Дело № 2-541/2020
54RS0008-01-2020-000241-91
Поступило в суд 12.02.2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2020 г. г. Новосибирск
Первомайский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Зотовой Ю.В.,
при секретаре Неборак М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Новосибирский стрелочный завод» к Солопову А. Н. о взыскании затрат, понесенных на обучение,
У С Т А Н О В И Л:
АО «Новосибирский стрелочный завод» обратилось в суд с иском и просило взыскать с Солопова А.Н. затраты, понесенные на обучение работника в размере 32 115,12 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 164 рублей.
В обоснование заявленных требований указывает на то, что между АО «НСЗ» и Солоповым А.Н. заключен трудовой договор ДД.ММ.ГГГГ № НСЗ0000264, в соответствии с которым ответчик принят на работу на должность слесаря механосборочных работ, квалификация ученик, в механозаготовительном цехе. ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком также был заключен ученический договор на профессиональное обучение, по которому работодатель обеспечивал ответчику возможность обучения профессии «слесарь механосборочных работ», а ответчик обязалась после окончания обучения приступить к работе по указанной профессии. Ученическим договором предусматривалось, что в соответствии с полученной профессией, ответчик должен проработать по трудовому договору, заключенному с работодателем в течение 1 года. При расторжении трудового договора обязался полностью возместить работодателю денежные средства, затраченные на обучение. Однако, ответчик в нарушение условий ученического договора обучение не завершил, экзамен не сдал. ДД.ММ.ГГГГ подал личное заявление об увольнении, на основании которого трудовой договор с работником был расторгнут по соглашению сторон ДД.ММ.ГГГГ. За период с декабря 2018 года по февраль 2019 года АО «НСЗ» затратило 32 115,12 рублей на обучение ответчика, которые добровольно ответчиком не возмещены.
Представитель истца - АО «Новосибирский стрелочный завод» в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик – Солопов А.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, при этом не оспаривал факт того, что обучение он не закончил, поскольку посчитал, что образование должным образом дать не могут, поэтому и уволился. Намерений продолжать работу у данного работодателя не имел, и учиться тоже.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Судебным разбирательством установлено, что приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Солопов А.Н. принят на постоянную работу в АО «Новосибирский стрелочный завод», в механозаготовительный цех, механосборочный участок, на должность слесаря механосборочных работ, учеником (л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ между АО «Новосибирский стрелочный завод» и Солоповым А.Н. заключен трудовой договор № НСЗ0000264 (л.д.9-11).
ДД.ММ.ГГГГ между АО «Новосибирский стрелочный завод» и Солоповым А.Н. заключен ученический договор № на профессиональное обучение, в соответствии с которым АО «Новосибирский стрелочный завод» обязалось обеспечить Солопову А.Н. возможность обучения по профессии (квалификации) слесарь механосборочных работ по индивидуальной форме обучения, а Солопов А.Н. обязался пройти курс обучения, предусмотренный учебным планом и программой и овладеть всеми навыками профессиональной деятельности, соответствующей профессии (квалификации) сверловщик с получением документа установленной формы об окончании учебного заведения (л.д.12).
В соответствии с пунктом 1.3 ученического договора, работодатель обязался выплачивать ученику в период ученичества стипендию в размере 15 226 рублей, с последующей индексацией в соответствии с коллективным договором АО «НСЗ». Размер стипендии за неполный календарный месяц обучения пересчитывается пропорционально рабочим дням по производственному календарю (при суммированном учете рабочего времени по графику №) (пункт 1.3.1 договора).
Согласно пункту 2.1 ученического договора ученик обязался пройти обучение, предусмотренный учебным планом и программой и овладеть всеми навыками профессиональной деятельности, соответствующей профессии (квалификации) слесарь механосборочных работ с получением документа установленной формы об окончании учебного заведения.
Пунктом 2.2. ученического договора стороны предусмотрели, что ученик обязался регулярно посещать теоретические и практические занятия, в установленные сроки выполнять задания, предусмотренные учебными планами и программами, глубоко овладевать теоретическими и практическими навыками.
После окончания обучения в АО «НСЗ» работник обязался приступить к работе по указанной профессии, и проработать после завершения обучения в соответствии с полученной профессией (квалификацией) по трудовому договору, заключенному с работодателем в течение 1 года (пункты 2.4, 2.5 ученического договора).
Согласно пункту 2.7. ученического договора, ученик обязался полностью возместить денежные средства за обучение работодателю в случаях:
- отчисления ученика по инициативе учебного заведения за неуспеваемость, нарушение трудовой производственной дисциплины, правил внутреннего распорядка учебного заведения;
- отчисления ученика из учебного заведения по собственному желанию без уважительных причин;
- неявки ученика по окончании обучения к работодателю или отказа приступить к работе по заключенному договору без уважительных причин;
- расторжения трудового договора до наступления установленного срока, указанного в пункте 2.5 настоящего договора.
Как указывает сторона истца, ответчик в нарушение условий ученического договора обучение не завершил, экзамен не сдал. ДД.ММ.ГГГГ по собственной инициативе подал заявление о расторжении с ним трудового договора по соглашению сторон (л.д.16). Данное обстоятельство ответчиком в судебном заседании не оспаривалось. Со слов ответчика он не намерен был продолжать трудовую деятельность у данного работодателя, поскольку считал, что должного профессионального образования не получит.
ДД.ММ.ГГГГ между АО «НСЗ» и Солоповым П.Н. заключено соглашение о расторжении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № НСЗ0000264 по соглашению сторон в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 77 Трудового договора РФ (л.д.17). Каких – либо условий о том, что возникшие между работником и работодателем обязательства по ученическому договору прекращаются, и стороны взаимных претензий не имеют, данное соглашение не содержит.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № действие трудового договора с Солоповым А.Н. прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, с ДД.ММ.ГГГГ Солопов А.Н. был уволен (л.д.18).
За период с декабря 2018 года по февраль 2019 года работодателем по ученическому договору начислена стипендия ответчику 32 115,12 рублей (за декабрь 2018 года 12 399,62 рублей, за январь 2019 года 9 852,12 рублей, за февраль 2019 года 9 863,38 рублей), что подтверждается расчетными листками организации (л.д.21-23), справкой АО «НСЗ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20).
Истец считает, что оплаченные работодателем денежные средства на обучение в размере 32 115,12 рублей подлежат взысканию с ответчика.
К числу основных прав работника в трудовых отношениях согласно абзацу восьмому части 1 статьи 21 Трудового кодекса РФ относится его право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном названным кодексом, иными федеральными законами.
В силу частей 1 и 2 статьи 196 Трудового кодекса РФ (в редакции действовавшей на время возникновения спорных отношений) необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 197 Трудового кодекса РФ (в редакции действовавшей на момент заключения ученического договора) определено, что работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем. Одним из видов такого договора является ученический договор, порядок и условия заключения которого определены в главе 32 Трудового кодекса РФ.
Согласно статье 198 Трудового кодекса РФ работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в статье 199 Трудового кодекса РФ, согласно части первой которой ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон (часть 2 статьи 199 Трудового кодекса РФ).
Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации (часть 1 статьи 200 Трудового кодекса РФ).
Последствия невыполнения обучающимся обязательств после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в статье 207 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с частью второй названной нормы в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Статьей 249 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1005-О-О, заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и интересов работника и работодателя, способствует повышению профессионального уровня данного работника и приобретению им дополнительных преимуществ на рынке труда, а также имеет целью компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин.
Суд, исследовав представленные сторонами доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку подписав ученический договор ДД.ММ.ГГГГ, ответчик Солопов А.Н. добровольно принял на себя обязанность пройти курс обучения с получением документа установленной формы об окончании учебного заведения. Однако, в нарушение условий ученического договора свою обязанность не исполнил, обучение не завершил, без уважительных на то причин изъявил желание прекратить с работодателем трудовые отношения, о чем подал лично заявление на расторжение с ним трудового договора по соглашению сторон, и данные трудовые отношения были прекращены. Условий о том, что возникшие между работником и работодателем обязательства по ученическому договору прекращаются, данное соглашение не содержит.
В связи с чем, ответчик обязан возместить работодателю в установленном порядке средства, затраченные на его обучение с декабря 2018 года по февраль 2019 года в размере 32 115,12 рублей.
Доводы ответчика о том, что трудовые отношения он изъявил желание прекратить, поскольку работодатель не мог, по его мнению, предоставить качественного обучения, суд считает несостоятельными и ничем не подтвержденными.
Истцом представлен учебный план и программа профессиональной подготовки слесаря механосборочных работ 2 разряда, утвержденные генеральным директором ОАО «НСЗ» ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49-61), из которых следует в АО «НСЗ» разработаны учебно – тематические планы для каждой категории обучающихся (в зависимости от их образования), разработана программа производственного обучения. Также представлены лицензии на осуществление образовательной деятельности АО «НСЗ» в 2018 и 2019 г.г., выданные Министерством образования <адрес> (л.д.67-74).
По мнению суда, представленные истцом документы, подтверждают, что ответчик имел возможность овладеть всеми навыками профессиональной деятельности соответствующей профессии слесаря механосборочных работ. Однако, условия ученического договора сам же и не соблюдал, согласно табелям посещаемости занятий учениками (л.д.47-48) Солопов А.Н. в 2019 году нерегулярно посещал занятия (в январе не посетил ни одного занятия, в феврале из пяти занятий посетил лишь три).
Ссылки Солопова А.Н. на то, что табель посещаемости содержит недостоверные сведения, в феврале 2019 года он являлся временно нетрудоспособным, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № АО «НСЗ» (л.д.15) Солопов А.Н. был допущен к обслуживанию электромостовых кранов в качестве стропальщиков для подвешивания на крюк груза без предварительной обвязки в феврале 2019 года, что также отражено в акте от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца понесенные расходы на обучение в размере 32 115,12 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, то с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлине в размере 1 163,45 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования АО «Новосибирский стрелочный завод» удовлетворить.
Взыскать с Солопова А. Н. в пользу АО «Новосибирский стрелочный завод» затраты понесенные на обучение работника в размере 32 115,12 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 163,45 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19.08.2020.
Судья Ю.В.Зотова