Дело № 2-2054/2021
УИД №34RS0006-01-2021-003003-90
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 14 июля 2021 года
Советский районный суд города Волгограда
в составе судьи Лазаренко В.Ф.
при секретаре Архипове Е.Ю.,
с участием:
представителя истца
администрации Советского района Волгограда
по доверенности 17.01.2020г. Грищенко А.Х.,
представителей ответчика Толстовой И.В.
на основании ордера №006889 от 06.07.2021г. Ускова С.В.,
по доверенности от 14.07.2021г. Сухотской Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Советского района г. Волгограда к Толстовой Ирине Владимировне о сносе самовольной постройки,
У С Т А Н О В И Л:
Истец администрация Советского района г. Волгограда обратилась в суд с иском к Толстовой И.В., в котором просит: обязать Толстову И.В. за свой счет произвести снос объекта самовольного строительства, а именно объекта незавершенного строительства из силикатного белого кирпича и блоков, ориентировочной площадью 136 кв.м. (ориентировочным размером 8х17м), расположенного на земельном участке с кадастровым номер по адресу: адрес.
В обоснование заявленных требований администрация Волгограда указала, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.04.2021г. номер, земельный участок площадью 614кв.м., кадастровый номер, расположенный по адресу: адрес, принадлежит на праве собственности Толстовой И.В. Вид разрешенного использования: «производственная база». Специалистами администрации Советского района г. Волгограда 13.04.2021г., в рамках полномочий, предоставленных постановлением администрации Волгограда от 15.06.2016г. №894 «Об утверждении порядка выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории Волгограда», составлен акт осмотра объекта самовольного строительства по адрес. В результате осмотра установлено, что на земельном участке (кадастровый номер), площадью 614кв.м., расположенном по адресу: адрес, находится незавершенный строительством объекта из силикатного белого кирпича и блоков, ориентировочной площадью 136кв.м. (ориентировочным размером 8х17м). Территориальная зона, в которой расположен вышеуказанный земельный участок – Производственно-деловая зона (П2). Объект возведен на земельном участке без разрешительной документации с нарушением норм, предусмотренных ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Согласно письму департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 27.04.2021г. №ар7489-21, заявлений о выдаче разрешений на строительство объекта, расположенного по адресу: адрес, с 2004г. по настоящее время не поступало. Администрацией Волгограда разрешений на строительство объекта по указанному адресу с 2004г. по настоящее время не выдавалось.
Представитель истца администрации адрес по доверенности Грищенко А.Х. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, настаивали на их удовлетворении по доводам, изложенным в иске.
Ответчик Толстова И.В. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом. Обеспечила явку своих представителей.
Представители ответчика Толстовой И.В. по доверенности Сухотская Т.С. и по ордеру Усков С.В. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку ответчиком получено разрешение на строительство, в установленном законом порядке, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Земельное и градостроительное законодательство предусматривает, что под строительство на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в установленном порядке предоставляется земля.
Статья 29 Земельного кодекса РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Кроме того, в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в компетенции органов местного самоуправления городских округов находится распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Волгограда определяется статьями 30-34, 36-38.2 Земельного кодекса РФ и другими его положениями, а, кроме того, Постановлением администрации Волгограда № 790 от 11.06.2004 года «Об утверждении положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде».
В частности, статьей 30 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом, предоставление земельного участка для строительства без предварительного тасования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка,
2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса РФ;
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка (если имеется только одна заявка);
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса РФ;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 7 статьи 39 Земельного кодекса РФ также установлено, что решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного оговора при передаче земельного участка в аренду.
Таким образом, права лица на строительство на том или ином земельном участке должны подтверждаться также и соответствующими правоустанавливающими документами на земельный участок (заключенным с администрацией Волгограда договором купли-продажи земельного участка и свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок, заключенным с администрацией Волгограда договором аренды земельного участка и свидетельством государственной регистрации этого договора либо свидетельством о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования).
Кроме того, в соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 года № 190-ФЗ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе, на месте сносимых объектов капитального строительства.
Строительство и реконструкция согласно пункту 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ являются видами градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт по общему правилу осуществляется на основании разрешения на строительство. Требования о необходимости получения разрешения на строительство содержаться также и в Федеральном законе от 17.11.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», устанавливающим, что разрешение на строительство - это основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое Заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей природной среде.
Часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определяет разрешение на строительство как документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Форма разрешения на строительство утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 года № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».
На основании пункта 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 части 6 статьи 39 Устава города-героя Волгограда выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на территории Волгограда относится к полномочиям исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Волгограда - администрации Волгограда.
Механизм получения разрешения на строительство в Волгограде определяется частями 7-15 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ и Постановлением администрации Волгограда от 26.07.2005 года № 1339 «О временном порядке согласования выдачи разрешения на строительство в Волгограде».
В частности пункт 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением установленного перечня документов.
В судебном заседании установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.04.2021г. №КУВИ-002/2021-41622151, земельный участок площадью 614кв.м., кадастровый номер, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: производственная база, расположенный по адресу: адрес, принадлежит на праве собственности Толстовой И.В.
Актом осмотра объекта самовольного строительства от 13.05.2021г. установлено, что на земельном участке (кадастровый номер), площадью 614кв.м., расположенном по адресу: адрес, находится незавершенный строительством объект из силикатного белого кирпича и блоков, ориентировочной площадью 136кв.м. (ориентировочным размером 8х17м). Территориальная зона, в которой расположен вышеуказанный земельный участок – производственно-деловая зона (П2). Объект возведен на земельном участке без разрешительной документации с нарушением норм, предусмотренных ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Пункт 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», предусматривает, что в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой.
Наличие правоустанавливающих документов на земельный участок определено законодательством в качестве обязательного условия выдачи разрешения на строительство (часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ). Кроме того, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Согласно части 2 статьи 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Также, статья 60 Земельного кодекса РФ устанавливает, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Кроме того, пункт 3 статьи 25 Федерального закона от 17.11.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» устанавливает, что лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года), одним из признаков самовольной постройки в соответствии сост. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации является ее возведение на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.
Согласно ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с Положением о порядке предоставления земельных участков на территории Волгограда, утвержденным постановлением администрации города Волгограда от 10.01.1994 № 8-п, все виды капитального строительства (включая реконструкцию и расширение зданий) допускаются только с разрешения городской администрации в следующем порядке: на основании принятого главой администрации района постановления о предоставлении земельного участка гражданину и акта выноса в натуру границ земельного участка комитет по земельным ресурсам и землеустройству (районный землеустроитель) выдает гражданину государственный акт (свидетельство), после чего заказчик обращается в городскую Государственную инспекцию архитектурно-строительного надзора и получает разрешение на выполнение строительно-монтажных работ, только после получения разрешения заказчик имеет право приступить к освоению территории (пункты 1.5, 3.6, 4.9 постановления).
Право выдавать разрешения на капитальное строительство, включая реконструкцию и расширение зданий, администрациям районов в городе не делегировалось.
Местоположение объекта соответствует территориальной зоне П2 – земли населенных пунктов производственно-деловая зона.
07 июля 2021г. Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда на основании п.2.4 Раздела 2 Порядка предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта на территории Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 21.11.2018г. №3/59 «Об утверждении Порядка предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта на территории Волгограда», рассмотрев заявление Толстовой И.В. о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта – здание двухэтажное по адресу: адрес на участке с кадастровым номер и представленные документы направил: решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, экземпляр эскизного проекта, подготовленный ООО «СП-Строй» в 2021г. с реквизитами настоящего решения.
12 июля 2021г. Толстовой И.В. выдано разрешение на строительство номер
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что здание незавершенного строительства из силикатного белого кирпича и блоков, ориентировочной площадью 136кв.м. (ориентировочным размером 8х17м), расположенного на земельном участке с кадастровым номер, по адресу: адрес, создано на земельном участке, отведенном для этих целей, без нарушений градостроительных и строительных норм и правил, Толстовой И.В. в установленном законом порядке получено разрешение на его строительство, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований администрации Советского района г. Волгограда к Толстовой Ирине Владимировне о сносе самовольной постройки – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья В.Ф. Лазаренко
Мотивированный текст решения изготовлен 19 июля 2021 года.
Судья В.Ф. Лазаренко