Дело 2-1328с/2019
Мотивированное решение
изготовлено 27.11.2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2019 года Ревдинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сидоровой А.А., при секретаре ФИО3, с участием истца ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФайзоваФлоритаТалгатовича к открытому акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс», обществу с ограниченной ответственностью «ТБО «Экосервис» о защите прав потребителей,
установил:
Истец ФИО2 обратился в суд с требованием к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о защите прав потребителей, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к представителю ответчика по вопросу выставления счета за вывоз ТКО по адресу: <адрес>. Однако ответчиком не были совершены никакие действия по урегулированию конфликта.
На основании счета за 2019 год истцу приходят квитанции за вывоз ТКО по указанному адресу, однако истец проживает по адресу: <адрес>, по спорному адресу в городе Дегтярске имеется участок под ИЖС. Жилой дом на участке не построен. В связи с тем, что истец там не проживает, ТКО отсутствует.
В соответствии с п.8.12 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 потребитель вправе мотивированно отказаться от заключения договора с региональным оператором. Согласно ч.2 ст.432 и ч.1 ст.433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор с ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» считается незаключенным. Таким образом, отсутствуют основания для передачи денежных средств в пользу ОАО «ЭнергосбыТ Плюс».
На основании изложенного, истец ФИО2 желает в судебном порядке признать действия ответчика ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по незаконному возложению на истца обязанностей по оплате вывоза ТКО по адресу: <адрес> незаконными; взыскать с ответчика ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей и сумму судебных расходов в размере 5300 рублей.
Определением суда соответчиком по делу привлечено ООО «ТБО «Экосервис».
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО4, действующая на основании доверенности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по вызову суда не явилась, в порядке ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратилась к суду с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила письменную позицию по делу, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, так какОАО «ЭнергосбыТ Плюс» является ненадлежащим ответчиком по делу. Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Западного административно-производственного объединения Свердловской области является ООО «ТБО «Экосервис» (л.д.26-29).
Представитель ООО «ТБО «Экосервис» ФИО5, действующая на основании доверенности №/юр от ДД.ММ.ГГГГ, по вызову суда не явилась, в порядке ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратилась к суду с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие, в представленном отзыве просит отказать в удовлетворении исковых требований (л.д.105-110). В дополнительном отзыве суду указала, что в процессе рассмотрения дела - ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в адрес ответчика с заявлением о проведение перерасчета с приложением документов. Соответствующее распоряжение о проведении перерасчета было направлено ДД.ММ.ГГГГ агенту – Свердловскому филиалу АО «ЭнергосбыТ Плюс».
Региональным оператором в адрес АО «ЭнергосбыТ Плюс» был направлен запрос о предоставлении информации относительно проведения перерасчета платы в отношении объекта истца. По результатам рассмотрения указанного запрос ответчиком от АО «ЭнергосбыТ Плюс» получена информация о том, что АО «ЭнергосбыТ Плюс» по лицевому счету № на имя ФИО2 сделан перерасчет (л.д.169-170).
Суд, выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами (в том числе на транспортирование) путем заключения договора с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации). В связи с чем, собственник несет расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги, к которым отнесено обращение с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. п. 3 и 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу части 2 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила обращения с ТКО, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.Разделом I(1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Под потребителем Правила N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8(1) правил N 1156 Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Из указанных выше положений, а также положений 210 ГК РФ следует, что плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО, является частью бремени содержания имущества.
Таким образом, собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> и также является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7. Закона 89-ФЗ, собственники ТКО в обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон, в частности публичной, и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом публичной офертой признается предложение, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 N 641» (далее - Правила обращения с ТКО).
Из содержания п. 8 (4) раздела I (1) Правил следует, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с абз. 3, 4 п. 8 (17) раздела I (1) Правил потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) раздела I (1) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно п. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и Региональным оператором и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 01.01.2019
В судебном заседании установлено, что между Министерством энергетики и жилищно–коммунального хозяйства Свердловской области в лице Министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> ФИО6 и ООО «ТБО «Экосервис» заключено Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ об организации деятельности по обращению с ТКО (л.д. 129-138).
Указанным Соглашением определена зона деятельности Регионального оператора, включающая муниципальное образование – городской округ Дегтярск (приложение №, л.д. 139).
В «Областной газете» ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано предложение Регионального оператора по Западному АПО-2 ООО «ТБО «Экосервис» по обращению с твердыми коммунальными отходами о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, адресованное потребителям (л.д.120-123).
При таких обстоятельствах договор на оказание услуг считается заключенным и вступил в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что коммунальная услуга «обращение с ТКО» выставляется истцу по адресам: <адрес> и <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением к АО «ЭнергосбыТ Плюс» с заявлением о незаключенности договора на обращение с ТКО по адресу: <адрес> в связи с чем отсутствуют основания для взимания платы (л.д.11).
Между ООО «ТБО «Экосервис» и АО «ЭнергосбыТ Плюс» заключен агентский договор № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым АО «ЭнергосбыТ Плюс» поручено проводить мероприятия по заключению договоров по услуге обращения с ТКО, начислению сумм оплаты за потребленные ресурсы, формирование печати и доставке квитанций, сбору денежных средств с потребителей Принципала, в т.ч. не исполняющих обязательства по погашению задолженности за оказанные услуги, осуществлению обработки персональных данных потребителей (л.д.35-65).
В ответ на заявление истца представителем АО «ЭнергосбыТ письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу было разъяснено, что региональным оператором на территории ГО Дегтярск является ООО «ТБО «Экосервис». Истцу было предложено предоставить справку с фактического места прописки для предоставления ее в ООО «ТБО «Экосервис» (л.д.30).
Согласно подпункту "б" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 закреплено, что в платежном документе указываются кроме перечисленных сведений также наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
В квитанции на оплату коммунальной услуги – обращение с ТКО, представленной в материалы дела истцом, указано, что исполнителем данной услуги является ООО «ТБО «Экосервис» с указанием юридического адреса и реквизитов исполнителя (л.д.12-15).
Между тем, как установлено в судебном заседании, в досудебном порядке с заявлением о перерасчете услуги в ООО «ТБО «Экосервис» истец обратился только ДД.ММ.ГГГГ (исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.111-112).
Согласно разъяснениям Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в случае, если потребитель является собственником нескольких жилых помещений, он предоставляет исполнителю коммунальной услуги заявление о перерасчете за услугу в связи с отсутствием потребителя в жилом помещении с приложением документов, подтверждающих его нахождение в одном из жилых помещений, находящихся у него в собственности. К таким документам относится справка управляющей многоквартирным домом организации, подтверждающая его фактическое проживание по конкретному адресу, а также организации, осуществляющей учет граждан по месту проживания, в том числе в индивидуальных жилых домах.
Из приведенного разъяснения следует, что перерасчет за услугу носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на перерасчет услуги – обращение с ТКО.
При предоставлении необходимых документов в ООО «ТБО «Экосервис» ДД.ММ.ГГГГ истцу был сделан перерасчет в отношении объекта – <адрес>, что не оспаривается истцом.
На основании изложенного, суд не находит правовых оснований для признаний действий ответчиков незаконными, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Поскольку требования о взыскании компенсации морального вреда, являются производными, то суд отказывает в их удовлетворении.
В связи с тем, что в иске отказано, то в соответствии с правилами статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, во взыскании судебных расходов, также следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковые требования о защите прав потребителей, заявленные ФайзовымФлоритомТалгатовичем к открытому акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс», обществу с ограниченной ответственностью «ТБО «Экосервис», оставить без удовлетворения.
Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано в течение месяца в Свердловский областной суд с момента изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Ревдинский городской суд.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья: А.А.Сидорова
Решение вступило в законную силу «____» _____________20____г. Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-1328с/2019 №
Судья: А.А.Сидорова