Решение
Именем Российской федерации
7 ноября 2011 года
Раменский городской суд Московской области
В составе: председательствующего судьи Щербакова Л.В..
при секретаре Надарейшвили Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3604/11 по иску Юминовой Н.Н. <...> к Администрации сельского поселения <...>, ЗАО «<...>», о признании права собственности на долю в общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У с т а н о в и л:
Юминова Н.Н. обратилась в суд с иском, которым просит признать право собственности на по 1/8 доле за ней и за <...> ФИО1 в <адрес> по праву приватизации. В обоснование требований указывает, что проживает в вышеназванном доме с <дата>. как член семьи нанимателя. Вместе с ней проживает <...> ФИО1 Приватизация доли во внесудебном порядке невозможна, т.к. отсутствуют правоустанавливающие документы на <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Мозолёва Н.М. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Ответчик – Администрация сельского поселения <...> – представитель в суд не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Представил письменное мнение по иску, в котором просит рассматривать дело в свое отсутствие и удовлетворить иск /л.д.39-40/.
Ответчик ЗАО «<...>» представитель по доверенности Хроменкова Н.А. не возражала против удовлетворения заявленных требований.
3-е лица Юминова Л.А., Солодухин Ю.И., Малышева О.О., Жаринов Д.Д., Жаринов С.Д., в судебное заседание не явились.
Суд, заслушав стороны, проверив материалы дела, приходит к следующему.
Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что в квартире <адрес> зарегистрированы Юминова Л.А., Юминова Н.Н., ФИО1./л.д.11/.
Согласно ст.2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Частью 1 ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации.
В ходе рассмотрения дела не представлено доказательств тому, что спорная квартира входит в перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. В техническом паспорте имеются сведения о принадлежности 1/2 доли дома <адрес>, однако документов, подтверждающих данное обстоятельство не представлено.
Из технического паспорта на жилой дом следует что, собственником 1/2доли является ЗАО «<...>», 1/4 доли Солодухин Ю.И., по 1/16 доли Малышева О.О., Жаринов Д.Д., Жаринов С.Д., /л.д.24-30/
Однако как сообщил ЗАО «<...>» в письме истцу, каких-либо правоустанавливающих документов на эту долю у них не имеется./л.д.18/
Из письма ответчика Администрации с/п <...> следует, что дом <адрес> не находится в муниципальной собственности
Таким образом, препятствием к передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации является формальное отсутствие собственника жилого помещения. Однако данное обстоятельство не может влиять на права истицы на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Так, в соответствии со ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.1993 N 11, от 25.10.1996 N 10, от 06.02.2007 N 6, от 02.07.2009 N 14) указывается, что решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения (п.4).
Из обзора законодательной и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2005 года следует разъяснение о том, что если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до <дата>, фактически не переданы в муниципальную (государственную) собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на основании судебного решения.
Таким образом, суд не находит оснований для отказа истице в иске и находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. Отсутствие государственной регистрации ранее возникших прав на спорную квартиру не может являться причиной, по которой истица лишается возможности приватизировать занимаемую квартиру.
В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Как установлено в судебном заседании жилой дом состоит из 4-х квартир, каждая из которых составляет одну часть, а поскольку истец пользуется квартирой <номер>, соответственно доля этой квартиры в общем имуществе составляет 1/4.
Истец просит признать право собственности за собой и <...>/л.д.16/ ФИО1, <...>.
Проживающая вместе с ними Юминова Л.А отказалась от участия в приватизации о чем в деле имеется нотариально заверенное заявление./л.д.23/
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме
Руководствуясь ст.ст.10 ЖК РФ, ст.12 ГК РФ, Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Признать за Юминовой Н.Н. и ФИО1 право собственности на 1/8 долю, за каждым, в порядке приватизации в доме <адрес>.
Решение может быть обжаловано в 10 дней в Мособлсуд с подачей кассационной жалобы через Раменский городской суд.
Судья