дело № 2а-595/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 27 августа 2018 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,
при секретаре Кузьминой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Данилова П.С. к администрации Благовещенского района Амурской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельных участков,
У С Т А Н О В И Л :
Данилов П.С. обратился в суд с административным иском к администрации Благовещенского района Амурской области, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлениями в администрацию Благовещенского района о предварительном согласовании предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства общей площадью 1 500 кв.м. в аренду сроком на 20 лет. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ <номер> администрация отказала ему в согласовании запрашиваемых земельных участков на том оснований, что запрашиваемые земельные участки полностью накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером <номер> С указанным отказом он не согласен, так как земельный участок с кадастровым номером <номер> имеет разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, что соответствует назначению испрашиваемого земельного участка, права на него не зарегистрированы, в связи с чем, он может быть испрошен. Кроме того, схемы расположения запрашиваемых земельных участков утверждены отделом ИСОГДМБУ «ИЦБР», что свидетельствует от соответствии схем сведениям, содержащимся в реестрах, отсутствии пересечений, наложений на смежные земельные участки и иных ограничений в отношении запрашиваемых участков. На основании изложенного просил суд признать незаконным отказ администрации Благовещенского района от ДД.ММ.ГГГГ <номер> в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду; обязать администрацию Благовещенского района предварительно согласовать предоставление земельных участков по заявления №<номер>, <номер> от ДД.ММ.ГГГГ для индивидуального жилищного строительства в аренду.
Административный истец Данилов П.С. в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте рассмотрения дела, обеспечил явку своего представителя Благодаревой Д.Ю., которая доводы и требования, изложенные в административном иске, поддержала, на их удовлетворении настаивала.
Представитель административного ответчика администрации Благовещенского района Амурской области Рачко О.С. административный иск не признала, настаивала на основаниях, изложенных в оспариваемом решении.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Данилов П.С. обратился в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлениями предварительном согласовании предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 1 500 кв.м. каждый, расположенных в <адрес>, в аренду на 20 лет.
На указанные заявления администрацией Благовещенского района Амурской области был дан ответ <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Данилову П.С. было отказано в предварительном согласовании предоставления запрашиваемых земельных участков в аренду. В качестве основания отказа в предварительном согласовании земельного участка указано на положения п. 8 ст. 39.15, пп. 2 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, поскольку при проверке представленных координат к схемам расположения земельных участков на кадастровом плане территории установлено, что запрашиваемые земельные участки полностью накладываются на границы земельного участка, ранее учтенного в базе Росреестра с кадастровым номером <номер>.
Не согласившись с указанным отказом, Данилов П.С. обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с приведенными нормами права Данилов П.С. обратился за предварительным согласованием предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства в аренду в администрацию Благовещенского района Амурской области, приложив к заявлениям схемы расположения земельных участков.
Согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Предварительное согласование предоставления земельного участка предполагает предоставление земельного участка без проведения торгов (п. 16 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ), что допустимо в отношении определенной категории земельных участков, указанной в пункте 2 статьи 39.3, статьи 39.5, пункте 2 статьи 39.6 или пункте 2 статьи 39.10 ЗК РФ.
Подпунктом 15 п. 2 ст. 39.6 предусмотрено предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ).
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (подпункт 2 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
В силу ч. 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств в части соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а так же в части соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из заключения МБУ «Информационный центр <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, а также схем расположения испрашиваемых административным истцом земельных участков, они полностью налагаются на земельный участок с кадастровым номером <номер>.
Согласно материалам кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, схема расположения земельного участка с кадастровым номером <номер> была утверждена постановлением администрации Благовещенского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ <номер>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером <номер> имеет площадь 354 314 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, категория земель: для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «временные», дата истечения срока действия временного характера – ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о правообладателях земельного участка отсутствуют.
Изучив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждается факт совпадения местоположения земельных участков, образование которых предусмотрено схемами их расположения, подготовленными административным истцом, с местоположением земельного участка с кадастровым номером <номер>.
Одновременно суд учитывает, что согласование схемы расположения земельного участка постановлением <номер> от ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось администрацией Благовещенского района Амурской области не в рамках действовавшей на момент вынесения указанного постановления ст. 34 Земельного кодекса РФ, регламентировавшей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а по инициативе администрации Благовещенского района Амурской области на основании п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ». После согласования схемы администрация никаких действий по распоряжению земельным участком не предприняла, то есть, по сути, согласованием схемы земельного участка администрация Благовещенского района Амурской области фактически осуществила резервирование земель, не соблюдая необходимые для того процедуры.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности данного администрацией Благовещенского района Амурской области отказа <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, как основанного на формальных основаниях.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Требование Данилова П.С. о возложении на администрацию Благовещенского района Амурской области обязанности предварительно согласовать предоставление земельных участков в аренду, суд считает не подлежащим удовлетворению, поскольку администрацией Благовещенского района Амурской области не было по существу рассмотрено заявление Данилова П.С. в аспекте наличия иных объективных препятствий, установленных законом, к согласованию предварительного предоставления земельных участков.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым избрать следующий способ защиты нарушенного права административного истца, заключающийся в возложении на администрацию Благовещенского района обязанности повторно рассмотреть заявления Данилова П.С. о предварительном согласовании предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства в аренду сроком на двадцать лет, поступившее в администрацию Благовещенского района ДД.ММ.ГГГГ за №<номер>, <номер>.
Кроме того, указанный способ восстановления нарушенных прав избран судом так же в связи с тем, что суд не имеет права предрешать существо решения, принятие которого входит в полномочия компетентного в данных вопросах органа.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Данилова П.С. к администрации Благовещенского района Амурской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельных участков – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации Благовещенского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ <номер> в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду.
Возложить на администрацию Благовещенского района Амурской области обязанность повторно рассмотреть заявление Данилова П.С. от ДД.ММ.ГГГГ <номер> о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду и заявление Данилова П.С. от ДД.ММ.ГГГГ <номер> о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду.
В удовлетворении остальной части административного иска – отказать.
Обязать администрацию Благовещенского района Амурской области сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и Данилову П.С. в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий