УИД 63RS0031-01-2022-008378-70
номер производства 2а-720/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Тольятти, Самарская область, 10 марта 2023 года
ул.Белорусская, 16
Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Ахтемировой Ю.С.,
при секретаре Анашкиной Л.А.,
с участием административного ответчика Мерзликина И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-720/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Мерзликину Ивану Владимировичу о взыскании недоимки по налогу и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Мерзликину И.В. о взыскании недоимки по налогу и пени.
В обоснование иска указано, что ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ответчику имущества, и поскольку должник не исполнил в полном размере установленную законом обязанность по уплате начисленного налога, административному ответчику были направлены требования об уплате налога, с предложением добровольно погасить задолженность по налогу. Ответчиком уплата начисленного налога произведена не была, в связи с чем, административный истец просил взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу на общую сумму 2370,02 руб., недоимку по налогу на имущество в размере 27,24 руб.
Впоследствии административный истец исковые требования уточнил, просил взыскать с административного ответчика пени по налогу на имущество за 2015 год в размере 27,24 руб., транспортный налог за 2017 год в размере 871,64 руб. и пени по нему в размере 5,95 руб., транспортный налог за 2020 год в размере 1435 руб. и пени по нему в размере 6,46 руб., пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 23,73 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Мерзликин И.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что он является инвалидом второй группы, в его собственности с 2015 находится только автомобиль №, с мощностью двигателя менее 100 л.с., в связи с чем он имеет право на льготы по уплате транспортного налога. Просил отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения административного ответчика, суд считает требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 23 НК РФ.
В статье 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) указано, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Статьей 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в редакции от 23.11.2020 №374-ФЗ - 10 000 рублей).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии со статьей 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок назначенную сумму налога.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст. 75 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) в случае неуплаты физическими лицами в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
На основании п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.
Транспортный налог отнесен к региональным налогам (статья 14 НК РФ).
Транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356 НК РФ).
Ставка транспортного налога на территории Самарской области установлена Законом Самарской области от 06.11.2002 года №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области».
Статьей 357 НК РФ определено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В пункте 1 статьи 358 НК РФ указано, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не являются объектом налогообложения транспортные средства, указанные в пункте 2 статьи 358 НК РФ.
Пунктом 1 части 1 статьи 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно положений статьи 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода, исчисление суммы налога осуществляется в порядке пункта 3 статьи 362 НК РФ.
Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 363 НК РФ).
В пункте 3 статьи 363 НК РФ указано, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Судом установлено, что Мерзликину И.В. в налоговых периодах с 2017 по 2020 принадлежал объект налогообложения - автомобиль №, мощность двигателя 89,0 л.с., иные транспортные средства за Мерзликиным И.В. зарегистрированы не были, что подтверждается сведениями о зарегистрированном имуществе, представленными РЭО ГИБДД У МВД России по г. Тольятти.
Сведения об открытии Мерзликиным И.В. личного кабинета отсутствуют.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика Мерзликина И.В. было направлено налоговое уведомление № 60184417 от 23.08.2018 о подлежащей уплате сумме налога. Налоговым органом был начислен, в том числе транспортный налог за 2017 год в отношении автомобиля №, налоговая база 89.70, налоговая ставка 16.00, количество месяцев владения в году 12/12, в размере 1435 руб., в отношении автомобиля №, налоговая база 60.00, налоговая ставка 16.00, количество месяцев владения в году 12/12, в размере 960 руб. с установлением срока оплаты до 03.12.2018.
Сведения о направлении уведомления в адрес налогоплательщика суду не представлены.
Сведения о выставлении требования о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год, возникшей в связи с неуплатой налога, начисленного вышеуказанным уведомлением, суду также не представлены.
Налоговым уведомлением № 45058942 от 01.09.2021, Мерзликину И.В. был начислен транспортный налог за 2020 год в отношении автомобиля №, налоговая база 89.70, налоговая ставка 16.00, количество месяцев владения в году 12/12, в размере 1435 руб., с установлением срока оплаты до 01.12.2021.
Налоговое уведомление было направлено Мерзликину И.В. посредством почтового отправления 30.09.2021, что подтверждается списком корреспонденции со штампом Почты России о принятии.
В связи с неуплатой начисленного налога в полном размере в установленный срок, в адрес Мерзликина И.В. было направлено требование № 103536 по состоянию на 20.12.2021, в которое включены требования об уплате транспортного налога со сроком уплаты до 01.12.2021 в размере 2756,64 руб. и пени по нему в размере 12,41 руб., с предложением добровольно погасить недоимку до 03.02.2022.
Налоговое требование было направлено Мерзликину И.В. посредством почтового отправления 27.12.2021, что подтверждается сведениями с официального сайта Почты России.
Кроме того, в адрес Мерзликина И.В. направлено требование № 59370 по состоянию на 27.08.2018 со сроком оплаты до 03.12.2018, о взыскании пеней, начисленных за неуплату налога на имущество и транспортного налога за предыдущие налоговые периоды, в общем размере 423,66 руб., а также требование № 59421 по состоянию на 10.07.2019, со сроком оплаты до 05.11.2019, о взыскании пеней, начисленных за неуплату транспортного налога за предыдущие налоговые периоды, в общем размере 1025,52 руб.
Налоговые требования были направлены Мерзликину И.В. посредством почтового отправления 10.09.2018 и 08.09.2019 соответственно, что подтверждается списками корреспонденции со штампом Почты России о принятии.
Указанные требования в полном объеме исполнены не были, в связи с чем, налоговая инспекция 06.06.2022 обратилась к мировому судье, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по уплате налога. 14.06.2022 мировым судьей судебного участка № 112 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области выдан судебный приказ, который определением от 08.07.2022 был отменен на основании заявления Мерзликина И.В.
После отмены судебного приказа, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогу и пени. Иск подан в суд 01.12.2022.
Между тем, установив отсутствие факта направления в адрес административного ответчика налогового уведомления № 60184417 от 23.08.2018 о взыскании транспортного налога за 2017 налоговый период, суд приходит к выводу, что у налогоплательщика не возникла обязанность по уплате налога за указанный налоговый период, в связи с чем, налоговый орган не вправе выставлять требование об уплате налога.
Данный вывод в полной мере согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в определении от 8 апреля 2010 года N 468-О-О, согласно которым в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, в частности, по транспортному налогу, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение указанной конституционной обязанности в отношении данного налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами.
В связи с неисполнением обязанности налогового органа по направлению налогового уведомления, суд считает, что у налогового органа не возникло право на обращение в суд по вопросу взыскания с Мерзликина И.В. недоимки по транспортному налогу за 2017 налоговый период.
Мерзликин И.В. является инвалидом второй группы бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2012 № 0952384, выданной Бюро МСЭ № 35 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области от 30.07.2013.
Согласно пункта «д» ч. 2 ст. 4 Закона Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» от уплаты транспортного налога освобождаются инвалиды всех категорий.
На основании ч. 3 ст. 4 Закона Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД, лицам, определенным в пунктах 1, 1.2 и подпунктах «а», «б», «в», «г», «д» и «м» HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=475245A62138BA9A2824F06C71FEE83662F8B29330CCFCCD409FB3E2C3EB15C7B36EAEAD5B8B71BE93A58C29BFC47C6EB8C7EF77C8D7EA62C4D642D1n4kBK"пункта 2 настоящей статьи, льгота по транспортному налогу предоставляется только в отношении одного транспортного средства из каждой определенной категории транспортных средств, в том числе в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно.
Как установлено судом, на имя Мерзликина И.В. зарегистрировано транспортное средство - автомобиль №, мощность двигателя 89,0 л.с., в отношении которого налоговым органом выставлены требования о взыскании транспортного налога, таким образом, Мерзликин И.В., являющийся инвалидом второй группы и владеющий на праве собственности автомобилем, мощность двигателя которого составляет менее 100 л.с., иных транспортных средств не имеющий, в соответствии с Законом Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области», освобождается от уплаты транспортного налога в отношении указанного транспортного средства.
Требованиями № 59370 от 28.07.2018 и № 59421 от 10.07.2019 административному ответчику к уплате выставлены пени, начисленные за несвоевременную уплату налога на имущество транспортного налога, в том числе за 2015 налоговый период, однако доказательства принятия налоговым органом своевременных мер к принудительному взысканию недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество за 2015 налоговый период, административным истцом суду не представлены, в связи с чем основания для удовлетворения требований о взыскании пеней, начисленных за указанный период отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-177, 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Мерзликину Ивану Владимировичу о взыскании недоимки по налогу и пени.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд гор.Тольятти в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 24.03.2023
Председательствующий Ю.С.Ахтемирова