№ 2а-2033/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.
при секретаре Агаповой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Воронежской области к Николаевой Татьяне Валентиновне о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогу, пени,
установил:
МИФНС России №13 по Воронежской области обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Николаевой Т.В. о взыскании налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 64 руб., транспортного налога за 2015,2016,2017гг. в размере 26400 руб., пени по транспортному налогу в размере 372,24 руб., земельного налога за 2017 год, пени по земельному налогу в размере 11,72 руб. Обосновывая заявленные требования, административный истец указывает, что в собственности Николаевой Т.В. находятся следующие объекты: иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь 24 (дата регистрации права 27.10.2017, дата утраты права 04.12.2018); гаражи, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь 24 (дата регистрации права 27.10.2017, дата утраты права 03.12.2018); гаражи, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь 24 (дата регистрации права 27.10.2017, дата утраты права 04.12.2018); автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: № (дата регистрации права 13.04.2013, дата утраты права 14.09.2018); автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: № (дата регистрации права 05.08.2014, дата утраты права 01.03.2018); земельный участок кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование индивидуальное жилищное строительство, площадь 800 кв. м. (дата регистрации права с 04.04.2013 по 08.10.2019).
В адрес Николаевой Т.В. было направлено налоговое уведомление №40117618 от 11.09.2018 на уплату транспортного налога за 2015,2016,2017 г.г. в размере 26400 руб., земельного налога за 2017 г. в размере 1104 руб., налога на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 265 руб. Обязанность по уплате налогов Николаевой Т.В. в полном объеме исполнена не была, связи с чем на сумму недоимки была начислена пеня в размере 383,96 руб. В адрес Николаевой Т.В. было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №6348 от 28.01.2019. В установленный срок требование исполнено не было. Судебный приказ и.о. мирового судьи судебного участка № 3 в Железнодорожном судебном районе Воронежской области мирового судьи судебного участка №2 в Железнодорожном судебном районе Воронежской области № от 26.08.2019 был отменен определением и.о. мирового судьи судебного участка № 3 в Железнодорожном судебном районе Воронежской области мировым судьей судебного участка №2 в Железнодорожном судебном районе Воронежской области от 13.09.2019.
Представитель административного истца МИФНС России №13 по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суду представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя МИФНС России №13 по Воронежской области.
Административный ответчик Николаева Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом по месту регистрации, причины неявки суду неизвестны.
Суд, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Административный ответчик Николаева Т.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Воронежской области.
Как предусмотрено ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.
Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
На основании материалов дела судом установлено, что Николаева Т.В. являлась собственником автомобиля государственный регистрационный знак: № (дата регистрации права 13.04.2013, дата утраты права 14.09.2018); автомобиля легковой, государственный регистрационный знак: № (дата регистрации права 05.08.2014, дата утраты права 01.03.2018).
В соответствии с ФЗ № 2003-1 от 09.12.1991 «О налогах на имущество физических лиц», плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества. Указанное положение так же закреплено решением Воронежской городской Думы № 165-II от 26.10.2005.
Объектом налогообложения признаются дома, дачи, квартиры, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Законом № 2003-1 от 09.12.1991 «О налогах на имущество физических лиц» установлены ставки налога в зависимости от стоимости имущества.
На основании материалов дела, судом установлено, что в собственности Николаевой Т.В. находилось недвижимое имущество: иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: <адрес> кадастровый №, площадь 24 (дата регистрации права 27.10.2017, дата утраты права 04.12.2018); гаражи, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь 24 (дата регистрации права 27.10.2017, дата утраты права 03.12.2018); гаражи, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь 24 (дата регистрации права 27.10.2017, дата утраты права 04.12.2018).
Статьей 65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в РФ является платным. Формами такой платы являются земельный налог и арендная плата за землю.
В соответствии со ст. ст. 387, 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно дуемого владения. Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. ст. 389, 390, 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков признаваемых объектом налогообложения, и определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 396 НК РФ установлено, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, тс учетом особенностей установленных настоящей статьей. Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).
На основании материалов дела, судом установлено, что в собственности Николаевой Т.В. находился земельный участок, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование индивидуальное жилищное строительство, площадь 800 кв. м. (дата регистрации права с 04.04.2013 по 08.10.2019).
Следовательно, Николаева Т.В., имея в собственности в спорный период объекты недвижимости, земельный участок, транспортные средства является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога и была обязана согласно положений ч.1 ст.45 НК РФ самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В адрес Николаевой Т.В. было направлено налоговое уведомление №40117618 от 11.09.2018 в котором содержалась информация о необходимости в срок до 03.12.2018 произвести уплату транспортного налога за 2015,2016,2017 г.г. в размере 26400 руб., земельного налога за 2017 г. в размере 1104 руб., налога на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 265 руб.
В установленный срок обязанность по уплате налогов Николаевой Т.В. не исполнена.
В адрес Николаевой Т.В. было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №6348 от 28.01.2019 об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 26400 руб., пени по транспортному налогу в размере 372,24 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 64 руб., недоимки по земельному налогу в размере 831 руб., пени по земельному налогу в размере 11,72 руб. Также содержалась информация о том, что за Николаевой Т.В. числится общая задолженность в сумме 44272,33 руб., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 38977,18 руб., которая подлежит оплате. Установлен срок для исполнения – до 25.03.2019.
В установленный срок требование исполнено не было.
Таким образом, судом установлено, что требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №6348 от 28.01.2019 об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 26400 руб., пени по транспортному налогу в размере 372,24 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 64 руб., недоимки по земельному налогу в размере 831 руб., пени по земельному налогу в размере 11,72 руб. административным ответчиком не исполнено.
Административным истцом заявлены требования о взыскании пени по транспортному налогу и земельному налогу.
В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в это время.
На основании ст. ст. 52, 69 НК РФ в случае направления налогового уведомления, требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечение шести дней с даты направления заказного письма.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Административным истцом представлены доказательства в обосновании изложенных требований и доказан факт неисполнения обязанности Николаевой Т.В. по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 64 руб., транспортного налога за 2015,2016,2017гг. в размере 26400 руб., пени по транспортному налогу в размере 372,24 руб., земельного налога за 2017 год, пени по земельному налогу в размере 11,72 руб.
Судом также установлено, что Межрайонной ИФНС России №13 по Воронежской области административному ответчику направлялось налоговое уведомление №40117618 от 11.09.2018 на уплату транспортного налога за 2015,2016,2017 г.г. в размере 26400 руб., земельного налога за 2017 г. в размере 1104 руб., налога на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 265 руб. до 01.10.2015 г. по адресу: <адрес>. По указанному адресу Николаевой Т.В. направлялось и требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №6348 от 28.01.2019, которое своевременно исполнено не было, что и послужило основанием для обращения в суд.
Однако согласно сведениям ОАСР УВМ ГУ МВД России по Воронежской области Николаева Т.В. с 16.07.2015 по 16.09.2025 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Статьей Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлена обязанность граждан Российской Федерации зарегистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В силу п. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Так, п. 5 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы налоговым органом направляются налогоплательщику - физическому лицу по адресу места его жительства или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Налоговые требования и уведомления направлялись по последнему известному налоговому органу адресу регистрации Николаевой Т.В.
Тот факт, что Николаева Т.В. с 16.07.2015 зарегистрирована по другому адресу, не свидетельствует о несоблюдении налоговым органом установленной процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости уплатить налоги, погасить задолженность, предшествующей обращению в суд. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Учитывая, что регистрация гражданина по месту жительства является способом уведомления налогового органа о месте проживания налогоплательщика, и у налогового органа отсутствует обязанность производить розыск места жительства (пребывания) налогоплательщика, то направление налогового уведомления и требования об уплате налогов за спорный период по последнему известному адресу регистрации административного ответчика необходимо расценивать как надлежащее исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обязанность налогового органа по своевременному направлению уведомления и требования об уплате образовавшейся недоимки исполнена в установленные законом сроки, сам административный ответчик не исполнил возложенную на него законом обязанность по уплате налога, каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о необходимости его освобождения от уплаты образовавшейся недоимки, не имеется.
На основании п. 3 ч. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что с Николаевой Т.В. в пользу МИФНС России №13 по Воронежской области подлежит взысканию сумма налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 64 руб., транспортного налога за 2015,2016,2017гг. в размере 26400 руб., пени по транспортному налогу в размере 372,24 руб., земельного налога за 2017 год в размере 831 руб., пени по земельному налогу в размере 11,72 руб. Доказательств уплаты указанных налогов суду административным ответчиком представлено не было.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 3 в Железнодорожном судебном районе Воронежской области мировым судьей судебного участка №2 в Железнодорожном судебном районе Воронежской области от 13.09.2019 был отменен судебный приказ и.о. мирового судьи судебного участка № 3 в Железнодорожном судебном районе Воронежской области мирового судьи судебного участка №2 в Железнодорожном судебном районе Воронежской области № от 26.08.2019.
Впервые с настоящим административным исковым заявление административный истец обратился в Железнодорожный районный суд г. Воронежа 13.03.2020.
Определением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 28.05.2020 административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Воронежской области к Николаевой Татьяне Валентиновне о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогу, пени было передано в Центральный районный суд г. Воронежа для рассмотрения по подсудности.
23.06.2020 административное дело поступило в Центральный районный суд г. Воронежа.
Учитывая, что на момент обращения с заявлением о выдаче судебного приказа установленный законом срок не истек, административное исковое заявление подано в районный суд в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подано в суд без пропуска срока обращения в суд с настоящим иском.
Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, данных в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1030,37 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Взыскать с Николаевой Татьяны Валентиновны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу <адрес> пользу МИФНС России № 13 по Воронежской области сумму налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 64 руб., транспортного налога за 2015,2016,2017гг. в размере 26400 рублей, пени по транспортному налогу в размере 372,24 рублей, земельного налога за 2017 год в размере 831 рублей, пени по земельному налогу в размере 11,72 рублей.
Взыскать с Николаевой Татьяны Валентиновны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1030,37 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 14.07.2020.
№ 2а-2033/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.
при секретаре Агаповой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Воронежской области к Николаевой Татьяне Валентиновне о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогу, пени,
установил:
МИФНС России №13 по Воронежской области обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Николаевой Т.В. о взыскании налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 64 руб., транспортного налога за 2015,2016,2017гг. в размере 26400 руб., пени по транспортному налогу в размере 372,24 руб., земельного налога за 2017 год, пени по земельному налогу в размере 11,72 руб. Обосновывая заявленные требования, административный истец указывает, что в собственности Николаевой Т.В. находятся следующие объекты: иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь 24 (дата регистрации права 27.10.2017, дата утраты права 04.12.2018); гаражи, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь 24 (дата регистрации права 27.10.2017, дата утраты права 03.12.2018); гаражи, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь 24 (дата регистрации права 27.10.2017, дата утраты права 04.12.2018); автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: № (дата регистрации права 13.04.2013, дата утраты права 14.09.2018); автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: № (дата регистрации права 05.08.2014, дата утраты права 01.03.2018); земельный участок кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование индивидуальное жилищное строительство, площадь 800 кв. м. (дата регистрации права с 04.04.2013 по 08.10.2019).
В адрес Николаевой Т.В. было направлено налоговое уведомление №40117618 от 11.09.2018 на уплату транспортного налога за 2015,2016,2017 г.г. в размере 26400 руб., земельного налога за 2017 г. в размере 1104 руб., налога на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 265 руб. Обязанность по уплате налогов Николаевой Т.В. в полном объеме исполнена не была, связи с чем на сумму недоимки была начислена пеня в размере 383,96 руб. В адрес Николаевой Т.В. было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №6348 от 28.01.2019. В установленный срок требование исполнено не было. Судебный приказ и.о. мирового судьи судебного участка № 3 в Железнодорожном судебном районе Воронежской области мирового судьи судебного участка №2 в Железнодорожном судебном районе Воронежской области № от 26.08.2019 был отменен определением и.о. мирового судьи судебного участка № 3 в Железнодорожном судебном районе Воронежской области мировым судьей судебного участка №2 в Железнодорожном судебном районе Воронежской области от 13.09.2019.
Представитель административного истца МИФНС России №13 по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суду представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя МИФНС России №13 по Воронежской области.
Административный ответчик Николаева Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом по месту регистрации, причины неявки суду неизвестны.
Суд, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Административный ответчик Николаева Т.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Воронежской области.
Как предусмотрено ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.
Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
На основании материалов дела судом установлено, что Николаева Т.В. являлась собственником автомобиля государственный регистрационный знак: № (дата регистрации права 13.04.2013, дата утраты права 14.09.2018); автомобиля легковой, государственный регистрационный знак: № (дата регистрации права 05.08.2014, дата утраты права 01.03.2018).
В соответствии с ФЗ № 2003-1 от 09.12.1991 «О налогах на имущество физических лиц», плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества. Указанное положение так же закреплено решением Воронежской городской Думы № 165-II от 26.10.2005.
Объектом налогообложения признаются дома, дачи, квартиры, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Законом № 2003-1 от 09.12.1991 «О налогах на имущество физических лиц» установлены ставки налога в зависимости от стоимости имущества.
На основании материалов дела, судом установлено, что в собственности Николаевой Т.В. находилось недвижимое имущество: иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: <адрес> кадастровый №, площадь 24 (дата регистрации права 27.10.2017, дата утраты права 04.12.2018); гаражи, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь 24 (дата регистрации права 27.10.2017, дата утраты права 03.12.2018); гаражи, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь 24 (дата регистрации права 27.10.2017, дата утраты права 04.12.2018).
Статьей 65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в РФ является платным. Формами такой платы являются земельный налог и арендная плата за землю.
В соответствии со ст. ст. 387, 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно дуемого владения. Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. ст. 389, 390, 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков признаваемых объектом налогообложения, и определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 396 НК РФ установлено, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, тс учетом особенностей установленных настоящей статьей. Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).
На основании материалов дела, судом установлено, что в собственности Николаевой Т.В. находился земельный участок, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование индивидуальное жилищное строительство, площадь 800 кв. м. (дата регистрации права с 04.04.2013 по 08.10.2019).
Следовательно, Николаева Т.В., имея в собственности в спорный период объекты недвижимости, земельный участок, транспортные средства является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога и была обязана согласно положений ч.1 ст.45 НК РФ самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В адрес Николаевой Т.В. было направлено налоговое уведомление №40117618 от 11.09.2018 в котором содержалась информация о необходимости в срок до 03.12.2018 произвести уплату транспортного налога за 2015,2016,2017 г.г. в размере 26400 руб., земельного налога за 2017 г. в размере 1104 руб., налога на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 265 руб.
В установленный срок обязанность по уплате налогов Николаевой Т.В. не исполнена.
В адрес Николаевой Т.В. было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №6348 от 28.01.2019 об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 26400 руб., пени по транспортному налогу в размере 372,24 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 64 руб., недоимки по земельному налогу в размере 831 руб., пени по земельному налогу в размере 11,72 руб. Также содержалась информация о том, что за Николаевой Т.В. числится общая задолженность в сумме 44272,33 руб., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 38977,18 руб., которая подлежит оплате. Установлен срок для исполнения – до 25.03.2019.
В установленный срок требование исполнено не было.
Таким образом, судом установлено, что требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №6348 от 28.01.2019 об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 26400 руб., пени по транспортному налогу в размере 372,24 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 64 руб., недоимки по земельному налогу в размере 831 руб., пени по земельному налогу в размере 11,72 руб. административным ответчиком не исполнено.
Административным истцом заявлены требования о взыскании пени по транспортному налогу и земельному налогу.
В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в это время.
На основании ст. ст. 52, 69 НК РФ в случае направления налогового уведомления, требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечение шести дней с даты направления заказного письма.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Административным истцом представлены доказательства в обосновании изложенных требований и доказан факт неисполнения обязанности Николаевой Т.В. по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 64 руб., транспортного налога за 2015,2016,2017гг. в размере 26400 руб., пени по транспортному налогу в размере 372,24 руб., земельного налога за 2017 год, пени по земельному налогу в размере 11,72 руб.
Судом также установлено, что Межрайонной ИФНС России №13 по Воронежской области административному ответчику направлялось налоговое уведомление №40117618 от 11.09.2018 на уплату транспортного налога за 2015,2016,2017 г.г. в размере 26400 руб., земельного налога за 2017 г. в размере 1104 руб., налога на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 265 руб. до 01.10.2015 г. по адресу: <адрес>. По указанному адресу Николаевой Т.В. направлялось и требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №6348 от 28.01.2019, которое своевременно исполнено не было, что и послужило основанием для обращения в суд.
Однако согласно сведениям ОАСР УВМ ГУ МВД России по Воронежской области Николаева Т.В. с 16.07.2015 по 16.09.2025 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Статьей Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлена обязанность граждан Российской Федерации зарегистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В силу п. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Так, п. 5 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы налоговым органом направляются налогоплательщику - физическому лицу по адресу места его жительства или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Налоговые требования и уведомления направлялись по последнему известному налоговому органу адресу регистрации Николаевой Т.В.
Тот факт, что Николаева Т.В. с 16.07.2015 зарегистрирована по другому адресу, не свидетельствует о несоблюдении налоговым органом установленной процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости уплатить налоги, погасить задолженность, предшествующей обращению в суд. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Учитывая, что регистрация гражданина по месту жительства является способом уведомления налогового органа о месте проживания налогоплательщика, и у налогового органа отсутствует обязанность производить розыск места жительства (пребывания) налогоплательщика, то направление налогового уведомления и требования об уплате налогов за спорный период по последнему известному адресу регистрации административного ответчика необходимо расценивать как надлежащее исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обязанность налогового органа по своевременному направлению уведомления и требования об уплате образовавшейся недоимки исполнена в установленные законом сроки, сам административный ответчик не исполнил возложенную на него законом обязанность по уплате налога, каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о необходимости его освобождения от уплаты образовавшейся недоимки, не имеется.
На основании п. 3 ч. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что с Николаевой Т.В. в пользу МИФНС России №13 по Воронежской области подлежит взысканию сумма налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 64 руб., транспортного налога за 2015,2016,2017гг. в размере 26400 руб., пени по транспортному налогу в размере 372,24 руб., земельного налога за 2017 год в размере 831 руб., пени по земельному налогу в размере 11,72 руб. Доказательств уплаты указанных налогов суду административным ответчиком представлено не было.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 3 в Железнодорожном судебном районе Воронежской области мировым судьей судебного участка №2 в Железнодорожном судебном районе Воронежской области от 13.09.2019 был отменен судебный приказ и.о. мирового судьи судебного участка № 3 в Железнодорожном судебном районе Воронежской области мирового судьи судебного участка №2 в Железнодорожном судебном районе Воронежской области № от 26.08.2019.
Впервые с настоящим административным исковым заявление административный истец обратился в Железнодорожный районный суд г. Воронежа 13.03.2020.
Определением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 28.05.2020 административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Воронежской области к Николаевой Татьяне Валентиновне о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогу, пени было передано в Центральный районный суд г. Воронежа для рассмотрения по подсудности.
23.06.2020 административное дело поступило в Центральный районный суд г. Воронежа.
Учитывая, что на момент обращения с заявлением о выдаче судебного приказа установленный законом срок не истек, административное исковое заявление подано в районный суд в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подано в суд без пропуска срока обращения в суд с настоящим иском.
Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, данных в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1030,37 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Взыскать с Николаевой Татьяны Валентиновны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу <адрес> пользу МИФНС России № 13 по Воронежской области сумму налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 64 руб., транспортного налога за 2015,2016,2017гг. в размере 26400 рублей, пени по транспортному налогу в размере 372,24 рублей, земельного налога за 2017 год в размере 831 рублей, пени по земельному налогу в размере 11,72 рублей.
Взыскать с Николаевой Татьяны Валентиновны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1030,37 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 14.07.2020.