Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-324/2022 (2-4113/2021;) от 27.10.2021

<данные изъяты>

Дело № 2-324/2022

УИД 77RS0021-02-2021-008779-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2022 года                                  город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего        Пантелеевой И.Ю.

при секретаре                Федоровой Н.Б.,

с участием представителя истца ПАН, представителя ответчика – ГОА, представителя третьего лица - ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ КЛН,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Псковского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по ремонту объектов казарменно-жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Псковского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия Минобороны России, связанного с непроведением ремонтных работ объектов казарменно-жилищного фонда инв. №, военного городка 6-К филиала № 2 ФГКУ «442 ВКГ» Минобороны России, расположенного по адресу: <адрес>, обязании провести текущий ремонт данного здания, выделить денежные средства для текущего ремонта данного здания и помещений в нем.

Требования обоснованы тем, что в ходе проверки исполнения должностными лицами Минобороны России законодательства, регламентирующего порядок эксплуатации, обслуживания и проведения ремонтных работ объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Минобороны России, а также законодательства, направленного на обеспечение безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, градостроительных норм и правил, установлено, что собственником здания Минобороны России и балансодержателем ФГКУ «Федеральное государственное казённое учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «СЗТУИО») работа по надлежащей эксплуатации зданий на объектах казарменно-жилищного фонда военного городка 6-К Филиала № 2 ФГКУ «442 ВКГ» Минобороны России, расположенного по адресу: <адрес>, не организована. Текущий ремонт зданий лечебного корпуса № 1, лечебного корпуса № 29, поликлинико-административного корпуса не проводился. Министерство обороны Российской Федерации, в лице ФГКУ «СЗТУИО», несет бремя содержания вышеуказанного имущества, и обязано производить его текущий ремонт. Доступ в здания имеют военнослужащие, гражданский персонал, находящийся на лечении, и лица их посещающие, что недопустимо.

Таким образом, нарушение прав неопределенного круга лиц -военнослужащих, лиц гражданского персонала и членов их семей, круг которых определить невозможно, заключается в нарушении их права на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья. Результаты надзорных мероприятий свидетельствуют, что бездействие должностных лиц Минобороны России, выразившееся в непринятии мер по проведению текущего ремонта здания, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц (военнослужащих, гражданского персонала, посетителей) на защиту от чрезвычайных ситуаций, обусловленных неудовлетворительным состоянием объекта казарменно-жилищного фонда.

С учетом уточненных требований истец просил возложить на Минобороны России обязанность в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выполнить работы по текущему ремонту объектов казарменно-жилищного фонда инв. №№ 6/1, 6/26 и 6/29 военного городка 6-К Филиала № 2 ФГКУ «442 ВКГ» Минобороны России, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе: провести ремонт здания лечебного корпуса № 1 (1940 г., общей площадью 3975,4 кв.м.), а именно: устройство новой бетонной отмостки (ремонт цоколя полностью) 100%; ремонт фасада (ремонт цоколя, замена оконных отливов и фронтальных свесов - 100%); ремонт кровли (полная замена обрешетки и шифера - 3975,4 м.кв., частичная замена деревянных балок. Оштукатуривание карнизных свесов, ремонт кирпичной кладки - 10%); ремонт полов (замена линолеума полностью); ремонт потолков (100% полностью); ремонт проемов (замена дверных и оконных блоков - 100%, установка на дверях эвакуационных выходов запоров для свободного открывания без ключа, установка доводчиков, а также установка противопожарных дверей в коридорах терапевтического и хирургического отделений); ремонт внутренних помещений (косметический ремонт 100% всех помещений, демонтаж деревянной обрешетки эвакуационного выхода лабораторного и физиотерапевтического отделений); ремонт системы отопления (замена трубопроводов, регистров и батарей системы отопления); ремонт системы горячего водоснабжения (замена 100% стояков системы, замена участков трубопроводов и запорной арматуры всей системы ГВС), ремонт системы холодного водоснабжения (замена стояков, установка запорной арматуры — 100%); ремонт канализации (замена труб в подвале здания, в кабинетах и стояках, замена смывных бачков - 12 шт., унитазов «компакт» - 12 шт., 16 шт. - смесителей, 18 шт. - умывальников); ремонт электрооборудования (освещения) (замена светильников и проводки внутри здания с установкой новых автоматов защиты, оборудование распределительного щита запорными устройствами); ремонт вентиляции (ремонт и установка двигателя вытяжной системы вентиляции, проведение технического обслуживания воздуховодов, обслуживание приточно-вытяжной вентиляции); оборудование здания системами оповещения и эвакуации людей при пожаре, пожарной сигнализацией.

Провести ремонт здания лечебного корпуса № 29 (1988г., общей площадью 3454,6 м.кв.), а именно: ремонт цоколя (устройство новой бетонной отмостки - 130 п.м.); ремонт проемов (замена оконных блоков);ремонт системы ГВС и ХВС (замена трубопроводов, замена сантехнических приборов с установкой экономичных моделей); ремонт полов (замена напольного покрытия из коммерческого линолеума на теплозвукоизолирующей основе); ремонт канализации (замена унитазов - 10 шт., умывальников - 5 шт., замена трубопроводов подвода и отвода воды, запорной арматуры); ремонт электрооборудования (укладка элементов электропроводки в кабельканалы, замена автоматов защиты 16А - 8 шт.); установка пожарной сигнализации.

Провести ремонт здания поликлинико-административного корпуса № 26 (1977г., общей площадью 1763 м.кв.), а именно: ремонт кровли (замена цементной стяжки и мягкой кровли на площади 1364 кв.м, установка защитных устройств из оцинкованного железа в местах выхода вентиляции на кровлю); ремонт полов (требуется замена напольного покрытия 100% здания); ремонт системы ГВС (необходима подводка системы ГВС к зданию); ремонт ХВС (замена стояков); ремонт проемов (замена оконных блоков - 88 шт.); ремонт вентиляции (обслуживание приточно-вытяжной вентиляции с естественным побуждением внутренних помещений); установка пожарной сигнализации.

Представитель истца - военного прокурора Псковского гарнизона ПАН в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика - Министерство обороны Российской Федерации Григорьева О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что Министерство обороны Российской Федерации не может являться надлежащим ответчиком по данному делу; в случае удовлетворения исковых требований военного прокурора и при вступлении решения суда в законную силу Министерство обороны Российской Федерации как юридическое лицо не уполномочено исполнять его, поскольку обязанность по проведению текущего ремонта в Вооруженных Силах Российской Федерации возложена на ФГКУ «ЦЖКУ» МО РФ; решение суда, в случае удовлетворения исковых требований и при вступлении его в законную силу, будет подлежать исполнению должностными лицами ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ. Кроме того, прокурор требует устранить выявленные недостатки определенным способом - путем проведения текущего ремонта, то есть требует разрешения в судебном порядке конкретных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Министерства обороны Российской Федерации в отношении содержания и использования принадлежащих ему зданий и помещений, тогда как правомочий на заявление указанных требований у военного прокурора не имеется, так как в соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. №1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (п.1).

Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил (подпункт 71 пункта 7 положения. Собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежащим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта. Организация проведения текущего ремонта зданий объектов казарменно-жилищного фонда инв. №№6/1, 6/26 и 6/29 военного городка 6-К Филиала № 2 ФГКУ «442 ВКГ» Минобороны России, закрепленных за Вооруженными Силами Российской Федерации, является процедурой, строго регламентированной нормами действующего законодательства, не предусматривающей изменение данной процедуры или ее упрощения в целях исполнения решения суда или волеизъявления военного прокурора.

Таким образом, требования военного прокурора являются заведомо неисполнимыми в полном объеме в указанный срок.

Также в исковом заявлении военного прокурора не указано в чем именно выразилось бездействие Минобороны России, на основании каких фактов и документов военный прокурор пришел к выводу о бездействии Минобороны России.

Представитель третьего лица - ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ КЛН в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (далее - Учреждение) осуществляет свою деятельность по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах ВС РФ на основании приказа Министра обороны РФ от 02.03.2017 №155 «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора №21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (г. Москва)» с 01.04.2017. В силу ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом. Согласно Уставу Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах ВС РФ (п.13 Устава). В целях выполнения государственного задания и в рамках доведенной субсидии, Учреждением выполняются мероприятия по обслуживанию объектов Минобороны России, переданных в оперативное управление и эксплуатацию. В соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2017 №860 «Об утверждении Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации» и по результатам весенних и осенних осмотров в 2021 году здания госпиталя включены в Перечень объектов КЖФ, требующих проведения текущего ремонта с привлечением специализированных организаций в 2022 году.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п.п. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ).

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации), От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п.п. 1, 3 и 4 ст. 214 ГК РФ).

Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне).

Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ (Указ Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом», Положение о Минобороны России, утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082).

Как установлено судом, на земельном участке по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, на территории военного городка войсковой части 6-К Филиала № 2 ФГКУ «442 ВКГ» Минобороны России расположено здание лечебного корпуса № 1 (1940 г. постройки, общей площадью 3975,4м.), здание лечебного корпуса № 29 (1988г., общей площадью 3454,6 м.кв.), здание поликлинико-административного корпуса № 26 (1977г., общей площадью 1763 м.кв.).

Минобороны России осуществляет полномочия собственника указанного здания – Российской Федерации и полномочия учредителя ФГКУ «СЗТУИО» Минобороны России, созданного для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.

Спорные здания находятся в оперативном управлении ФГКУ «СЗТУИО» Минобороны России.

Военной прокуратурой Псковского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Минобороны России законодательства, регламентирующего порядок эксплуатации, обслуживания и проведения ремонтных работ объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, а также законодательства, направленного на обеспечение безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, градостроительных норм и правил.

В ходе проверки в зданиях, принадлежащих войсковой части 6-К Филиала № 2 ФГКУ «442 ВКГ» Минобороны России, выявлены недостатки, требующие проведения ремонтных работ для их устранения: цоколь, кровля, стены, фасады, полы, внутренняя отделка, система ХВС, санитарно-техническое оборудование, электрооборудование, отмостка – находятся в неудовлетворительном состоянии, текущий ремонт вышеуказанных зданий (и помещений в них) в течение длительного времени не проводился, здание находится в ненадлежащем состоянии, чем фактически создается угроза для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, что подтверждается актами обследования вышеуказанных зданий в 2019, 2020, 2021 годов с примерным перечнем работ.

В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой Псковского гарнизона в адрес начальника ЖКС №14 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО) внесено представление, которое рассмотрено с участием представителя прокуратуры, однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, меры к проведению текущего ремонта не приняты.

Согласно информации филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО) от 30 марта 2021 г. № 370/9/2/4/1268, указанные здания включены в заявочный перечень объектов казарменно-жилищного фонда, требующих проведения работ по текущему ремонту с привлечением специализированных организаций в 2022 году.

Представленными доказательствами подтверждено, что спорные помещения, находятся в ненадлежащем состоянии и нуждаются в текущем ремонте.

Согласно чч. 6, 7, 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Таким образом, факты, изложенные в исковом заявлении военного прокурора Псковского гарнизона о ненадлежащем состоянии зданий и необходимости проведения текущего ремонта, подтверждены материалами дела и не опровергнуты ответчиком.

Вместе с тем, анализ представленных документов показал, что осмотры и обследования здания, запросы и переписка уполномоченных лиц к реализации процедуры согласования проведения текущего ремонта объектов, не приводят, необходимые мероприятия для реализации данной процедуры не осуществляются, конкретных действий по проведению текущего ремонта не предпринято. Решение о невозможной эксплуатации объектов не принято.

Согласно статье 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте. (пункт 1)

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (часть 2).

Из положений ст.ст. 209, 210 ГК РФ следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.

Возлагая на собственника имущества по требованию истца в интересах неопределенного круга лиц обязанность произвести именно ремонт здания, военный прокурор не указал, какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределенному кругу лиц не выполнил собственник либо чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы этого неопределенного круга лиц, а также почему восстановление прав неопределенного круга лиц должно быть произведено именно текущим ремонтом собственником своего имущества.

Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.

При таких обстоятельствах, суд считает, что установленные обстоятельства, а именно ненадлежащее состояние спорных зданий, помещений, включая фасад, кровлю, и объектов в целом, потребность в текущем ремонте, сами по себе и в совокупности не позволяют прийти к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска военного прокурора.

Кроме того, суд полагает, что ни положения приведенных выше норм материального права, ни иные нормы права не предусматривают обязанность собственника провести текущий ремонт нежилого здания в целях исключения угрозы жизни и здоровью, имуществу неопределенного круга лиц, обеспечения их безопасности при размещении такого объекта недвижимого имущества, не отвечающего требованиям безопасности, которыми обусловлено обращение истца в суд.

В этой связи бездействие Минобороны России, осуществляющего правомочия собственника спорного здания, выраженное в непроведении текущего ремонта здания, нельзя признать незаконным.

Права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц в рассматриваемом случае непроведением собственником текущего ремонта нежилого здания не нарушены.

Вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено доказательств тому, что обеспечение безопасности спорного здания, находящегося в ненадлежащем состоянии, в целях исключения причинения вреда жизни и здоровью, имуществу неопределенного круга лиц, восстановление прав неопределенного круга лиц должно быть произведено именно путем проведения текущего ремонта здания собственником, а не путем принятия иных мер, направленных на исключение причинения вреда.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194, 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска военного прокурора Псковского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по ремонту объектов казарменно-жилищного фонда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Псковский областной суд через Псковский городской суд.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья                                        И.Ю. Пантелеева

2-324/2022 (2-4113/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Военный прокурор Псковского гарнизона
Ответчики
Министерство обороны РФ
Другие
ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Филиал № 2 ФГКУ "442 военный клинический госпиталь" Министерства обороны РФ
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Пантелеева Инесса Юрьевна
Дело на сайте суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
27.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.10.2021Передача материалов судье
01.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2021Судебное заседание
25.01.2022Судебное заседание
22.02.2022Судебное заседание
10.03.2022Судебное заседание
05.04.2022Судебное заседание
19.04.2022Судебное заседание
30.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2022Дело оформлено
16.07.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее