Дело № 2-1589/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
**.** 2015 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Лугиной Р.Н.,
с участием представителя заявителя Ивановой Ю.П.,
представителей заинтересованного лица Раева Н.А. и Столяровой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Дзешкевич Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивановой Е.И. об обжаловании действий Управления Министерства внутренних дел России по Псковской области по отказу в совершении регистрационных действий,
УСТАНОВИЛ:
Иванова Е.И. обратилась в суд с заявлением об обжаловании действия УМВД Российской Федерации по Псковской области, в частности, его структурного подразделения - МРЭО УГИБДД, по отказу в совершении регистрационных действий, связанных с заменой кузова в принадлежащем ей автомобиле.
В обоснование указала, что является собственником автомобиля марки «И.». В связи с заменой на автомобиле кузова **.** 2015 года обратилась с заявлением в ГИБДД о внесении изменений в регистрационные данные автомобиля, на что получила отказ, мотивированный тем, что на автомобиль не представлены документы, подтверждающие возможность его допуска к эксплуатации на территории Российской Федерации либо документы, подтверждающие проведение сертификации в установленном порядке, представленное транспортное средство не соответствует сведениям, указанным в представленных на него документах, а также неуплатой утилизационного сбора при ввозе кузова транспортного средства на территорию Российской Федерации. Считая действия УГИБДД УМВД России по Псковской области незаконными, обратилась в суд с заявленными требованиями.
Представители УМВД России по Псковской области полагали требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на законность действий полиции. Указали, что после замены кузова утрачивается основной идентификационный элемент автомашины, происходит фактическое удаление идентификационного номера автомашины, присвоенного организацией изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства. Данное обстоятельство приведет к невозможности идентификации транспортного средства, что согласно пункту 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 N 605 является основанием для отказа в совершении регистрационного действия. Кроме того, Ивановой Е.И. не представлено документов о сертификации или декларированию соответствия замененного кузова в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, что не позволяет определить его безопасность после установки на представленное транспортное средство. Подробно позиция представителя заинтересованного лица изложена в письменных возражениях на заявление, приобщенных к материалам дела (л.д. 24-33).
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Иванова Е.И. является собственником автомобиля «И.», VIN **, госномер **, ** года выпуска, автомобиль зарегистрирован на её имя в органах ГИБДД, допущен к участию в дорожном движении (л.д. 10-11). На автомобиле был заменен кузов, который приобретен заявителем по договору купли-продажи от **.** 2015 года (л.д. 12). Указанный кузов ввезен предпринимателем Крыловым А.С. в Российскую Федерацию **.** 2012 года, выпущен в свободное обращение, что подтверждается таможенной декларацией (л.д. 13 -15).
В связи с заменой кузова Иванова Е.И. **.** 2015 года обратилась в УГИБДД УМВД России по Псковской области с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные автомобиля (л.д.8).
**.** 2015 года Ивановой Е.И. отказано во внесении изменений в регистрационные данные автомобиля со ссылкой на то, что на автомобиль не представлены документы, подтверждающие возможность допуска к эксплуатации на территории Российской Федерации либо документы, подтверждающие проведение сертификации в установленном порядке, представленное транспортное средство не соответствует сведениям, указанным в представленных на него документах, а также в связи с неуплатой утилизационного сбора при ввозе кузова транспортного средства на территорию Российской Федерации (л.д.9).
В силу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно пункту 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711, ГИБДД осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которые регламентируют, в том числе, регистрацию и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдачу регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним.
Абзацем 3 пункта 24 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 № 605, установлено, что государственная услуга по государственной регистрации транспортных средств не предоставляется в случае представления транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами.
При замене кузова транспортного средства аналогичной марки не вносятся изменения в конструкцию транспортного средства. Под изменением конструкции транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения (пункт 2 Приказа МВД РФ от 07.12.2000 N 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору».
Фактически замена кузова - это процесс проведения капитального ремонта транспортного средства. Замена номерного агрегата не только не запрещена действующим законодательством, а напротив, прямо предусмотрена.
Так, в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств обязаны в установленном зарегистрировать или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции в течение 10 суток после замены номерных агрегатов.
Пунктом 4 названного Постановления предусмотрено, что изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Аналогичным образом внесение изменений в регистрационные данные при замене номерных агрегатов предусмотрено пунктами 4 и 8 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств».
Каких-либо исключений для транспортных средств импортного производства нормативные правовые акты не устанавливают.
Контроль за техническим состоянием автомашины после ремонта производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» операторами технического осмотра, аккредитованными в установленном порядке для проведения технического осмотра.
Сведений о несоответствии принадлежащего заявителю автомобиля требованиям безопасности не представлено.
Таким образом, УМВД Российской Федерации Псковской области необоснованно отказало во внесении изменений в регистрационные данные принадлежащего заявителю автомобиля «И.» в связи с заменой кузова автомашины на аналогичный кузов.
Отказ во внесении изменений в регистрационные данные в отношении автомобиля «И.» по причине неуплаты утилизационного сбора при ввозе кузова на территорию Российской Федерации также нельзя признать законным и обоснованным.
В силу пункта 4 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» изменение регистрационных данных колесных транспортных средств не осуществляются, если федеральным законом установлено требование по уплате утилизационных сборов в отношении колесных транспортных средств, в случаях, если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств.
В соответствии пунктами 3 и 4 Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 N 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» взимание утилизационного сбора осуществляет Федеральная таможенная служба. Уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Статьей 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Виды и категории колесных транспортных средств (далее в настоящей статье - транспортные средства), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами 2,3,7 пункта 6 статьи 24.1 названного Федерального закона, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, установлен постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 N 870. Запасные части к автомашинам в указанном перечне отсутствуют.
Таким образом, утилизационный сбор уплачивается за полноценные транспортные средства, ввезенные или изготовленные на территории Российской Федерации, а не за запасные части к ним, в том числе и номерные.
При таких обстоятельствах отказ ГИБДД в совершении регистрационного действия в связи с неуплатой утилизационного сбора за заменяемый кузов, незаконен. Отказ основан на неправильном толковании пункта 4 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938, который фактически означает запрет совершать регистрационные действия в отношении номерных агрегатов, которые сняты с транспортных средств, за которые утилизационный сбор должен был быть уплачен, но не был уплачен. Транспортное средство, с которого снят спорный кузов, в Российскую Федерацию не ввозилось, поэтому оплате утилизационного сбора не подлежало.
Доводы представителей УМВД по Псковской области о том, что после замены кузова автомашины стала невозможной его идентификация, так как кузов является единственным носителем идентификационного номера, не может быть принят во внимание. Процесс идентификации происходит на всей стадии внесения изменений в регистрационные сведения автомашины от подачи заявления, к которому прилагаются документы на замененный кузов, до осмотра и сопоставления с представленными документами на транспортное средство и номерные агрегаты (пункт 41 Административного регламента). Сведения о новом идентификационном номере указываются в графе «особые отметки».
Иные доводы представителей заинтересованного лица, приведенные в ходе рассмотрения данного спора, суд также не принимает во внимание, поскольку они, исходя из данных заявителю ответов, причиной аннулирования регистрации транспортного средства не являлись.
При таком положении суд признает заявление Ивановой Е.И. подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь статьями 194,198,199,258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд
РЕШИЛ:
Заявление Ивановой Е.И. удовлетворить.
Признать незаконными отказ УМВ Российской Федерации по Псковской области от **.** 2015 года в удовлетворении заявления Ивановой Е.И. о совершении регистрационных действий в отношении автомобиля «И.» с идентификационным номером VIN **, связанных с заменой номерного агрегата, кузова с идентификационным номером VIN **.
Обязать УМВД Российской Федерации по Псковской области произвести регистрационные действия, связанные с заменой номерного агрегата с выдачей всех необходимых регистрационных документов и знаков в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с УМВД Российской Федерации по Псковской области в пользу Ивановой Е.И. расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.
В соответствии с частью 3 статьи 258 ГПК РФ в суд должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения настоящего решения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.Н. Лугина