.Д. Унутов

2-206/2016 ~ М-177/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай
Шестаков Александр Владимирович
Ответчики
МБОУ "Барагашская средняя общеобразовательная школа"
Суд
Шебалинский районный суд Республики Алтай
Судья
Унутов Э.Д.
Дело на странице суда
shebalinsky--ralt.sudrf.ru
02.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2016Передача материалов судье
04.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2016Судебное заседание
04.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2017Дело оформлено
05.06.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее